search
main
0

Профессия дальнего действия

За каждым успешным человеком стоит хороший учитель

Как проверить, есть ли у человека дар быть педагогом с большой буквы, человеком, который отдаст свою душу? Это же уже совсем особое дело, это призвание. Это служение. Это, я бы сказал, почти на грани монашеского служения. Наставник передает частицу своей души. А то, что он передает еще и информацию, – это дело вторичное.

Протоиерей Александр Мень

 

По Толковому словарю Ожегова наставник – это учитель, воспитатель, руководитель, мастер. Роберт Бойль был наставником у Роберта Гука, Макс Планк – у Альберта Эйнштейна, Василий Жуковский – у Александра Пушкина, Андрей Туполев – у Сергея Королева.

 

У каждого в жизни был наставник. Георгий Панаетович Холиди был моим тренером по водному поло на протяжении 10 лет, под его руководством мы стали большими спортсменами, но главное – он нас научил дружить, быть командой, мужчинами и оставаться ими при любых обстоятельствах. Георгий Панаетович привил нам чувство долга и ответственности. Мы до сих пор дружим, несмотря на время и расстояние. Сейчас мой тренер – советник женской сборной Греции. Он мой наставник.

Считаю наставниками всех своих школьных учителей. Мне повезло, у меня были отличные педагоги: Елена Кузьминична Шелухина, Виктор Брониславович Пташник, Людмила Петровна Сёмке, Галина Семеновна Балакший, Альвина Гавриловна Данюк, Римма Ильинична Денисенко, которые научили любить науку, литературу, историю, искусство, жизнь, быть счастливым. Настоящие наставники, учителя от Бога, порядочные, справедливые, интеллигентные, умные, невыгорающие, влюбленные в свое дело и школу, с горящими сердцами!

Преподаватели университета Виктор Шаховалов, Вадим Черепанов и Виктор Вахромеев открыли мне научный мир с его уникальными и неизведанными гранями. Мы создавали лабораторию радиационного материаловедения, увлеченные новыми открытиями, тайнами ядра, бионикой. При всей важности исследовательской работы находили время для поддержания здоровья, играли в мини-футбол, ходили в горы и водные походы. Я благодарен им за это.

Думаю, что каждый учитель является наставником, под нашим крылом находятся как школьники, так и молодые учителя. Правда, в последнее время замечаю, что многому можно учиться у молодых коллег, и с гордостью считаю их своими наставниками. Наставничество было, есть и будет, пока жива профессия учителя. Сергей Кириенко говорил: «Никакие знания и навыки не передаются иначе как от человека к человеку. За каждым успешным человеком в любой сфере деятельности всегда есть учитель, всегда есть наставник».

В нашем открытом мире учитель может быть наставником для ребят из далеких от него регионов. Таких примеров в современном образовательном мире много. Более двадцати лет в образовательном пространстве России реализуется проект «Межрегиональные экологические экспедиции школьников России» в рамках движения «Учитель года», руководителем проекта является Владимир Головнер, учитель химии московской школы №1539, человек, который считает этот проект делом всей своей жизни. За эти годы в экспедициях приняли участие более 3000 школьников из разных уголков России, написано множество исследовательских работ, реализована масса экологических и гуманитарных проектов. В большинстве случаев наставники и ученики, познакомившись в экспедиции, реализовывали задумки, находясь в сотнях километров друг от друга. Такая практика дает свои положительные плоды.

У нас в крае реализуется проект «ProfНавигатор», который создан Краснодарской краевой организацией Общероссийского профсоюза образования совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Руководитель проекта – Ирина Ганус, заместитель руководителя отдела Краснодарской краевой организации Общероссийского профсоюза образования, человек, влюбленный в свое дело. Амбициозный и очень нужный проект. Активисты клуба «Учитель года Кубани» каждую пятницу становятся наставниками для молодых начинающих учителей из всех муниципалитетов Кубани, а также присоединившихся к реализации проекта соседних регионов. Так, Екатерина Щербакова, лауреат конкурса «Учитель года России»-2022, поделилась опытом мотивации школьников к изучению математики, показала приемы развития критического мышления. Мария Бабченко, учитель английского языка средней общеобразовательной школы №1 Динского района, призер краевого конкурса «Учитель года Кубани»-2022, победитель 2‑го сезона проекта «ТопБлог», финалист Всероссийского конкурса «Учитель будущего», провела для педагогов семинар «Блогосфера+Благосфера». В режиме онлайн начинающие педагоги узнали, как сформировать личный бренд, рассмотрели тренды социальных сетей, разобрали работу с аккаунтом и виды контента, научились составлять контент-план, а также обсудили миссию учителя-блогера. Полина Пятакова, лауреат конкурса «Учитель года России»-2021, рассказала о важном направлении в педагогической работе, о культуре и эстетике проведения уроков и мероприятий. Ее материал стал уникальным путеводителем в лабиринтах школьной жизни. В режиме онлайн начинающие педагоги получили рекомендации по разработке презентаций и разобрали основные ошибки в их оформлении, узнали профессиональные секреты по оформлению раздаточного материала и кабинета, а также обсудили основные принципы тайм-менеджмента. Педагог дополнительного образования средней школы №1 Динского района, победитель краевого конкурса «Четверо смелых», призер краевого конкурса «Педагогический дебют»-2022 Ахад Бикбаев поделился опытом создания медиацентра. Учитель изобразительного искусства средней школы №3 Брюховецкого района лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани»-2022 Надежда Палагута провела для педагогов семинар «Количество не значит качество. Воспитание информационной культуры». Домашним заданием для участников онлайн-семинара стала разработка сценария воспитательного мероприятия. Каждая встреча – это живительный нектар для начинающих учителей, глоток свежего воздуха. Подобные проекты помогают решить проблемы, возникающие у начинающих учителей, найти ответы на злободневные вопросы.

По итогам таких встреч подготовлен методический материал, который внесен в электронный банк.

Эта системная работа проводится уже несколько лет и дает свои положительные результаты. В крае создан Совет молодых педагогов, который помогает в осуществлении обратной связи, в выявлении дефицитов знаний в сфере профессиональных интересов у начинающих учителей, в организации фестивалей и форумов в очном и дистанционном формате, а также в реализации программы комплексного сопровождения молодых педагогов, включающей три образовательных кластера. Активисты клуба «Учитель года Кубани» выступают в роли наставников, и это взаимодействие становится ключевым в профессиональном развитии молодых учителей.

Ежегодным итогом работы стал меж­региональный фестиваль «Взгляд в будущее». В рамках этого меро­приятия педагоги ознакомились с творчеством прекрасного учителя математики из Ростова Михаила Гурова, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»; учителя химии из Ставропольского края Ирины Фоменко, лауреата конкурса «Учитель года России»; воспитателя Анастасии Быстрюковой из Краснодарского края, абсолютного победителя конкурса «Воспитатель года России»; учителя изо и МХК из Республики Башкортостан Ангелины Тимировой, абсолютный победителя конкурса «Педагогический дебют». Завязались дружба и педагогическое общение.

Этот год объявлен Годом педагога и наставника. Отлично. Главное, чтобы хорошее начинание не убили регламенты, нормативные и ненормативные бумаги, псевдокурсы повышения квалификации, отчетность и реперные точки, когда нужно все сдать и в срок выполнить. Важно, чтобы бумаготворчество и формальная работа не отнимали времени и сил, а учительский творческий потенциал не расходовался на толчение воды в ступе. Помните строки Роберта Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле».

 

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии школы №19, учитель года-2000, абсолютный победитель конкурса «Мужская профессия»-2020, Ейский район, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте