search
Топ 10

Профессор на своем месте

Как известно, городская власть много делает для столичной системы образования. У каждого префекта нынче свое окружное образовательное пространство, которое входит в общее, московское, и каждый из них старается сделать его самым лучшим. Хорошо, когда префект сам человек высокообразованный и понимающий, как нужно поступать в том или ином случае. Среди московских префектов яркий пример – доктор физико-математических наук, профессор, префект ВАО Николай ЕВТИХИЕВ.

– Николай Николаевич, обычно префекту задают вопрос из области хозяйственной. Мы решили нарушить эту традицию. Вы приветствовали в этом году в Гостином Дворе золотых и серебряных медалистов Москвы. За что вам была такая честь?

– А может быть, просто моя очередь подошла? В прошлом году лучших московских выпускников приветствовала префект Северо-Востока Ирина Рабер.

– Далека от мысли, что это так, потому что по итогам прошлого года Северо-Восточный округ был лучшим в Москве по работе системы образования. То есть, чтобы префекту оказали честь выступить на балу медалистов, должен быть серьезный повод.

– Наверное, все дело в том, что я до сих пор действующий профессор Московского физико-технического института и вся семья у меня всегда была «завязана» на систему образования: дескать, вот тебе и карты в руки – приветствуй лучших выпускников. Я считаю, что средний уровень образования в Восточном округе очень высокий.

– Но ни одна школа ВАО не вошла в Москве в пятерку лучших по результатам конкурса в рамках национального проекта «Образование». Почему?

– Думаю, это просто случайность. В вечер выпускных балов и вручения аттестатов я заезжал в несколько школ (мы договорились, что и я, и все мои заместители в эту ночь побывают в разных школах округа – по 4-5 школ каждый из нас посетит и ребят поздравит). Конечно, я не мог не побывать в своей родной школе №1282 в Сокольниках. 45 человек выпуск, 10 медалей – 2 золотые и 8 серебряных. Это как расценивать? Приезжаю в Богородское, казалось бы, район такой, что, к сожалению, выпал из поля зрения – все хотели попасть на выпускной бал в Измайлово, в Сокольники, в Перово. Приезжаю в школу – восемь медалистов при выпуске в 55 человек. 10 медалей в нашей гимназии – Центре экологического образования, который находится в Сокольниках. Это как расценивать, как не то, что школа – лидер?! По количеству медалистов мы от других округов не отстаем, например, в прошлом году были на первом месте.

– Вы довольны работой окружного управления образования?

– Очень доволен той очень инициативной позицией, которую они занимают. Я с уважением отношусь к работе начальника управления Виктора Михайловича Круглякова. Думаю, что в следующем году мы будем лидерами по школам не только в Москве, но и в России, потому что уровень образования в округе очень неплохой.

– Вам никто не говорил, что вы с Кругляковым за годы работы стали похожи и внешне, и манерой говорить?

– Говорят, что муж и жена – одна сатана, а я скажу: мы – члены одной команды и нет ничего удивительного, что мы понимаем друга друга, что у нас вырабатывается одна манера работы. Это ведь очень важно: понимать друг друга.

– Что вы делаете для своей, Восточной окружной системы образования, какой ее видите в будущем?

– Считаю, что самая главная цель, которую мы должны достигнуть – это получить хорошее новое поколение. Вопрос образования в данном случае важнейший, потому что образование не только технические знания. Не важно, какой, скажем, вуз закончил человек: если он в принципе закончил институт, это значит, что уровень культуры у него значительно выше. Это и есть самое главное – мы должны выучить таких ребятишек, которые придут нам на смену, которые многое умеют и многого хотят, не думая только о себе, а думая о том, какой будет Москва, как будут жить их соседи. Это проблема серьезная. У нас как бы идет некий уклон в индивидуализм, что естественно после подчеркнутого коллективизма, который был свойственен советскому времени, но сегодня ситуация выправляется и много чего обратно возвращается. Мы почему-то в прошлые годы забросили военно-патриотическое воспитание, сейчас оно быстро возрождается – у нас в округе очень быстро, но, простите, есть ли хоть один фильм, сделанный в США, где говорится о какой-нибудь войне, показывается армия и не поднимается американский флаг? Нет. Почему они не боятся открыто пропагандировать свою армию и свое отношение к своей стране, а мы почему-то считаем это зазорным? Почему мы считаем, что такое отношение к флагу и армии – последствия советского периода? Ничего подобного. Если из таких кирпичиков – уважительное отношение к стране, к ее флагу, к ее армии, к своему городу, к своей школе, к традициям – складывать систему того, что мы называем воспитанием человека (а это и дошкольное воспитание, и школьное образование, и внешкольная работа, и патриотическая работа – я горжусь, что в округе нам удалось создать такой великолепно работающий центр молодежных инициатив, что я даже не ожидал замечательных результатов его деятельности), то в целом сумеем воспитать новых людей для будущего. Людей, которые придут нам на смену. Вот это тоже самое главное, все остальное – элементы сугубо технические: как правильно выбрать программу развития образования, как подобрать кадры, какие условия создать для их работы и так далее.

– Вы строите в округе гостиницы, где возьмете кадры для обслуживания?

– Могу сказать, что кадры для обслуживания гостиниц мы в основном набираем, используя трудовые ресурсы округа, в том числе наших колледжей, которые готовят работников гостиничного хозяйства.

– Восточный округ имеет замечательные памятники истории, которые могут существенным образом повлиять на уровень преподавания истории в школах. Что вы делаете для того, чтобы их сохранить?

– Это очень серьезная проблема, так как она весьма затратна, но мы находим средства, поскольку считаем очень важным использование памятников истории в общем процессе образования и воспитания наших детей. Например, есть остров Измайлово, на его территории очень интересный исторический объект – усадьба Алексея Михайловича. На территории Измайлова находятся запасники Исторического музея, и его директор напомнил, что через пять лет исполнится 200 лет со дня победы в Отечественной войне 1812 года, а на острове в Измайлове находятся построенные в начале века архитектором Константином Тоном корпуса, в том числе богадельни для ветеранов войны 1812 года. Было принято решение воссоздавать этот памятник одновременно и как исторический объект «Усадьба Алексея Михайловича», и как памятник войны 1812 года. Было даже предложение сместить центр празднования туда. Времени на все работы остается мало, только-только для того, чтобы провести реконструкцию. Честно говоря, я не вижу там неразрешимых проблем, то, что касается вывода тех предприятий, которые там находятся, так как их там не должно быть. Думаю, что у нас есть очень серьезная почва для договоренностей с федеральными властями, например, сформулировано предложение о создании единого исторического объекта и силами Федерации, и силами Москвы, тем более что нужны серьезные площади для развития Исторического музея и его запасников, все это позволит создать большую экспозицию. Думаю, этот объект станет серьезной основой изучения истории для московских школьников, а также изюминкой для любого туриста, который приедет в Москву. С учетом того, что там есть парк, каскады искусственных прудов, созданные Алексеем Михайловичем, действующая царская пасека, вернисаж «Измайлово», город мастеров, было принято решение о быстрой реконструкции Южной аллеи с созданием моста из настоящего в прошлое. Все это вместе сделает этот кусочек Москвы действительно поистине уникальным.

– Сегодня в Москве стартует эксперимент по модели «Школы будущего». Какую школу будущего в Москве вы себе представляете?

– Вы знаете, вопрос, честно говоря, сложный. Ясно, что такая школа должна быть, что ныне существующая школа должна меняться, как и все остальное, потому что любой организм, например промышленное предприятие, проходит свои стадии – детство, отрочество, юношество, молодость, зрелость, старость. Школа тоже должна меняться, а вот как она должна меняться – это вопрос, требующий осмысления. Хоть я всю жизнь отработал в вузе, много последних десятилетий, правда, на полставки, но все же с ребятами общался постоянно, сказать, как должно проходить это изменение, сразу не смогу. Я только понимаю, что все зависит от поставленной цели и, видимо, создание таких вот цепочек, объединяющих и дошкольное, и школьное воспитание, необходимо. Не так давно Любовь Петровна Кезина совершала объезд нашего округа, выясняя, как выполняется программа «Мой двор, мой подъезд». Ей очень понравились детские сады и школы в Вешняках. Там есть уникальное место, где на небольшой территории недалеко друг от друга расположены две школы и два детских сада. Побывав в них и увидев уровень подготовки, Любовь Петровна предложила нам, а мы с Виктором Михайловичем Кругляковым, естественно, согласились, подготовить предложения о создании на базе этого уголка Вешняков экспериментальной школы будущего. Сейчас мы эти предложения готовим.

– Что в округе появится в новом учебном году?

– Мы добились того, что больше, чем где бы то ни было в Москве, запланировано ввести детских садов. Они будут введены! Я думаю, еще десятка полтора детских садов мы вернем в «первобытное состояние» по самым разным схемам. Где-то это будет компенсационная схема, где-то – просто выкуп, где-то еще что-то, но в принципе вопрос решается, и детские сады снова станут не офисами, а детскими садами. Думаю, к новому учебному году очереди по детским садам в среднем исчезнут как таковые. Дефицит в две с лишним тысячи мест мы ликвидируем, хотя очень тяжело добиться этого: тут и строительство, тут и ремонт, тут некоторое уплотнение для максимального использования тех площадей, которые есть. На следующий год мы ставим уже задачу, чтобы количество вводимых детских садов в 2007 году было не меньше, чем в этом году, и решаем задачу возвращения ясельных групп. Нужда в таких группах колоссальная, для них нужны соответствующие площади. Нам нужно восстанавливать специализированные детские сады, например, с ортопедическими группами, нам нужно начинать сращивание начальных классов школы и детских садаов. К сожалению, решая сегодня проблему увеличения мест в детских садах, мы вынуждены были в некоторых случаях убирать начальные классы из детсадов, против чего возражали родители. Надо обратно возвращать начальные классы в детские сады, потому что это хорошее дело. Для того чтобы сейчас решить задачу дошкольного образования, мы их разъединили, но потом потихонечку нарастим их соседство и сотрудничество в еще больших масштабах, нежели сегодня.

– Скажите, а как вы решаете другую важную проблему – проблему приобщения детей к спорту?

– Чтобы приобщить, нужно прежде всего обеспечить базу для занятий спортом. Поэтому мы очень значительные меры принимаем по развитию досуга детей и, в частности, спорта. Мы договорились, что начиная со следующего года будем сдавать по четыре физкультурно-оздоровительных комплекса в год – два за счет окружного бюджета, два – за счет Москомспорта. Я не говорю про крупные проекты, типа строительства ФОКа в Вешняках на Вешняковской улице, там даже не ФОК, а целый крытый стадион. Недавно принято решение о создании на территории площадью в 32 гектара на границе между Новокосино и Косино-Ухтомским большого спортивного центра. Не говорю, что это стадион, потому что все тут же представляют большую трибуну и футбольное поле. Центр будет спортивным сооружением совсем другого плана. У нас там уже есть бассейн и ледовый дворец, а еще будет построен второй бассейн с длинной водой (их в Москве мало для тренировок спортсменов) – 50-метровой ванной, будет возведен крытый теннисный стадион, физкультурно-оздоровительный комплекс, два футбольных поля с детской школой, и, наверное, самый интересный момент – впервые будет строиться центр детского автомотоспорта с сертифицированными трассами – мотоциклетной и автомобильной – для кросса. Такого в городе пока нет, это большое упущение, потому что тяга к таким занятиям у ребятишек огромная, а заниматься им, собственно, негде. Проект планировки будет к концу 2006 года, надеюсь, что где-то к концу следующего года мы уже приступим к строительству, потому что этот проект не полностью бюджетный. На бюджетные деньги, видимо, будет построен стадион, бассейн и ФОК, а трасса и центр детского автомотоспорта, теннисный центр, футбольные поля вместе с детской школой будут построены на деньги инвесторов. Надеюсь, что за 2-2,5 года мы этот уникальный центр введем в строй и он закроет потребности двух районов в спортивной базе для детского спорта.

– Обычно спрашивают, что даете образованию, а я спрошу: что образование дает вам?

– Надежду, что воспитаем настоящих патриотов Москвы, достойных граждан России. А еще – поколение умных, образованных людей. В Москве нет никаких полезных ископаемых: есть только руки и головы. Поэтому мы должны создавать такие производства, которые востребуют умные головы и грамотные руки. Умных и грамотных нам должно дать образование.

– Николай Николаевич, сегодня много разговоров идет о том, что во власть приходят непрофессионалы. В вашем варианте все наоборот, но скажите, как вы – доктор физико-математических наук, профессор чувствуете себя в кресле префекта, ведь это не тишь кабинета педагога и ученого, а, как говорится, весьма бойкое место?

– Во-первых, не могу сказать, что утверждение о непрофессионализме людей во власти применимо к Восточному округу. В нашей команде много высококлассных специалистов и профессионалов. С другими я не смог бы работать, добиваясь поставленных целей. Во-вторых, я, физик, чувствую себя в кресле префекта нормально. Скажу честно: работа страшно интересная, каждый день разный, и мне эта непрерывная смена событий и моментов очень нравится. Она мне по душе! А потом я ведь прошел и через научно-исследовательский институт – был первым заместителем генерального директора крупного исследовательского объединения, потом поработал в Департаменте науки и промышленности, то есть опыт административной работы есть, и я не могу сказать, что моя работа могла бы быть успешной исключительно в тиши кабинета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту