search
main
0

Профессионалы. Если коллектив поющий, любая работа спорится

Полевской лицей – одна из самых известных сельских школ в Курской области. И хотя с момента ее открытия в 1970 году закон об образовании успел поменяться неоднократно, местные выпускники твердо уверены: знания, полученные в лицее, – хорошая основа для продолжения образования. Как бы ни переименовывались учебные заведения, их Полевая всегда заслуженно имела повышенный статус. Директором здесь уже 35 лет работает Михаил ШЕЛЕХОВ. При нем открывались сначала физико-математические классы, затем классы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. В школе даже есть статистика: всего за прошедшие годы около 3000 выпускников подготовили для физико-математических факультетов вузов и 2000 – для юридических. А главная особенность школы состоит в том, что в Полевой всегда обучались дети из сельских семей.

В 1984 году в лицее построили интернат на 140 мест и хорошую столовую, и молодежь из соседних районов приезжала получать качественное образование в самую известную в области сельскую школу. Ребята жили и учились здесь. Потом наступили трудные 90-е, за ними – непростые нулевые.- В 2002 году, – рассказывает Михаил Маркович, – я принял в первый класс 8 человек. Хотя до этого к нам приходило по 40 учеников, а то и больше. Тогда, в 2002-м, у нас был наибольший демографический спад, но сейчас ситуация улучшилась. Снова в среднем набираем по два первых класса – 32-33 ребенка стабильно приходят.Со временем обучение в условиях интерната, с отрывом от семьи, оказалось невостребованным. Во всяком случае, пока ситуация такова. Что делать со зданиями? Им нашли новое применение – у лицея появилось дошкольное отделение. Сегодня в нем 60 детей в возрасте от трех до семи лет, а всего в лицее вместе с дошколятами обучаются 382 ребенка.- Уже в наши дни, – продолжает директор, – мы провели реконструкцию корпуса, конечно, при финансовой поддержке Комитета образования и науки Курской области, а также при помощи и постоянном внимании со стороны главы нашего Курского района Владимира Михайловича Рыжикова. И уже второй год мы принимаем в дошкольную группу детей с трех лет.В Комитете образования и науки Курской области открытие дошкольных групп на базе лицея называют положительным опытом по развитию доступности дошкольного образования. Причем речь идет не о группах с кратковременным пребыванием, а о создании условий пребывания ребенка в детском саду в течение всего дня. Сейчас в Курском районе, а именно здесь находятся деревня Полевая и Полевской лицей, планируется открытие дошкольных групп полного дня сразу в нескольких школах. Это помогает решать проблему, характерную для многих регионов, – обеспеченность местами в детских дошкольных организациях.Всего в Курской области с 2011 по 2013 год для дошкольников создано более 8000 мест. За счет строительства новых и реконструкции старых зданий открыты 18 детских садов, а в 113 школах после капитального ремонта и установки всего необходимого оборудования открыли дошкольные группы.- Прежде всего очень довольны родители, – рассказывает Михаил Маркович. – В селе появился свой детский сад с новым ремонтом и новым современным оборудованием. Детям очень интересно, с ними есть кому и где заниматься, при этом они получают качественное дошкольное образование. У нас новая, современная столовая, лицензированный медицинский блок, даже логопед работает, что для сельской школы просто необходимо. И он, и психолог числятся в нашем штатном расписании, а также физрук и музыкальный руководитель. Таким образом, мы даем всестороннюю подготовку каждому ребенку начиная с трехлетнего возраста. Имеем возможность выявить в раннем возрасте дефекты речи и вовремя их исправить. Учителя и воспитатели говорят, что это очень хорошо и помогает в дальнейшем обучении.А началось все с того, что в школу сначала пригласили специалистов из Курска, которые провели исследование и выяснили, что более 50% детей-дошкольников нуждаются в помощи логопеда. С этими результатами директор пришел к главе района, и в итоге в школе появились и логопед, и психолог. По словам Михаила Шелехова, такие специалисты в сельской школе необходимы даже больше, чем в городской, потому что у городских семей больше возможностей. И дело даже не столько в материальных возможностях, а в том, что в городе этих специалистов просто больше. В районах их очень мало, может быть, где-то в райцентрах они есть, а в селах это большая редкость. Хотя детишек с отставаниями в речи много, и в последнее время их число только растет. Например, в Полевой после появления учителя-логопеда Ольги Кривогузовой все дети прошли, что называется, через ее руки.- Я занимаюсь со старшей и подготовительной группами, – говорит Ольга Павловна, – дети 5-6 лет. По первому образованию я учитель начальных классов, сейчас получаю высшее логопедическое. Всего у меня занимаются половина детей из подготовительной и половина из старшей группы. Это довольно много. Получается, что в целом примерно половина детей имеют дефекты речи. В нашей школе этому уделяют серьезное внимание, и это очень хорошо.Заместитель директора по дошкольному воспитанию Галина Николаевна Убоженко проводит нас по детскому саду и показывает все помещения. Двухэтажное здание, на первом – медицинский блок с приемной, прививочным кабинетом, комнатой-изолятором, на втором этаже четыре группы, причем ремонт, игрушки и оборудование такие, что любой городской садик позавидует. Даже обои в спальнях разные, чтобы не повторялись и детям было интереснее. Особая гордость – пищеблок. Здесь все отвечает самым современным требованиям, везде идеальная чистота и порядок.- Только мы на дошкольном отделении останавливаться не собираемся, – говорит директор. – У нас в планах отремонтировать здание старой школы и вывести туда начальные классы. Получится комплекс с дошкольным учреждением, начальной школой и отдельным зданием для средних и старших классов. Да, у нас еще и дополнительное образование есть: 22 года в лицее ведет занятия филиал музыкальной школы, сейчас 25 детей занимаются.Во время экскурсии по основному школьному зданию больше всего запомнился историко-краеведческий музей лицея, в котором шел урок. Посреди кабинета, в окружении исторических документов и реликвий, ребята сидят за одним большим круглым столом, пишут, отвечают на вопросы учителя. Такое чувство, что музей живет, не простаивает в тишине и пыльном покое, а ежедневно скромно воспитывает юные души и напоминает, что в современном мире есть место не только хлебу и зрелищам, но еще и памяти, и вечности…Заведующая школьной библиотекой Нина Еремина рассказывает нам о том, что ежедневная книговыдача – более 40 экземпляров. Самые активные читатели учатся в младших классах и очень любят книги о животных и сказки. Кто постарше, берут литературу для внеклассного чтения, для подготовки к докладам, а еще к ГИА и ЕГЭ.- Это неправда, что не читают сегодня дети. В селе без библиотеки нельзя! – говорит Нина Анатольевна. – К нам специально за классикой приходят и спрашивают русских писателей.Учитель информатики и заведующий кабинетом дистанционного обучения Алексей Анатольевич Безуглов показывает гордость лицея – современный компьютерный класс. Отсюда ученики не только выходят в Интернет, но и проводят видеоконференции с 27-й школой города Курска и школами своего района.- У лицея два филиала, и более 130 детей мы подвозим из семи населенных пунктов, – говорит директор. – Есть 4 автобуса, район помог: отремонтировали дороги, сделали разворотные полосы, построили теплый гараж, и теперь мы в любой мороз выезжаем, для сельской местности это очень важно. И водители у нас хорошие. А совсем недавно мы провели лицензирование предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, чтобы наши медики сами отправляли водителей в рейс. Стало очень удобно, к тому же еще и экономия, раньше мы за эти медосмотры платили 6-8 тысяч рублей. А в следующем учебном году у нас появится хоккейная коробка, на ее строительство планируется потратить 1 миллион 200 тысяч рублей, в финансировании помогает районная администрация. Также мы проведем капитальный ремонт спортзала, а в здании начальной школы – капитальный ремонт отопительной системы. К сентябрю эти работы должны завершиться, и тогда будем делать внутреннюю отделку.Когда общаешься с Михаилом Марковичем, невозможно не заразиться его энергией и положительным энтузиазмом. Его общий директорский стаж – 46 лет, до работы в лицее было директорство в еще одной сельской школе, а еще уроки физики, математики и истории. Ничего удивительного, просто он такой разносторонний человек. А еще самостоятельно освоил игру на баяне.- Хороший директор школы, – говорит Михаил Шелехов, – должен любить свою профессию и быть примером профессионала в работе. Еще уважительно относиться к коллегам. И обязательно вовлекать их в творческую деятельность! Я много работал в трудных коллективах и всегда замечал: как только коллектив запел, сразу отношения улучшаются, все ссоры прекращаются, проявляется творчество, между людьми начинается дружба. А это самое главное, без этого хороших результатов не достигнешь. Курская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте