search
main
0

Профессия – это судьба

Сильное государство заботится о профориентации своей молодежи

Успех в деле, которое выбрал на всю жизнь, – надежный фундамент личного счастья. Государство же сильно прежде всего специалистами в разных областях знаний. Социологи вывели закономерность: чем выше в государстве уровень доходов на душу населения, тем больше внимания к профориентации школьников и студентов.

Все работы хороши, но только одна – твоя


Постулаты Фрэнка Парсонса

Впрочем, термина «профессиональная ориентация» на Западе нет. Его заменяет (точнее, замещает) другой – Career Development («развитие карьеры»). Дело не в лингвистических тонкостях – в сути. Понятие «развитие карьеры» более объемное. Оно насыщено другим смыслом.

«Развитие карьеры» – это хорошо выстроенная система подготовки специалистов. Если хотите, это целая индустрия с мощными методическими, информационными, педагогическими ресурсами. Это государственная стратегия знакомства детей и подростков с профессией, направленная прежде всего на индивидуальное развитие личности ребенка от 5 до 14 лет.

В каждом колледже США, каждом университете обязательно есть свой центр развития карьеры. Американский реформатор и просветитель с шотландскими корнями Фрэнк Парсонс был вундеркиндом. В Корнеллский университет Фрэнк поступил, когда ему не было и 15 лет. Окончил его с красным дипломом. Стал инженером-строителем. Работал на железной дороге. Потом преподавал в школе математику и французский язык.

Продолжая перебирать специальности, получил и юридическое образование. Юридическая практика в Бостоне Парсонсу тоже надоела. Фрэнк стал писать учебники по праву. Увлекся социальной философией. В Христианской ассоциации молодых людей, срывая овации, читал лекции по английской литературе. Написал мировой бестселлер «Лучшие книги». Пресытившись славой, забросил и это занятие.

Фрэнк Парсонс создал Колледж социальных наук, в котором занимал профессорскую должность. Через три года непоседа отправился путешествовать по Америке и Европе, пытаясь понять, к чему привели реформы в разных государствах, что стало их причиной. Параллельно разбирался в себе, отвечая на вопрос: что движет им самим в поисках нового рода занятий? Что не дает покоя? Фрэнк Парсонс явно не нуждался в корке хлеба и теплом ночлеге. У него, большого умницы, было все…

В январе 1908 года (Парсонсу было уже за 50 лет) профессор открыл в Бостоне собственное бюро по выбору профессий. Он уже понял главное – чтобы поиски не затянулись, профессионально ориентировать надо с детства. А чтобы сориентировать правильно, чтобы человек угадал свое призвание, необходимо выработать систему норм и правил, которые помогут будущему специалисту лучше познать собственные способности. Программу профориентации (будем называть ее так, по-нашему) Парсонс назвал метко: «Институт выживания». И обозначил цель: «Помочь молодым людям создать успешную карьеру».

Через год, когда профессора уже не было в живых (он внезапно умер в сентябре 1908 года), вышла книга Парсонса «Выбор профессии». Это было не только первое научно обоснованное методическое пособие для молодежи. Это было новое направление в педагогике, психологии, социологии. Книга стала настольной для всех кадровых агентств Америки.

Вот главные постулаты Парсонса. Они до сих пор актуальны:

Выбирая профессию, ты должен прислушиваться не только к собственным склонностям, способностям, интересам, но и четко представлять их границы. Не преувеличивать, но и не преуменьшать собственные интеллектуальные и физические ресурсы. Быть честным перед самим собой. Выбор профессии сравни выбору супруги (супруга).

Выбирая профессию, не надейся на случай. Не иди на поводу у других. «За компанию» судьбу не выбирают.

Ознакомься с десятками профессий, вникни в их суть, не хватайся сразу за удобную работу или ту, что кажется очень удобной и непыльной.

Чисто американский совет – не принимай решений, не проконсультировавшись со специалистом по профориентации, психологом, профессионалом в работе, которую ты планируешь выбрать. Профконсультант должен знать о личности кандидата больше, чем он сам.

В ноябре 1910 года в Бостоне прошла первая в мире конференция по проблемам профориентации. Делегаты из 35 городов выработали принципы, которых придерживаются в США и спустя 110 лет. Вот главные из них:

Чем работа полезнее обществу, тем она престижнее.

Начальная школа не нацеливает ребенка на конкретную профессию, но развивает кругозор.

Средняя школа дает знания о самых разных профессиях, постоянно информируя о новых. Не следует рекомендовать профессию, учитывая только интересы рынка, но игнорируя способности конкретного человека.

Несколько лет спустя эта Бостонская программа была дополнена, адаптирована и внедрена в образовательный курс Гарвардского университета. Сто учителей начальных и средних школ Бостона стали профессиональными консультантами. В течение пяти лет в каждой школе США должность таких консультантов стала обязательной. И тому уже больше века.

По Конституции федеральное правительство США за образование не отвечает. У каждого штата свои законы. Профориентацией молодежи кроме школ, колледжей, университетов занимаются службы занятости. Есть государственные и частные службы занятости. Биржи труда подчиняются Министерству труда. Они оказывают посреднические услуги, обязательно тестируя кандидата на то или иное рабочее место.

Частные агентства занимаются практически тем же, что и биржи труда. Но более качественно и за деньги. Однако ведущая роль в системе профориентации США принадлежит школам. Во всех школах и колледжах США работают консультанты службы Vocational guidance («Профориентация»). Или просто Guidance («Гайденс»). В этой структуре несколько служб. Одна собирает информацию о каждом ученике – учеба, профессиональные интересы, личностно-социальная характеристика. На каждого заведено досье, которое постоянно обновляется.

Вторая служба отвечает за индивидуальные и групповые консультации школьников. Служба трудоустройства, понятно, помогает выпускникам найти конкретное место работы. Наконец, служба контроля отслеживает судьбы выпускников.

В «Гайденс» работают специалисты с высшим образованием, окончившие факультеты профориентации педагогических колледжей и университетов, принадлежащих этой же системе – «Гайденс». Поступить на такой факультет может только тот, у кого есть как минимум двухлетний стаж педагогической работы.

Более того, в США существует специальный закон о профессиональной консультации, принятый 40 лет назад (1981). Закон, подчеркну, а не пожелание. Закон надо выполнять, пожелание, улыбнувшись, можно пропустить мимо ушей.

Новые программы последнего времени Academy X («Академия «Икс») и From school to work («От школы к работе») готовят американскую молодежь к трудовой деятельности. К слову, свежий штрих в ментальность юного американца. Все чаще творческое начало в профессии, ее, если хотите, романтизм американские юноши и девушки ставят выше заработков. Вот вам и пресловутый прагматизм молодых янки. Я вижу в этом, в частности, и результаты работы вековой системы профориентации.

Разведка боем

В ФРГ профориентацией и трудоустройством выпускников школ и частично высших учебных заведений занимается Федеральный институт занятости. В нем работают более 30 тысяч человек. Плюс 700 менеджеров служат в местных региональных агентствах. Этот институт подчиняется Министерству труда и социальных вопросов Германии. В отличие от США в ФРГ законодательно запрещены частные агентства занятости. Не занимаются трудоустройством выпускников и школы.

Это целиком и безраздельно забота, обязанность и прерогатива Федерального института занятости. Функции профориентации и трудоустройства в ФРГ жестко централизованы. Это единая кровеносная система. Координирует работу института Федеральная комиссия по связям, в которую входят представители Министерства образования и Федерального института занятости. Такие комиссии работают в каждой из земель ФРГ.

Школы ФРГ не занимаются трудоустройством, но это не значит, что они безразличны к профориентации учеников. Опросы, тесты, консультации, посещение предприятий, встречи с представителями интересных профессий… Все это обязательно.

Плюс у каждого немецкого школьника есть рабочая тетрадь с общими сведениями о родителях, о склонностях характера, об интересах (книги, кино, компьютерные игры, спорт, хобби…). В этой тетради можно прочесть о том, кем видит себя ученик в будущем, каким профессиям отдает предпочтение.

Эта тетрадь вкупе с отметками по разным дисциплинам и данным тестирования помогает специалистам точнее определить профессиональные склонности ученика. Кому-то советуют продолжать учебу в вузе, а кому-то рекомендуют получить профессиональные навыки в учебных заведениях рангом ниже.

Своя изюминка

В Великобритании своя изюминка в работе по профориентации школьников. Анкеты, тесты, собеседования, консультации… Все это тоже есть. Плюс при многих школах созданы мини-предприятия. Маленькие учебные цеха или фермы – аналоги реальных промышленных цехов и сельскохозяйственных ферм. Школьники сами и рабочие, и бригадиры, и начальники цеха, и директора… Поочередно. В силу своих организаторских талантов.

Популярна двухнедельная практика старшеклассников на производстве. Реальная проверка себя в деле. Разведка боем.

Во Франции проблемой профориентации выпускников занимается государство. И занимается очень серьезно. Недаром Францию считают образцом в Европе в вопросе трудоустройства выпускников школ, колледжей, высших учебных заведений.

Информация превыше всего. Информирован – значит вооружен. В каждом регионе есть филиал Национального бюро информации об образовании и профессиях (ONISEP), которое отслеживает все новости рынка труда.

Центры информации и профориентации тесно сотрудничают с Ассоциацией родителей, биржей труда, центрами профподготовки, Национальным институтом педагогических исследований, Региональным центром педагогической документации (есть и такой).

Центр информации и профориентации реально влияет на выбор французской молодежи в соответствии с запросами рынка труда. В штате центра работают специалисты с высшим образованием, окончившие или Парижский институт исследований в области профессиональной ориентации, или Марсельский институт биометрии человека, Институт психолого-социальных исследований в Бордо, Региональный институт профориентации в Лилле. (Одно перечисление специальных вузов говорит о серьезном отношении французов к проблеме профориентации молодежи.)

У всех этих специалистов на руках дипломы советников-психологов. Все они прошли жесткий конкурсный отбор. Советники по профориентации тесно сотрудничают со школьными психологами, с классными руководителями, родителями учеников.

В каждом классе французской школы есть совет, в который входят школьный психолог, классный руководитель и советник по профориентации из Центра информации.

Профориентация в японской школе начинается в младших классах средней школы. То есть в 12 лет. Японцы убеждены, что именно в этом возрасте у подростка формируются представления о ценности и важности той или иной профессии. На специальных уроках школьникам рассказывают, какие именно профессии востребованы обществом, страной в данный момент, какие перспективы у тех или иных профессий в обозримом будущем.

Теория и консультации со специалистами – замечательно. Но практика – основа основ.

Каждый год учащийся должен попробовать себя в шестнадцати разных профессиях – от служащего банка до дизайнера, от фермера до технолога, от журналиста до учителя…

За учащимися наблюдают психологи. По их рекомендации ученикам предлагается индивидуальная программа профессиональной ориентации.

Профессия – это серьезно. Да что там! Это судьба…

Сергей РЫКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте