search
main
0

Профессиональный союз – модернизации образования

21 марта на заседании Исполнительного комитета профсоюза были приняты документы, определяющие первоочередные задачи профессионального союза в 2012 году. В ходе реализации комплексных проектов модернизации образования в регионах профсоюз продолжит добиваться повышения оплаты труда учителей и других работников отрасли, совершенствования порядка и условий аттестации педагогических кадров, повышения их квалификации, принятия мер по привлечению в школы молодых специалистов. Запланированы и мероприятия по совершенствованию деятельности профсоюза в современных условиях. С основным докладом на заседании Исполкома выступила заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова.

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)ИСПОЛКОМ ПРОФСОЮЗАПОСТАНОВЛЕНИЕ21 марта 2012 г.                        №9О задачах Профсоюза, его организаций по повышению и совершенствованию оплаты труда педагогических и иных работников образования, совершенствованию порядка и условий аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, по повышению их квалификации с учетом реализации в 2012 году комплексов мер по модернизации региональных систем общего образованияЗаслушав и обсудив информацию заместителя председателя Профсоюза Т.В. Куприяновой, члена Совета Министерства образования и науки РФ по рассмотрению комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования в 2011 году и проектов комплексов мер на 2012 год, Исполнительный комитет Профсоюза отмечает.В результате принятых субъектами РФ обязательств в сентябре 2011 года среднемесячная заработная плата учителей в 40 субъектах Российской Федерации превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике I квартала 2011 г., в 4 регионах – достигла среднемесячной заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации, в 38 регионах – увеличилась не менее чем на 30 процентов по сравнению с I кварталом 2011 года.Среднемесячная заработная плата учителей в октябре 2011 г. в 50 субъектах Российской Федерации превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике, в одном регионе – достигла среднемесячной заработной платы по экономике, в 31 регионе – увеличилась не менее чем на 30 процентов по сравнению с I кварталом 2011 года.Среднемесячная заработная плата учителей в ноябре 2011 г. в 57 субъектах Российской Федерации превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике, в одном регионе – достигла среднемесячной заработной платы по экономике, в 24 регионах – увеличилась не менее чем на 30 процентов по сравнению с I кварталом 2011 года.Среднемесячная заработная плата учителей в декабре 2011 г. имела по большинству субъектов РФ более высокие показатели по сравнению с ноябрем в связи с принятием в регионах решений по выплате премий и дополнительных стимулирующих выплат по результатам работы за год.Прирост заработной платы учителей в абсолютном выражении достаточно резко отличается по субъектам РФ и внутри регионов – в зависимости от принятого в регионах порядка повышения постоянной части заработной платы и стимулирующих выплат, размера учебной нагрузки и многих иных факторов. Так, прирост среднемесячной заработной платы учителей в ноябре 2011 года в абсолютном выражении составил по сравнению с их среднемесячной заработной платой за I квартал 2011 года в Тверской, Курганской, Оренбургской, Псковской областях – до 1,7 тыс. руб., в половине субъектов РФ – от 4 до 7 тыс. руб., в то время как в Москве – 12,3 тыс. руб., в Ямало-Ненецком автономном округе – 15,6 тыс. руб., в Чукотском автономном округе – 16,7 тыс. руб.Эти обстоятельства продолжают вызывать вопросы и недовольство немалой части учителей и диктуют необходимость проведения постоянного мониторинга изменений, происходящих в оплате труда учителей, анализа причин этих изменений и проведения на этой основе консультаций и переговоров Профсоюза с властью с целью совершенствования оплаты труда, повышения прозрачности и объективности материальной оценки труда учителей. По-прежнему актуальной остается задача повышения эффективности информационной и разъяснительной работы с учителями и другими категориями педагогических работников общеобразовательных учреждений по вопросам начисления заработной платы.В результате проходивших в течение всего 2011 года консультаций и переговоров Профсоюза, его организаций с государственными органами власти, органами местного самоуправления в 57 субъектах РФ проведено повышение заработной платы других категорий педагогических работников (кроме учителей), в ряде из них – в размере, превышающем официальный уровень инфляции, в том числе:в 26 субъектах РФ – педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений (от 15,5 до 40%);в 15 субъектах РФ – всем категориям педагогических работников (от 5 до 30%);в 16 субъектах РФ – отдельным категориям педагогических работников (от 6 до 41%).В связи с этим Исполком Профсоюза полагает необходимым проведение в 2012 году активных переговоров и консультаций с властными структурами всех уровней о незамедлительном принятии решений о реализации проектов поэтапного повышения заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений среднего и высшего профессионального образования в рамках модернизации соответствующих систем образования начиная с 2012 года (по аналогии с порядком реализации проекта модернизации региональных систем общего образования).Исполком Профсоюза отмечает, что в условиях формирования общероссийской системы оценки качества образования активизировалась работа по формированию в субъектах Российской Федерации региональных систем оценки качества образования.Совершенствование форм и методов оценки качества и эффективности труда учителей и других педагогических работников общеобразовательных учреждений находится в центре внимания органов власти всех уровней. В целях выработки объективных и прозрачных механизмов и инструментария для оценивания качества труда учителя проводятся целенаправленные мониторинговые и диагностические обследования индивидуальных достижений учащихся, разрабатываются стандарты профессиональной деятельности учителя, разрабатываются компетентностные модели выпускника педагогического вуза и др.Члены Исполкома Профсоюза обращают внимание региональных, местных и первичных профсоюзных организаций на необходимость подбора наиболее активных и квалифицированных учителей – членов Профсоюза для включения в работу по определению наиболее эффективных форм и методов оценки качества труда учителя, созданию профессиональных стандартов в сфере образования, совершенствованию показателей для установления стимулирующих выплат.Исполком Профсоюза отмечает, что хотя аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений не стала обязательным мероприятием, финансируемым за счет субсидий из средств федерального бюджета ни в 2011-м, ни в 2012 году в рамках реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования (МРСО), она тем не менее применяется в качестве отдельного показателя оценки эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидий.Этот показатель представлен в виде доли учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей. Вместе с тем предложенная формула расчета доли учителей не позволяет оценить в полной мере уровень достижения обязательств по аттестации, взятых субъектами РФ.При рассмотрении итогов реализации комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования в 2011 году на заседаниях Совета Минобрнауки России в январе 2012 года удалось выяснить по 18 субъектам РФ, что ряд учителей не прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности в 13 субъектах РФ, не подтвердили заявленную квалификационную категорию – в 11 субъектах РФ, отозвали заявления на прохождение аттестации на квалификационную категорию – в 4 субъектах РФ.Члены Исполкома Профсоюза уверены в том, что в целях защиты прав и профессиональных интересов педагогических работников при аттестации необходимо выявлять информацию о количестве педагогов, которым не подтверждена квалификационная категория, либо о количестве тех, кто отозвал заявление об участии в проведении аттестации на квалификационную категорию, а также о количестве педагогов, которые не смогли подтвердить соответствие занимаемой должности, с уточнением конкретных причин по каждому такому случаю.Это позволит оценить результаты аттестации не только с точки зрения изменения структуры педагогических кадров по результатам проведения аттестационных процедур в 2011 году, но и с точки зрения оценки применяемых форм аттестации, выявить формы, соответствующие притязаниям педагогических работников, а также формы, вызывающие у педагогов, особенно у молодых специалистов, наибольшие трудности.С учетом проведенного экспертами Профсоюза анализа нормативных правовых документов субъектов РФ можно сделать вывод о том, что до настоящего времени в них остаются нерешенными вопросы разграничения полномочий между государственными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования, органами местного самоуправления и отдельными структурами, привлекаемыми к проведению аттестации, а также вопросы правомерности применения административных регламентов по предоставлению органами исполнительной власти субъектов РФ государственной услуги по аттестации. Требуется организация дополнительного анализа правоприменительной практики проведения каждого вида аттестации с целью выявления положений, требующих совершенствования на федеральном уровне.Исполком Профсоюза обращает внимание на отмеченную в комплексах мер по МРСО ряда субъектов РФ положительную практику проведения республиканских (областных), зональных, межведомственных семинаров, в ходе которых общественные эксперты аттестационных процедур обучились новым методикам оценки квалификации педагогических работников, а также на практику обучения членов экспертных групп аттестационных комиссий по вопросам методики и процедуры аттестации, которое осуществлялось по инициативе и (или) при непосредственном участии региональных организаций Профсоюза.Исполком Профсоюза констатирует, что из информации субъектов РФ не представляется возможным оценить эффективность применения «Методики оценки уровня квалификации педагогических работников под редакцией В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой», а также выяснить, в каких субъектах РФ она используется для анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников и подготовки соответствующих экспертных заключений для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а в каких – для проведения квалификационного испытания в письменной форме с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.Члены Исполкома Профсоюза выражают озабоченность в связи с поступающей из ряда регионов информацией о трудностях, испытываемых педагогическими работниками при прохождении аттестационных процедур с применением ИКТ-технологий. В частности, установление автоматизированного (компьютерного) тестирования как единственной формы квалификационного испытания или требование об оформлении и передаче в аттестационную комиссию (или экспертам) документов и других аттестационных материалов (например, портфолио) только в электронном виде представляют сложность для работников учреждений дошкольного образования и других образовательных учреждений, если эти учреждения недостаточно оснащены компьютерами или в них ограничен доступ к Интернету.Выявлены случаи значительного увеличения количества методических мероприятий, устанавливаемых для учителей начальных классов, педагогов дошкольных учреждений из-за включения в критерии их оценки результатов участия обучающихся, воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах.Исполком Профсоюза обращает внимание всех организаций Профсоюза на необходимость выявления проблем, возникающих не только в процессе организации проведения аттестации, но также проблем, связанных с содержанием этих процедур, с объемом ресурсных затрат педагогов, экспертов, членов комиссий, что позволит Профсоюзу определить пути совершенствования содержательных условий аттестационных процедур, направленных на ликвидацию избыточных форм, сокращение аттестационных материалов, обеспечение их доступности для всех категорий работников.Дополнительного внимания со стороны Профсоюза требует оценка условий проведения аттестационных процедур (комфортность мест проведения квалификационных испытаний, оснащение их доступным для педагогов оборудованием, в том числе компьютерной техникой, Интернетом, специальной литературой и пр.).Члены Исполкома Профсоюза отмечают, что, к сожалению, в комплексах мер по МРСО уделяется недостаточное внимание представлению информации о механизмах повышения оплаты труда учителей за квалификационные категории (доплатах, надбавках, повышающих коэффициентах и др.), применяемых в положениях об оплате труда работников общеобразовательных учреждений. Это позволяет сделать вывод о том, что государственные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, не уделяют должного внимания оценке влияния этого способа повышения уровня оплаты труда педагогических работников на процессы модернизации региональных систем общего образования, а также необходимости реализации субъектами РФ одной из основных задач аттестации, связанной с обеспечением дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.Значения показателей повышения оплаты труда работников за квалификационные категории, установленные на региональном и территориальном уровнях субъектов РФ, до сих пор не стали мерилом для оценки эффективности применяемых в общеобразовательных учреждениях новых систем оплаты труда.Исполком Профсоюза выражает уверенность в необходимости систематического выявления значений показателей дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников в зависимости от квалификационной категории, установленных субъектами РФ, с целью определения их роли в формировании структуры заработной платы педагогических работников в новых системах оплаты труда, в изменении заработной платы конкретных педагогических работников с учетом различий по уровню образования, стажу, виду педагогической деятельности.Это позволит, по мнению Исполкома Профсоюза, не только изучить и оценить сложившуюся систему показателей, обеспечивающих дифференциацию уровня оплаты труда педагогических работников в зависимости от квалификационной категории, но и уточнить направления работы Профсоюза по защите прав и профессиональных интересов членов Профсоюза в части обеспечения карьерного роста педагогов через повышение заработной платы, в том числе по результатам аттестации.Признавая ключевое значение реализации задачи по доведению среднемесячной заработной платы учителей до среднемесячной заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации, заявленной в проекте модернизации региональных систем общего образования, Исполком Профсоюза отмечает также важную роль в создании современных, здоровых и комфортных условий обучения учащихся и условий труда педагогов всех мероприятий, связанных с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, приобретением оборудования, развитием школьной инфраструктуры, пополнением фондов школьных библиотек, обновлением программного обеспечения и приобретением электронных образовательных ресурсов для развития дистанционного обучения, проведением капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений.Исполком Профсоюза отмечает, что включение в комплекс мер по МРСО мероприятия по повышению квалификации и профессиональной подготовке руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, а также включение в состав показателей результативности предоставления федеральной субсидии показателя «Доля руководителей учреждений и учителей, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений» послужили реальным стимулом для активизации работы в регионах по внедрению новых моделей повышения квалификации педагогических и руководящих работников и совершенствованию порядка ее финансирования.По информации, содержащейся в региональных комплексах мер по МРСО, в 40 субъектах РФ реализуются инновационные модели организации повышения квалификации с использованием дистанционного обучения и стажировочных площадок, персонифицированные, модульно-накопительные системы повышения квалификации.В Самарской области успешно реализуется модель повышения квалификации на основе именного образовательного чека, в Республике Хакасия эта модель введена в 2011 году, в Республике Бурятия и ХМАО планируется ее введение.Практически всеми субъектами РФ, за небольшим исключением, выполнены обязательства по повышению квалификации учителей начальных классов для работы по ФГОС. В 2012 году во всех субъектах РФ планируется увеличение доли учителей и руководящих работников образовательных учреждений, которые будут проходить повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС.Вместе с тем, по мнению Исполкома Профсоюза, во многих регионах определена неоправданно малая доля средств федеральной субсидии, направляемых на повышение квалификации и переподготовку кадров. Так, в среднем по Российской Федерации доля средств на эти цели в 2011 году составила 2%. В 2012 году, при отсутствии пока обобщенных данных по всем регионам, можно сделать предварительный вывод о сохранении этой тенденции, учитывая, что доля средств федеральной субсидии, используемых в субъектах РФ на повышение квалификации, колеблется от 0,2% до 12,2%, при этом в 23 регионах составляет менее 1%, в 32 регионах – от 1% до 3%.При этом, к сожалению, из материалов комплексов мер, предусмотренных на 2011 и 2012 годы, не удалось установить, в какой мере в субъектах РФ использовали реальную возможность направить средства федеральной субсидии и на плановое повышение квалификации (не реже одного раза в пять лет) тех педагогических работников, которые не подлежат первоочередному повышению квалификации в связи с переходом к работе по ФГОС.Отсутствует информация о включении в расходы на повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений в рамках проекта МРСО необходимых затрат на оплату им в соответствии с законодательством командировочных расходов в случае прохождения повышения квалификации вне места их постоянного проживания.Анализ порядка финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, представленного в комплексах мер, позволяет сделать вывод о том, что наряду с финансированием расходов на повышение квалификации педагогических работников на основе предоставления именного образовательного чека в двух субъектах РФ (в Самарской области и Республике Хакасия), лишь в 12 субъектах РФ предусмотрены средства на повышение квалификации в нормативах финансирования общеобразовательных учреждений, а в 5 субъектах РФ – средства на повышение квалификации включены в субвенции, направляемые в муниципальные бюджеты из региональных бюджетов, которые затем распределяются муниципалитетами между общеобразовательными учреждениями.Исполком Профсоюза отмечает, что установление в большинстве субъектов РФ государственного задания на оказание образовательных услуг по повышению квалификации учителей по-прежнему одному-единственному учреждению дополнительного профессионального образования (ИПК или ИРО) часто является реальным препятствием для преодоления архаичных форм повышения квалификации, развития персонифицированных моделей повышения квалификации, реализации возможности выбора педагогическими работниками образовательных учреждений программ и места (учреждения) для повышения квалификации.Исполком Профсоюза обращает внимание территориальных организаций Профсоюза на то, что включение Постановлением Правительства Российской Федерации в комплекс мер мероприятия по пополнению фондов школьных библиотек предоставило возможность субъектам РФ направить часть средств федеральной субсидии на приобретение не только учебников, но и необходимой учебно-методической литературы для учителей. К сожалению, такую возможность предполагают использовать в 2012 году пока только в Брянской области.Исполком Профсоюза отмечает, что в комплексах мер по МРСО лишь ряда субъектов РФ (Белгородская, Ивановская, Липецкая, Тверская, Томская области, Красноярский край) содержатся мероприятия, направленные на выравнивание обеспеченности современным оборудованием и необходимыми ресурсами всех школ, что является крайне важным в связи с углубляющейся дифференциацией школ по уровню ресурсной обеспеченности и, следовательно, по качеству образования.Исполком Профсоюза обращает внимание на сложившуюся в ряде регионов России положительную практику принятия решений по оснащению школ различным оборудованием, в том числе компьютерным, с учетом рекомендуемого Министерством образования и науки РФ перечня оборудования учреждений общего образования при его закупке в рамках проекта модернизации региональных систем общего образования (МРСО), а также на основе определяемых базовых (минимальных) требований к уровню оснащенности школ (Челябинская, Липецкая, Томская области, Приморский и Красноярский края, Республика Тыва и др.).По мнению членов Исполкома Профсоюза, представляется крайне важным активизировать работу региональных, местных и первичных организаций Профсоюза по внесению дополнений в соглашения и коллективные договоры в целях улучшения условий труда педагогических и иных работников общеобразовательных учреждений путем совершенствования порядка ресурсного обеспечения учреждений, в том числе обеспечения их современным оборудованием.Требует дополнительного внимания со стороны профсоюзных организаций решение проблемы своевременного и эффективного обучения учителей при оборудовании для них автоматизированных рабочих мест (АРМ) либо при введении программно-технологического комплекса «Рабочее место учителя и ученика», в том числе на основе использования положительного опыта организации обучения (Красноярский край – внедрение «быстрых программ подготовки учителей и руководителей школ к работе на новом оборудовании», Свердловская область – введение сертификационного тренинга при установке нового оборудования).Исполком Профсоюза вновь отмечает необходимость организации и проведения мониторинговых исследований интенсивности труда учителей в связи с углублением процессов модернизации общего образования, с поэтапным введением федеральных государственных образовательных стандартов.Представляется весьма актуальным проведение переговоров региональных организаций Профсоюза с представителями власти по вопросу включения в норматив финансирования реализации основных общеобразовательных программ при введении ФГОС НОО расходов на внеурочную работу, поскольку лишь в 19 субъектах РФ в связи с отменой рекомендаций Минобрнауки РФ в норматив финансирования включены расходы на внеурочную работу, в том числе в 6 субъектах РФ – в объеме 10 часов, еще в 4 субъектах – по 3-4 или 5-6 часов.Исполком Профсоюза выражает озабоченность тем, что в большинстве субъектов РФ по-прежнему не созданы условия для стабильной работы общеобразовательных учреждений путем их финансирования на основе региональных нормативов, которые используются для формирования субвенций, направляемых из бюджетов субъектов РФ муниципальным бюджетам. Бюджетные средства по региональным нормативам доводятся до общеобразовательных учреждений лишь в 12 субъектах РФ.Озабоченность вызывает также проведенный образовательными учреждениями большинства субъектов РФ форсированный переход к реализации Федерального закона №83-ФЗ в 2011 году и с 1 января 2012 года. При этом установлены государственные (муниципальные) задания лишь на выполнение образовательных услуг с использованием преимущественно индивидуальных или групповых нормативов при финансировании затрат на их выполнение. Особое беспокойство вызывает отсутствие в перечнях государственных и муниципальных образовательных услуг, реализуемых образовательными учреждениями, утвержденных во многих регионах, целого ряда услуг, связанных с воспитанием, уходом и присмотром за детьми, что с большой долей вероятности может привести к сокращению финансирования образовательных учреждений.Установление государственных (муниципальных) заданий по содержанию имущественного комплекса образовательных учреждений, а также нормативное финансирование расходов на выполнение этих заданий в большинстве субъектов РФ не производится (по информации регионов, за исключением 3 субъектов РФ – Астраханская, Новосибирская области, Кабардино-Балкарская Республика).Нечетко определенные права и обязанности образовательных учреждений, неясные условия их функционирования при достаточно формальном переходе к реализации Федерального закона №83-ФЗ отразились на порядке распределения образовательных учреждений по новым типам.На основании неполной информации из 35 субъектов РФ установлено, что большинство общеобразовательных учреждений перешли:- в тип бюджетных учреждений (БУ) – в г. Москве, Липецкой, Нижегородской (92%), Вологодской (100%), Ленинградской, Мурманской, Астраханской (100%), Ростовской областях, республиках Марий Эл (98%), Тыва (92%), Чеченской (95%), Кабардино-Балкарской (75%), ЯНАО (около 90%);- в тип казенных учреждений (КУ) – в Костромской (96%), Курганской (100%), Ульяновской (64%) областях, республиках Карелия (80%), Карачаево-Черкесия (100%), Ингушетия (100%), Камчатском крае (79%), Еврейской АО (66%).Общеобразовательные учреждения распределились между бюджетными и казенными учреждениями примерно в равных долях – в Краснодарском крае (46% БУ и 50% КУ), Иркутской области (59% БУ, 37% КУ).Общеобразовательные учреждения, перешедшие в тип автономных учреждений, составляют в Новгородской области 88,2%, Пермском крае – 25%, в 8 субъектах РФ – от 2 до 12%, в 12 субъектах РФ – от 1 до 50 учреждений.Члены Исполкома Профсоюза обращают внимание региональных и местных организаций Профсоюза на необходимость усиления мониторинговых исследований и анализа ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений в условиях перехода к реализации Федерального закона №83-ФЗ с целью предотвращения снижения уровня социальных гарантий и нарушения трудовых прав работников, своевременного внесения изменений и дополнений в коллективные договоры и соглашения для решения задач обеспечения защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов членов Профсоюза.По мнению Исполкома Профсоюза, внимание к мерам, направленным на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения, в рамках комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования, уделенное в постановлении Правительства Российской Федерации №1176 от 29.12.2011 г., привело к активизации работы многих субъектов РФ по решению этой задачи.Основными направлениями работы в субъектах РФ по привлечению молодых учителей стали: широкое распространение целевой контрактной подготовки педагогов, создание постоянно действующих советов, клубов, ассоциаций молодых педагогов, проведение конкурсов педагогического мастерства, фестивалей, форумов, слетов молодых учителей, совершенствование форм профессионального сопровождения молодых педагогических работников, включая распространение «Школ молодого специалиста» и развитие наставничества; распространение мер социальной поддержки в виде единовременных выплат, ежемесячных надбавок и доплат, применение различных механизмов решения проблем обеспечения жильем молодых учителей.Вместе с тем члены Исполкома Профсоюза отмечают, что далеко не во всех субъектах РФ меры по привлечению и закреплению молодых учителей в сфере образования определяются на региональном уровне. Устанавливаемые единовременные выплаты, ежемесячные доплаты, надбавки и другие меры являются недостаточными и не обеспечивают необходимый уровень мотивации для сохранения молодых учителей в профессии, что во многом объясняется отсутствием скоординированных усилий и программных действий региональных и муниципальных органов власти, общественных объединений.В настоящее время региональные программы «Педагогические кадры» реализуются лишь в 2 субъектах РФ – в Республике Башкортостан и Оренбургской области, разрабатываются такие программы в Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе.Исполком Профсоюза обращает внимание региональных, местных и первичных профсоюзных организаций на тот факт, что в условиях усиления внимания к проблеме обновления педагогического корпуса общеобразовательных учреждений, доля учителей пенсионного возраста колеблется по регионам от 17-18% до 34% и более, а выплаты учителям, уходящим на пенсию, осуществляются лишь в 19 субъектах РФ. При этом единовременные выплаты (от 5 тысяч до 100 тысяч рублей) осуществляются в 13 субъектах РФ, ежемесячные выплаты учителям на пенсии, имеющим почетные звания – в 3 субъектах РФ, с 2012 года планируются еще в 3 субъектах РФ.Исполнительный комитет Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Принять к сведению информацию заместителя председателя Профсоюза Т.В. Куприяновой о реализации комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования в 2011 году, о мероприятиях и проблемах реализации региональных комплексов мер в 2012 году.2. Исполкому Профсоюза:2.1. Добиваться:принятия на федеральном уровне решений о реализации проектов, предусматривающих поэтапное доведение в течение 2012-2013 годов во всех субъектах РФ среднемесячной заработной платы учителей и других педагогических работников учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования детей до уровня не ниже среднемесячной заработной платы по экономике соответствующего субъекта РФ; принятия конкретных мер по поэтапному доведению начиная с 2012 года среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений среднего (включая начальное) профессионального образования до уровня не ниже 150 процентов среднемесячной заработной платы по экономике соответствующего субъекта РФ, а среднемесячной заработной платы работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования – до уровня не ниже 200 процентов среднемесячной заработной платы по экономике в Российской Федерации;установления Правительством Российской Федерации размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений образования в качестве федеральных государственных гарантий по оплате их труда, в том числе по первой профессиональной квалификационной группе должностей – на уровне не ниже определяемого на федеральном уровне и утверждаемого Правительством РФ размера прожиточного минимума трудоспособного населения;определения в законодательном порядке механизма индексации заработной платы в целях безусловного выполнения требований Трудового кодекса РФ по повышению реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с ростом потребительских цен и тарифов.3. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации:3.1. Сформировать с участием Общероссийского профсоюза образования рабочие группы в целях:- создания методических материалов (в виде методики, разъяснений, оценочно-аналитических материалов) как единообразной основы для проведения экспертизы региональных нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации по вопросам аттестации с целью выявления положений, требующих дополнительных разъяснений и (или) совершенствования положений Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;- уточнения показателей оценки эффективности использования и соблюдения условий предоставления федеральных субсидий по вопросам аттестации и повышения квалификации в рамках мероприятий комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования;- проработки предложений по унификации систем оплаты труда работников образования с учетом уровней образования и полномочий государственных органов власти, органов местного самоуправления и образовательных учреждений.3.2. Включить представителей Общероссийского профсоюза образования в рабочую группу Министерства образования и науки Российской Федерации по выработке базовых предложений к подзаконным актам, которые необходимо будет принять вследствие принятия разрабатываемого федерального законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».4. Региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза:4.1. Обсудить на заседаниях президиумов принятые на 2012 год комплексы мер по модернизации региональных систем общего образования и определить план действий региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по участию в реализации этих комплексов мер.4.2. Принять непосредственное участие в осуществлении общероссийского мониторинга в соответствии с Планом основных мероприятий ЦС Профсоюза на I полугодие 2012 года (пункт 3.2) по вопросам аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (срок представления – до 01.12. 2012 года).Постоянной комиссии при ЦС Профсоюза (А.В. Гудкова) совместно с отделом по вопросам общего образования аппарата Профсоюза (Т.М.Алешина) в срок до 16 апреля 2012 г. уточнить концепцию проведения мониторинга по вопросам аттестации, определить его цели и задачи, вопросы для изучения, способы сбора и предоставления информации в ЦС Профсоюза.4.3. Принять участие в сборе и представлении в ЦС Профсоюза информации в соответствии с планом основных мероприятий ЦС Профсоюза по вопросам:изменения размеров заработной платы работников федеральных, региональных и муниципальных образовательных учреждений;совершенствования порядка и условий повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.4.4. Принять меры по расширению и повышению результативности взаимодействия организаций Профсоюза с региональными и муниципальными структурами и организациями, осуществляющими аттестацию педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с новым Порядком, а также непосредственно со структурами региональной системы оценки качества образования по вопросам совершенствования процедур аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, повышения их квалификации.4.5. Совершенствовать проведение информационной и разъяснительной работы с учителями и другими категориями педагогических работников общеобразовательных учреждений по применению механизма начисления им заработной платы.4.6. Организовать работу по участию педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, профсоюзного актива и специалистов региональных (территориальных) комитетов Профсоюза в общественном обсуждении региональных систем оплаты труда учителей и формировании предложений по унификации механизмов начисления их зарплаты на официальной диалоговой площадке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках дискуссионного клуба по адресу: club.mon.gov.ru/teachers.4.7. Активизировать деятельность организаций Профсоюза в части привлечения в сферу образования молодых учителей:проанализировать результаты и эффективность принимаемых на региональном и муниципальном уровнях решений в области кадровой политики, направленных в том числе на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения городской и сельской местности с учетом перспективной потребности в молодых специалистах;подготовить необходимые предложения для продолжения диалога с государственными органами власти и органами местного самоуправления по созданию региональных и муниципальных программ по развитию кадрового потенциала и по привлечению в общеобразовательные учреждения образования молодых учителей, по совершенствованию уже реализуемых аналогичных программ, по внесению необходимых изменений и дополнений в действующие соглашения и коллективные договоры по этим вопросам.4.8. Провести работу в первичных профсоюзных организациях по подбору наиболее активных и квалифицированных учителей – членов Профсоюза для включения в работу по определению наиболее эффективных форм и методов оценки качества и эффективности труда учителя, созданию профессиональных стандартов в сфере образования для разработки предложений Профсоюза по ведению социального диалога по вопросам развития региональных систем оценки качества образования.5. Добиваться:в части повышения и совершенствования оплаты труда работников образования:преимущественного увеличения ставок заработной платы и должностных окладов (постоянной части заработной платы) работников образования, предотвращения принятия решений по увеличению размера стимулирующей части фонда оплаты труда, превышающего 30%;совершенствования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений с учетом «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год»;принятия мер по увеличению заработной платы с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ от 22.11.2011 №АФ-538/18 о недопустимости в рамках реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования повышения средней заработной платы учителей за счет увеличения педагогической нагрузки, т.е. за счет превышения нормы часов преподавательской работы, соответствующей 18 часам в неделю;установления на сайтах государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, интерактивных программ по начислению заработной платы учителей;в части совершенствования повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, совершенствования порядка финансирования расходов, связанных с повышением квалификации:увеличения расходов на повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений за счет субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках реализации комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования (2012-2013 годы) для обеспечения, в том числе за счет этих средств:планового повышения квалификации педагогических работников, которые не подлежат первоочередному повышению квалификации в связи с переходом к работе по ФГОС;оплаты командировочных расходов учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, проходящих повышение квалификации вне места их постоянного проживания;повышения уровня обоснованности стоимости оказания образовательных услуг по повышению квалификации и переподготовке учителей;в части обеспечения учителей методической литературой:принятия мер по комплектованию фондов школьных библиотек методической литературой для учителей, наряду с учебниками и художественной литературой, за счет средств федеральной субсидии в рамках комплексов мер по модернизации региональных систем образования (МРСО);в части совершенствования условий труда учителей:принятия мер по выравниванию обеспеченности общеобразовательных школ (в том числе не базовых, удаленных, «слабых» с точки зрения ресурсного обеспечения) современным оборудованием и необходимыми ресурсами в рамках реализации комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования с учетом рекомендуемого Министерством образования и науки РФ перечня оборудования учреждений общего образования при его закупке, а также на основе базовых (минимальных) требований к уровню оснащенности школ;проведения своевременного и эффективного обучения учителей при оборудовании для них автоматизированных рабочих мест (АРМ) либо при введении программно-технологического комплекса «Рабочее место учителя и ученика»;включения в норматив финансирования реализации основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях при введении ФГОС НОО расходов на внеурочную работу.6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Профсоюза Т.В. Куприянову, членов Исполкома Профсоюза – координаторов деятельности организаций Профсоюза в федеральных округах.Председатель Профсоюза Г.И. Меркулова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте