search
main
0

Профессиональный стандарт педагога

​Мы продолжаем знакомить наших читателей с проектом, который подготовила группа в основном московских педагогов во главе с директором Центра образования №109, членом Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Евгением Ямбургом.

Приложение 3Настоящее приложение состоит из части А, которая устанавливает профессиональные требования к учителю математики и информатики, и части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю русского языка.ВведениеУчитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития, но делает это прежде всего средствами своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения. Поэтому во избежание повторений следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной деятельности.Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и языковая).Второй уровень – овладение культурой (математической и лингвистической).Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования, но такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю-предметнику.Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ).Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры современного человека.Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний, а с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом предметном преломлении.Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда наряду с профессиональными компетенциями учителя-предметника в отдельный раздел выделяются профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую и языковую культуру.Учитывая различия в уровнях подготовки учителей-предметников, в настоящее время термин «должен», означающий обязательность выполнения требований, распространяется только на требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога, который определяет минимальную рамку квалификации.Вместе с тем педагог, рассматривающий профессиональный стандарт как инструмент повышения качества отечественного образования и выхода его на международный уровень, не может не повышать собственный профессионализм.Поэтому в приложениях, раздвигающих минимальные рамки стандарта, наряду с термином «должен» применяется термин «рекомендуется», означающий, что данные требования пока не являются обязательными для всех педагогов, но к их выполнению нужно стремиться, повышая свою квалификацию.Часть АПрофессиональный стандарт учителя математики и информатикиОбщие положенияУчитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики и информатики.Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся будет формирование:    способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность;    способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.Эти способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:- конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения:    формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ),    проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,    выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,    пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например, вычисления),    применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;- способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.Принципиальная особенность школьной математики на начальной и основной ступенях – наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему. На дошкольной ступени также формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов. Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к снижению результативности обучения и качества образования.Математическая компетентность и упомянутые выше более общие свойства математической культуры используются как в других школьных предметах, так и в повседневной жизни учащегося.Роль учителяУчитель математики ведет образовательный процесс в области математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде (ИС).Предпосылки работы учителя    Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:- в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания,- в предметных результатах, относящихся к математике и информатике,- в применении математики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов.    Наличие высшего образования классического университета/технического/педагогического вуза, соответствующего специальности.Предметная компетентность учителя математики и информатикиУчитель должен:    Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с учениками, задачи олимпиад (включая отдельные новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады).    Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя (приближение ближайшего периода для высшей аттестационной категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка девятого класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников, для учителя начальной школы – из открытого банка для четвертого класса – не хуже 95% выпускников).    Владеть основными математическими компьютерными инструментами:- визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов,- вычислений – численных и символьных,- обработки данных (статистики),- экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).    Квалифицированно набирать математический текст.    Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений.    Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся.    Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам.Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуруУчитель должен:    Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение ученика, анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помогать учащемуся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении. Если это целесообразно, то помогать в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения, формировать у учащихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла, поощрять выбор различных путей в решении задачи.    Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка, уметь выполнять задания этих предметов, где существенно математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения.    Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом, поощрять инициативы учащихся по использованию математики.    Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.    Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в естественных (эксперимент) и общественных (опрос) школьных курсах, данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ, выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные.    Создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).    Вести диалог с одним учащимся или с группой (классом) в процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждать правильность решения.    Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Проводить различия между точным математическим доказательством и «очевидностью», в частности, компьютерным приближенным измерением, вычислением.    Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера осваиваемого материала.    Формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики; профессионально использовать ее элементы, знать о возможностях новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретном образовательном учреждении, использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.    Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания. Содействовать мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства предмета, как:- красота (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и предшествующей информацией,- объяснение и предсказание реальности,- преодоление трудности, получение завершенного результата,- соревновательность с собой и другими учащимися.    Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу независимо от абсолютного уровня этого достижения.    Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально.    Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.    Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой, предоставлять ученику подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся.    Предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных учреждениях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.    Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна математика.    Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы одной задачи.    Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогов, в частности тьюторов.    Использовать специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.    Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.    Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).    Работать с родителями, семьей, местным сообществом по проблематике математической культуры.Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатикиУчителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности такие процессы:    Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.    Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его обучения и развития.    Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».    Определение на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС) с помощью (при необходимости) методической службы оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.    Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.    Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.    Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.    Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.    Организация олимпиад, конференций, турниров, математических игр в школе.Часть БПрофессиональный стандарт учителя русского языкаВведениеУчитель русского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, прикладная и жизненно важная дисциплина.Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности.Главный образовательный результат освоения русского языка учащимся – развитие:    коммуникативной способности,    установки на использование этой способности.В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системы текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.Дополнительный образовательный результат – компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации.Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего образования.Базовые понятия, используемые при лингвистическом описании языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике (например, понятия, относящиеся к структуре цепочек). Коммуникативная компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах, прежде всего в литературе.Предметная компетентность учителя русского языкаУчитель русского языка должен:    Соблюдать контекстную языковую норму, не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: слов-паразитов, канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.    Осуществлять автокоррекцию при сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.    Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.    Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона.    Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе, владеть методами и приемами обучения русскому языку как неродному.    Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.    Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.    Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.    Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).    Учителю рекомендуется использовать информационные источники (в Интернете), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.    Быть активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуруУчитель должен:    Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.    Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате.    Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.    Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.    Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций, организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.    Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы, поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.    Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.    Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся чувство меняющегося языка.    Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого бытового подхода («народной лингвистики»).    Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма).    Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.Общепедагогическая компетентность учителя русского языкаУчителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:    Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.    Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».    Определение на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС) с помощью (при необходимости) методической службы оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.    Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.    Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.    Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.    Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.    Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте