search
main
0

Профессия по наследству. К душе каждого ребенка нужно найти свой ключик

Оксане КИЕНКО любовь к учительской профессии передалась с генами. Ее мама была талантливой учительницей начальных классов. С раннего детства Оксана привыкла видеть ее в окружении детей и в школе, и дома.

Можно сказать, что я родилась в школе. И с детства мечтала учить самых маленьких школьников. Быть такой же доброжелательной, справедливой и вместе с тем требовательной, как мама, – вспоминает Оксана Валерьевна. – А еще мне хотелось походить на Надежду Дмитриевну Петрунину – первую учительницу моего отца, ставшую затем ему матерью, а мне, следовательно, бабушкой. Так что у нас настоящая династия учителей начальных классов. Были для меня примером: моя любимейшая «классная дама» Лидия Васильевна Узоровская, Валентина Ивановна Грешнова. Любила ее так, что увлеклась химией, которую она преподавала, и даже стала победителем областной олимпиады. С легкостью я могла написать химическую формулу крахмала и целлюлозы. Еще была Валентина Васильевна Ряшина – наша Физя, благодаря которой методом индукции я подсчитала, что проекции наших судеб пересекутся на плоскости жизни.

Конечно, Оксану предостерегали, говорили о трудностях, которые ожидают, о том, что у учителей, к счастью их учеников и к огорчению своих детей, часто школа становится первым домом, а свой собственный – вторым. Но ничто не остановило шестнадцатилетнюю девочку. И она теперь благодарна судьбе.

Педагогическая биография Оксаны Валерьевны начиналась в Саратовской области. И вот уже несколько лет она работает в гимназии №5 города Юбилейного Московской области.

Свой самый первый урок помнит до сих пор. Увидев перед собой более двух десятков внимательных, пытливых детских глаз, она растерялась. Позже поняла, что эта взволнованность никуда не уйдет с годами, она остается с учителем навсегда. Поняла, что с детьми нужно работать, и не со всеми вместе, а с каждым в отдельности. Ведь каждый ребенок – это особая маленькая планета, со своими неизведанными тайнами. И к каждой душе нужно найти свой волшебный ключик.

Она, как и всякий учитель начальных классов, еще и классный руководитель, который всегда стоит на стороне ребенка и не нарушает святого правила: высшая ценность – человек. Старается развить у своих питомцев четыре бинарных чувства: совесть – стыд, долг – ответственность. Ответственность перед страной, другими людьми, самим собой.

Оксане Валерьевне всегда удается заслужить доверие, признательность и взаимопонимание своих учеников. Ребята ее первого выпуска – теперь одиннадцатиклассники – так отзываются о своей первой учительнице: «Она была очень доброй, справедливой и тем не менее требовательной. Нам очень трудно было с нею расстаться».

Это они помогли ей стать более уверенной и сильной. Это они и сегодня приходят к ней в класс, звонят домой, советуются.

Принимая в первый класс своих сегодняшних учеников, она испытала знакомое волнение. Оксана Валерьевна вновь сумела сдружить не только детей, но и их родителей благодаря поездкам по старинным городам Золотого кольца, совместным праздникам и походам.

Конечно, не все дети за короткое время становятся послушными и старательными. Есть в ее четвертом классе мальчик. Ванечка – так ласково называет его Оксана Валерьевна. С первых дней он был ершистым, задиристым забиякой. Мог выкрикивать во время урока, ходить по классу. Маленькие дети, естественно, тут же переключались на него. Что делать? Наказывать бесполезно, тем более что дома мальчика постоянно наказывали. Ему без того жилось нелегко, и он свои обиды, детские переживания выплескивал в классе. И учительница старалась с ним быть по-особому доброй и внимательной, порой не замечала его проказ. Теперь Ванечка стал более уравновешенным, ему уже неловко вызывающе вести себя, огорчать Оксану Валерьевну, которая так добра к нему. Оксана Валерьевна своим мягким ровным голосом таких детей с повышенной нервной возбудимостью успокаивает, как успокаивает человека тихое журчание ручейка или спокойная музыка Баха.

Воспитать детей отзывчивыми, внимательными друг к другу помогают Оксане Валерьевне прогулки в расположенный неподалеку лес. Там у них проходят беседы под открытым небом. Дети вместе с нею наблюдают, как оживает природа весной, как она готовится ко сну поздней осенью. «Деревья и все растения, – объясняет Оксана Валерьевна, – тоже живые существа, и их нельзя обижать, как нельзя обижать людей и животных». Дети вместе с учительницей подкармливают птиц, развешивают скворечники, любуются сотворенными самой природой пейзажами. Слушают тишину. Наблюдают полет птиц. После таких классных часов на природе они становятся добрее и отзывчивее.

Каждую весну все классы 5-й гимназии выходят на субботник, чтобы убрать мусор, накопившийся за зиму. Дети Оксаны Валерьевны выметают все до соринки.

По традиции тоже весной они приводят в порядок территорию лесопарка. Здесь всегда набирается мусора столько, что свежая трава с трудом пробивается. И они все так же добросовестно убирают, как Маленький принц убирал свою Планету.

Оксана Валерьевна с гордостью рассказывает, что ее четвероклассники умеют тонко чувствовать, отзываться на чужую боль, бережно относиться к своим близким.

Однажды на классном часе она им прочитала «Письмо детям» Марины Цветаевой. Его много лет назад Оксана вырезала из «Учительской газеты», которую постоянно выписывала ее мама.

Девочка еще тогда читала мамину любимую газету. Эту вырезку она хранит до сих пор и использует для беседы с детьми. В этом письме в литературной форме и чисто цветаевской манере изложены библейские заповеди. Она обращается к детям, которые, по ее мнению, ничем не отличаются от взрослых. В письме дается несколько советов. Например, если вы куда-то идете и на вашем пути окажется камень, поднимите его, потому что если не вы, то споткнется кто-то другой. Если вы увидели, что на дороге лежит хлеб, поднимите его и положите на забор, потому что мимо могут идти бедные люди, и им легче будет его взять с забора, чем с земли. Говорилось и о любви к ближним, родителям. Марина Цветаева убеждала детей никогда не осуждать своих родителей, вплоть до 40 лет, а дальше – рука не поднимется.

Потом родители рассказывали Оксане Валерьевне: «Наши дети после этого классного часа пришли домой сильно взволнованные, плакали, обнимали нас». Многие попросили: пойдемте скорее в парк и разложим на заборе и на ветках дерева хлеб.

Часто обсуждения, начатые на уроках, особенно на чтении, обществознании, продолжаются на классном часе. Ей приятно было наблюдать, как все эти годы ее питомцы взрослели, развивались, стали интересоваться серьезными вещами. Если раньше они могли задать вопрос, почему солнце ночью не светит, а луну днем не видно, то теперь четвероклассников начали интересовать социальные, политические проблемы. Например, им захотелось узнать, почему молодые люди не хотят служить в армии (многие ее ученики растут в офицерских семьях) или нужно ли идти на выборы, исход которых, по словам взрослых, предрешен? И Оксане Валерьевне приходится отвечать и на такие вопросы. Надо сказать, что и сами родители многому научились у учителя своих детей, хотя она никогда их не поучала, считая это неэтичным, недопустимым. Многие отцы и матери начали относиться к своим дочкам и сыновьям более бережно, боясь ранить нежную душу ребенка.

– Я обращаюсь к своим ученикам: «Дети мои». Не боюсь слова «люблю» и стараюсь, как можно чаще говорить ребятам: «Вы самые лучшие!» Каждый раз спешу в класс с желанием увидеть моих мальчиков и девочек, обнять их, дать им частицу тепла, – говорит Оксана Валерьевна.

Она поставила себе задачу: воспитать у ребят духовно-нравственные и патриотические чувства гражданина страны, помочь им раскрыть свои способности, сплотить учеников, родителей в один дружный коллектив. И это ей удается.

Юбилейный, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте