Дата 5 октября стала профессиональным праздником учителей в 1966 году, когда был принят соответствующий указ ЮНЕСКО на ассамблее в Париже. Россия присоединилась к официальному чествованию педагогов в своем отечестве лишь в 1994 году, хотя задолго до этого День учителя отмечался в первое воскресенье октября.
В относительно недавнем прошлом учительская профессия была одной из самых популярных в обществе. Современную молодежь привлекают иные сферы деятельности. Учителями становятся, в основном, люди, для которых призвание дороже денег. Эта тенденция особенно прослеживается в России.
Профессию учителя по уровню стрессовых нагрузок не без оснований сравнивают с работой авиадиспетчеров, летчиков и пожарных. Однако реально существующие риски с лихвой возмещаются успехами учеников, которые творят будущее. Так было, так есть и так будет.
Так было
Профессию педагога называют если не самой, то одной из древнейших на земле. Еще в V–III веках до нашей эры Александрия отличилась открытием первых школ, в которых воспитанники постигали азы математики, филологии, философии и медицины. Этим она вписала себя в историю как самый прогрессивный центр образования в тогдашнем мире.
Пальму просветительского первенства попыталась перехватить Древняя Греция, где стала доминировать идея о высшем образовании. По инициативе великого философа Платона, наиболее способные ученики не столько занимались изучением прикладных наук, сколько раскрывали свои дарования в философских размышлениях о судьбах мира и человеческого бытия.
Любопытно, что слово «школа» родилось именно в эти достопамятные времена. По-гречески оно означает «досуг», чего не скажешь о современном понятии этого термина. Тогда в школах собирались наименее активные слои общества – старики и дети. Умудренные опытом пожилые граждане по мере сил и способностей передавали свои навыки и знания юным соотечественникам, а главное, присматривали за ними в качестве нянек и воспитателей.
В нашем царстве-государстве первооткрывателем школ стал киевский князь Владимир Святославович, он же – Красное Солнышко, которое взошло над языческой непросвещенной Русью после ее крещения в 988 году. Согласно его указу, боярские отпрыски подлежали обязательному обучению грамоте. Образование было исключительной привилегией мальчиков.
Не прошло и века, как эта несправедливость была устранена стараниями сестры Владимира Мономаха Анны Всеволодовны. В 1086 по ее велению основали церковную школу специально для барышень, которая стала первым в Европе образовательным учреждением, где обучались женщины.
Великий модернист Петр I ввел практику приглашать в Россию учителей из-за границы для обучения и воспитания сановных и боярских детей. Как правило, основное внимание уделялось изучению иностранных языков. По этой причине нанимался также русский наставник, который мог обучить ребенка дисциплинам из гимназического курса.
Так есть
Может показаться странным, но применение телесных наказаний в школах различных стран существует до сих пор. Учителям во многих африканских странах разрешается рукоприкладство в отношении своих подопечных. В Либерии, Кении и Мьянме педагоги используют в своей «просветительской» деятельности плети или трости.
Глядя на них, цивилизованная Великобритания десять лет назад отменила закон о запрете телесных наказаний. Консерваторы объяснили свое решение тем, что якобы современные англичане ведут себя неподобающим образом и чрезмерно увлечены интернетом.
Благо, в нашей стране горох и розги остались в далеком прошлом. Однако российскому образованию осталось в наследство от былых времен немало проблем. Одна из них связана с преимущественным перевесом женщин в учительской среде. По статистике, среди педагогов традиционно не хватает мужчин – 86 против 14 процентов соответственно.
Социологи объясняют такие показатели падением престижа профессии, подорванного низким социальным статусом и неадекватной зарплатой. Тем не менее учителя по-прежнему находятся в лидирующей тройке профессий, которые определяют настоящее и будущее нашего отечества.
А как будет?
Поживем – увидим. Сетевое издание «Учительская газета» от души поздравляет всех учителей страны с профессиональным праздником. Желаем всем крепкого здоровья, счастья и новых творческих успехов на ниве российского образования. А мы всегда будем рядом.
Афоризмы об учителях
Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Белинский).
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (Василий Ключевский)
Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Менделеев).
Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Ландау).
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Владимир Даль).
Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. (Альберт Эйнштейн).
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Светлов).
Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. (Ричард Олдингтон).
Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (Мишель де Монтень).
Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. (Джордж Бернард Шоу).
Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь. (Плутарх).
Никто не сможет научить краба идти по прямой. (Аристофан).
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. (Аристотель).
Время — это великий учитель. Как жаль, что он убивает всех своих учеников. (Луис Гектор Берлиоз).
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд).
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль).
Комментарии