search
main
0

Профессиональное обучение старшеклассников: прошлое, настоящее… а есть ли будущее?

Среди наиболее актуальных и сложных задач обеспечения потребностей экономики квалифицированными кадровыми ресурсами особняком стоит проблема нехватки их среди молодежи. Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер в 2018 году так охарактеризовал актуальность этой проблемы: «Если я рискну задать министру труда любого из 187 государств-членов МОТ вопрос о том, какую проблему он или она считает первоочередной, в 9 случаях из 10 мне ответят, что это обеспечение занятости молодежи, то есть создание молодым людям благоприятных условий доступа на рынок труда».

Фото: пресс-служба Минпросвещения РФ

Актуальность этой задачи, равно как и сложность ее решения, признается и в России. В частности, в прошлом году на федеральном уровне была утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года, одной из задач которой стало создание механизмов снижения рисков незанятости молодежи, в том числе посредством ее профессионального обучения.

В качестве одной из форм профессионального обучения федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено «профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования», или, простыми словами, получение профессии на бесплатной основе в период обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Советская система подготовки будущих квалифицированных кадров

Профессиональное обучение старшеклассников как самостоятельная система подготовки подростков к последующему выходу на рынок труда начала формироваться в нашей стране почти полвека назад. Граждане, заставшие обучение в советских школах в 70–80 годы прошлого века, помнят о еженедельных занятиях в учебно-производственных комбинатах (УПК) или, если быть точным, «учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».

Постановлением Совета Министров СССР № 662 от 23.08.1974 г., инициировавшим создание УПК по всей стране, было определено, что УПК будут являться центрами работы по профессиональной ориентации среди учащихся и их родителей. Задачами деятельности этих  центров стали: «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии».

Впоследствии система профессионального обучения старшеклассников развивалась и совершенствовалась. В частности, в 1984 году совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984 № 314 в качестве одной из целей профессионального обучения школьников было определено, что «к окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены». Безусловно, перечень профессий не поражал богатством выбора и, как это было определено в упомянутом постановлении 1974 года, «профили трудового обучения учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах определяются с учетом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы». Однако советское профессиональное обучение давало главное: по окончании средней школы каждый (!) выпускник в условиях социалистической плановой экономики имел возможность гарантированного трудоустройства с приемлемым уровнем оплаты труда.

Профессиональное обучение старшеклассников в современной России

В 1992 году в новых экономических условиях и, более того, в новом государстве система профессионального обучения старшеклассников претерпела радикальные изменения. Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» было установлено, что общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку за плату, при этом сама профессиональная подготовка должна была проводиться только с согласия обучающихся и их родителей. Отмена бесплатности и обязательности профессионального обучения предопределила скорый и, увы, бесславный конец советской системы профессионального обучения старшеклассников.

Оценки и прогнозы эксперта

О настоящем и будущем профессионального обучения старшеклассников, сетевому изданию «Учительская газета» рассказал Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Павел Валентинович Свистунов:

– Возможно, для многих станет откровением, что профессиональное обучение старшеклассников существует и в настоящее время. В частности, по итогам 2020/2021 учебного года профессиональное обучение успешно завершило 67 тыс. чел, что соответствует почти 10% от численности выпускников 11-го класса. Результат представляется вполне приемлемым, если оценивать его в целом по России, без анализа региональных особенностей, а они таковы:

  • три четверти от общего количества завершивших профессиональное обучение – старшеклассники г. Москвы; без учета результатов по московской образовательной системе количество прошедших профессиональное обучение сократилось с 23,6 тыс. чел. в 2015/2016 учебном году до 17,4 тыс. чел. в 2020/2021 учебном году, что соответствует 2% от численности выпускников 11-го класса;
  • профессиональное обучение осуществлялось по 220 программам, из которых 131 программа была представлена только в одном субъекте Российской Федерации, в том числе 76 программ – только в г. Москве; в среднем (медианное значение) в одном субъекте Российской Федерации профессиональное обучение старшеклассников проводится по 4 профессиям;
  • в пятерке программ профессионального обучения, представленных в наибольшем количестве субъектов Российской Федерации – водитель автомобиля, тракторист, швея, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и оператор ЭВМ.

– Вполне очевидно, что в десятки раз более высокий спрос на профессиональное обучение со стороны московских старшеклассников предопределен богатством выбора: в 2020/2021 учебном году профессиональное обучение проводилось по 139 программам. Важно и то, что профессии, по которым проводилось обучение московских старшеклассников, гораздо более востребованы на рынке труда и обеспечивают их обладателям более высокий уровень оплаты труда. Таким образом, московская образовательная система обеспечила старшеклассникам предложение профессионального обучения, которое в гораздо большей мере соответствовало их потребностям, в результате чего профессиональное обучение прошли не 2%, как в среднем по другим субъектам Российской Федерации, а 75% московских старшеклассников, – резюмировал  заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Павел Валентинович Свистунов.

P.S.

Как следствие, будущее региональных систем профессионального образования старшеклассников видится в замене существующего предложения профессий, не соответствующего спросу со стороны работодателей и будущих работников, на программу обучения по актуальным профессиям и по программам, актуализированным под потребности работодателя и с участием работодателей. Существующие возможности онлайн-образования могут это обеспечить в полной мере для многих специальностей. Осталось лишь дождаться желания изменить систему профессионального образования со стороны региональных властей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте