Несколько лет назад на одном из первых семинаров, которые проводила для педагогического коллектива наш школьный психолог, произошел случай, памятный учителям до сих пор. Поднялась пожилая преподавательница, много лет проработавшая в школе, и со слезами на глазах начала благодарить психолога, восклицая: «Ах, если бы я раньше знала, что было причиной моего поступка! Мне было бы тогда легче с этим справиться!..»
Оказалось, тяжелое чувство вины у этого учителя – человека неизменно спокойного, сдержанного, тактичного – вызвал случай, когда она в порыве гнева повысила голос на хулигана-ученика во время урока. «Я все думала: какая же я плохая, что не смогла сдержать своего раздражения, выплеснула его на ребенка. Я не могла справиться с этим состоянием и не знала, к кому обратиться за помощью. Спасибо, открыли мне глаза на то, что произошло! Я проработала столько лет в школе и ничего не знала об этом…»
На семинаре речь шла о проблеме периодического профессионального выгорания. Таким термином в психологии называют депрессивные состояния, возникающие в результате переутомления у людей социально активных профессий. Мы, учителя, как раз относимся к этой категории. Психологическая усталость наступает у нас оттого, что мы по роду своих занятий каждый день общаемся с большим количеством людей и тратим на них свои эмоции. Своих учеников мы не только учим, но и жалеем, сочувствуем им, сопереживаем. У педагогов, например, может возникнуть состояние неудовлетворенности своей работой, тревоги за результаты будущих экзаменов. Накопившаяся усталость может вылиться в нервный срыв, что и произошло, видимо, с нашей пожилой учительницей.
Со времени того психологического семинара многое изменилось в нашей школе. Самое важное – учителя стали понимать, оценивать свое психологическое состояние. Осознавать, что проявление усталости, депрессии – это нормальное явление, с ним нужно работать, искать из него выходы. Этим вопросом учителя при помощи школьной психологической службы занимаются уже несколько лет. Часто нашим педагогам не хватает плановых занятий с психологом, и они просят провести дополнительные тренинги. Отдельным направлением работы, например, стали семинары по изучению психологических особенностей агрессивных и гиперактивных детей.
Наши педагоги теперь делятся с коллегами собственными способами снятия психологического напряжения. Так, учитель иностранного языка придумала замечательный и красивый прием выхода из стресса: она очень любит выращивать цветы, каждую весну сажает на школьном участке розы, гладиолусы, тюльпаны, лилии, а зимой разводит комнатные растения. Это занятие, по ее наблюдениям, успокаивает, снимает напряжение и доставляет удовольствие. Оказывается, иногда достаточно просто просмотреть журналы с фотографиями красивых цветов, чтобы улучшить настроение!
Общение с природой – прекрасный способ снятия стресса. В нашей школе, например, традиционны «вылазки» на природу всем ученическим и учительским составом. Это могут быть спортивные соревнования, лыжные походы. Неформальное общение вне школьных стен к тому же помогает наладить контакт на уроках между учителями и учениками.
Творчество – еще один выход из стресса. К праздникам наши учителя готовят вместе с учениками концертные программы, и оказывается, что среди нас много талантливых людей! Например, учитель музыки поет, как профессиональная певица, а двое преподавателей физкультуры образовали творческий дуэт: один играет на баяне, второй сочиняет песни, стихи и частушки.
Ирина ШАБАКОВА, директор Кичм-Городецкой школы, Вологодская область
Комментарии