search
main
0

Профессию выбираем в школе

​В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит принять решение о самоопределении в каком-либо профиле, который, как правило, связан с дальнейшим продолжением образования и будущей профессиональной карьерой. Однако половина учащихся, как правило, свое профессиональное будущее не связывают с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда. К сожалению, на сегодняшний день ни один официальный документ не предусматривает решение этой жизненно значимой для каждого выпускника проблемы. Соответственно и практика не дает положительных результатов.

Социологические исследования показывают, что большинство пятнадцатилетних подростков предпочитают знать лишь основы дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Следует отметить и тот факт, что примерно треть старшеклассников к этому возрасту не готовы выбрать тот или иной профиль обучения. Такая ситуация может быть связана с их личностными особенностями, с качеством преподавания, с тем, что у родителей нет должной психолого-педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении таких проблем, с отсутствием преемственности школы между начальным, средним и высшим профессиональным образованием, а также с нежеланием педагогической общественности уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников. Главный аргумент педагогов – дать учащимся знания, а все остальное приложится.Исходя из этого учащиеся выпускного 9-го класса основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе и совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, за компанию с товарищами, по совету взрослых, которые часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей. Нередко школьники подпадают под влияние СМИ и общественных стереотипов, считая, что располагают достаточной информацией о той или иной профессии, и именно этим объясняют свой выбор профиля дальнейшего обучения.В этой связи необходимость организации работы продиктована тем, что без полноценной информации о самом себе, без достоверного представления о своих особенностях, способностях, умениях невозможно соотнести себя с той или иной профессией. Объективное представление о своих психологических и личностных особенностях, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности собой и становится сильным стимулом для последующей работы по саморазвитию, самовоспитанию (имея такую информацию, учащийся получает возможность развить у себя качества личности, необходимые в понравившейся ему профессиональной области); курсы по выбору имеют личностно развивающую направленность, поэтому данные, полученные в процессе самопознания, позволяют отслеживать изменения в личности учащихся и становятся показателем эффективности определенного курса. Исходя из всего этого в общеобразовательной школе необходима организация психолого-педагогического сопровождения, которое способствует формированию психологической готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии, планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов.Для определения круга проблем при организации психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения школьников в Юго-Западном округе был проведен семинар для ответственных за профориентацию в образовательных учреждениях. Целью семинара было прежде всего освещение актуальных вопросов профориентационной работы в образовательных учреждениях, информирование о деятельности центров социально-трудовой адаптации и профориентации. В рамках семинара были заслушаны доклады, затрагивающие важнейшие проблемы по организации профориентационной деятельности, перспективы развития этого направления: «Формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений Юго-Западного округа с опорными школами по профильному обучению», «Перспективные направления профориентационной работы», «Новые профессии на рынке труда и современная профориентационная литература».По итогам семинара были определены задачи по реализации государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи:    определение приоритетных направлений научных исследований и практической работы по профессиональной ориентации и психологической поддержке учащихся и содействие их осуществлению;    развитие и совершенствование системы и программ профессиональной ориентации;    обеспечение сотрудничества всех заинтересованных организаций на основе общей программы профессиональной ориентации;    создание сетевого взаимодействия как внутри округа, так и за его пределами для осуществления этого вида деятельности, то есть информационного пространства, позволяющего получить учащимся максимум сведений о рынке профессий, спрос на них в регионе;    реализация в полном объеме прав учащихся на профессиональную ориентацию;    рассмотрение аналитических и информационных материалов по вопросам профориентации и психологической поддержки учащихся;    выработка согласованных позиций, решений, концепций по проблемам профессиональной ориентации; содействие профессиональному становлению учащихся.Для организации эффективной предпрофильной подготовки обучающихся необходимо повышение психолого-педагогической компетентности родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников посредством их привлечения к профориентационной работе. Работа с родителями включает тематические родительские собрания, конференции совместно с учащимися и педагогами, родительские всеобучи, тематические вечера, индивидуальные и групповые консультации, организацию встреч родителей со специалистами, анкетирование, тестирование и другие формы.Учитель профильной школы должен оказывать помощь каждому старшекласснику в проектировании индивидуальной образовательной траектории в условиях профильного обучения. Профориентационная работа должна стать не только задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса, поэтому учителям-предметникам необходимо прохождение курсов повышения квалификации, лекториев, семинаров и профессиональной переподготовки.Еще одно важное условие эффективности профориентации в образовательном учреждении – создание единого образовательного пространства, способствующего самоопределению школьника, выстраиванию его индивидуального социального и профессионального маршрута.Таким образом, для эффективной организации профориентационной работы и удовлетворения запроса каждого выпускника по выбору профиля обучения необходимо использовать весь комплекс психологических средств и психолого-педагогических условий, опираясь на деятельность ЦЗ, ЦСТА и ПО, психологической службы школы, поддержку родителей и компетентность учителей и сотрудничество всех заинтересованных организаций на основе общей программы профессиональной ориентации.Т.ПАВЛОВА, И.ПАХОМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте