7 сентября судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин обязал Новосибирский государственный университет выплатить штраф размером в 100 тысяч рублей за нарушение законодательства. Заключается оно в том, что Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля при НГУ, в просторечье – физматшкола или ФМШ, созданная в 1988 году, неправильно учит детей. В данном случае «неправильно» означает «слишком хорошо».
– У нас учителей нет – только профессорско-преподавательский состав, который определен нам постановлением Совета министров СССР при создании школы в 1988 году, – объясняет директор СУНЦ, доктор физико-математических наук, профессор Николай Яворский. – Это специальная норма, которая, по логике, выше, чем типовое положение. Отменить ее может только федеральное правительство. При проверке Рособрнадзор, направивший представление в суд, не учел специфику новосибирской ФМШ и ее цели – выявление у одаренных школьников исследовательских способностей. И суд не стал учитывать, что мы не школа-интернат для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на которую рассчитано типовое положение.
В ФМШ отбирают ребят по результатам летней физико-математической и химико-биологической школы, в которой ежегодно обучаются 600-700 детей из 40 регионов России и ближнего зарубежья. Эдгар Макаров, победитель прошлогодней Всероссийской олимпиады по нанотехнологиям, организованной Московским государственным университетом совместно с госкорпорацией «Роснано», например, приехал в СУНЦ из Нижнего Новгорода. Ныне он студент Московского государственного университета, но о любимой школе вспоминает с удовольствием:
– Поступить в СУНЦ НГУ мне посоветовали друзья – сказали, что очень хорошая школа. Посмотрел, понравилось, поступил. Мне очень помогли школьные спецкурсы, в которых нам давали гораздо больше знаний, чем предписано программой. Поэтому в физматшколе немало ребят, которые добиваются успехов.
Михаил Пащенко, преподаватель СУНЦ – тоже, увы, кандидат физико-математических наук, доцент, – рассказал мне парочку историй. Как-то раз академик Лаврентьев принимал группу иностранных журналистов. После знакомства с академгородком его спросили, что он считает самым важным из сделанного в жизни. Ответ был довольно неожиданным. Михаил Алексеевич сказал, что самое важное – физматшкола и клуб юных техников, тоже существующий при поддержке ученых. А патриарх языкознания профессор Кирилл Тимофеев так любил занятия в ФМШ, что писал для нее учебники, организовывал кружки по языку и литературе. А ведь это ребята с техническим уклоном! Но в них развивают все стороны личности, расширяют горизонты, делают универсалов: любознательных, пытливых… Академики и ученые с мировым именем работают с необычными школьниками – подмечают таланты, готовят себе пополнение… Так было начиная с 60-х годов. Из СУНЦ выросло большинство ученых Сибирского отделения Российской академии наук.
– Все изменилось, – вздыхает Михаил Георгиевич.
В самом деле. То, что в ФМШ преподают не учителя, а люди науки, – мера вполне оправданная в свете современных образовательных реформ: часы естественно-научного цикла сокращаются, из программ уходят важнейшие темы. Вырастить будущего физика, математика, химика в школе – задача практически нереальная. Это могут избранные. В омской 88-й школе, например, заслуженный учитель РСФСР Валентина Веприк преподавала математику до 75 лет. До самой смерти. Ее просили поработать еще и еще. Пока была она – были в школе математики…
Страна большая, а учить детей некому. Кроме ученых, которым за это нужно в ноги кланяться, а их требуют уволить… В вину физматшколе, впрочем, ставится отсутствие не только учителей, но и вожатых, нянячек, логопеда. Это кажется уже полным бредом – здесь живут и учатся подростки, точно знающие, чего хотят и способные обходиться без родителей, не то что без нянь. Как говорит по этому поводу новосибирец, доктор социологических наук Константин Антонов, «весь дом сошел с ума – с первого по десятый этаж». Примерно также думает большинство учителей России, взбудораженное новостью.
– Как такое может быть? – удивляется Татьяна Корниенко, учитель математики из Ставрополя. – Я много лет возила в ФМШ на зимнюю школу детей, и всегда восхищалась уровнем и учеников и педагогов.
– Умные люди у нас в стране не нужны… Быдлом управлять легче, – будто отвечает ей Ольга Ушакова, педагог из Мурманской области.
У судьи был выбор из двух документов – типового и специального. Он выбрал типовое: судьи умеют чувствовать время. Примета наших дней – не поднимать других до высокого уровня, а опускать всех до среднего. Не нужны России гении. И даже просто крепкие профессионалы.
– Анекдотичная была бы ситуация, если бы она не вскрывала проблемы современного образования, – считает Андрей Демидов, учитель истории 268-й школы, руководитель межрегионального профсоюза «Учитель». – Я и сам когда-то, победив в краевой Алтайской олимпиаде, занимался в летней школе НГУ, надеясь попасть в физматшколу. Уровень преподавания знаю. Наши педагоги были для нас всем – и учеными, и родителями, и вожатыми. Зачем там няни? Это элитная – в лучшем смысле слова – школа: туда отбирают действительно одаренных ребят, которые интересуются точными науками и хотят посвятить им свою жизнь. Таких школ мало – на данный момент в России функционируют пять: при МГУ, при МГТУ, Санкт-Петербургском госуниверситете, Уральском федеральном университете и Новосибирском госуниверситете. Но они есть. Пока. К сожалению, идет стандартизация школы – все должны быть равны, и то, что наработано прежде, тоже пытаются стереть, чтобы не отличалось. Сколько раз и президент, и премьер говорили о том, что в школы должны прийти талантливые, успешные педагоги? Ну вот, они пришли. И… попали. Боюсь, что это только первая ласточка – уже начались проблемы и у московской школы «Интеллект», тоже по-хорошему элитной. Конечно, давно надо закрепить статус таких учебных заведений. В проекте закона об образовании, представленного правительством, ничего подобного нет, что странно, учитывая официальную направленность российского образования на развитие талантов. А государство должно помогать таким учреждениям, если заинтересовано в развитии науки! В том числе финансово.
Новосибирский университет подал апелляцию в Новосибирский областной суд. Она будет рассмотрена 18 сентября. Решение суда также опротестовал районный прокурор. Депутат горсовета, выпускник НГУ Александр Люлько обещает, что будет бороться за присвоение физико-математической школе особого статуса. Светлана Барам, заведующая кафедрой химии СУНЦ НГУ, член фракции КПРФ, собирается поднимать вопрос на заседании Законодательного собрания области. Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов тоже говорит, что к ФМШ нужно подходить с особыми мерками. Думаю, ее отстоят. В виде исключения. Которое, как известно, только подтверждает правило – наше среднее образование становится все более средненьким…
Комментарии