search
main
0

Профессиональное образование – социальное партнерство

Мы продолжаем обсуждение хода выполнения городской целевой программы «Рабочие кадры», начатое в прошлом номере «УГ-Москва». Сегодня слово предоставлено тем заинтересованным лицам, у которых тоже есть свои взгляды на то, каким должно быть профессиональное образование.

Работаем вместе, имеем результаты

Владимир МАЛЫШКОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг:

– Нашей отрасли ежегодно нужно от 27 до 30 тысяч новых работников, мы составили целую программу с Департаментом образования. В январе 2008 года прошла совместная расширенная коллегия, мы утвердили план действий, и только благодаря тем мерам, которые мы приняли совместно, удалось к 17 колледжам, которые готовят специалистов для нашей сферы, привлечь и оборудовать за счет работодателей еще 8. В этих колледжах нам удалось подготовить кадры и обеспечить в этом году безболезненное обеспечение кадрами все школы (новые в том числе) и другие учебные заведения. Я уже не говорю о том, что есть крупные частные предприятия, которым тоже была оказана помощь, они нам оказали помощь, и мы решили многие проблемы. Но что бы мы сейчас ни делали, при всем том, что мы приняли такие меры, все равно можем подготовить максимум 9 тысяч рабочих в год, а этого явно недостаточно. Мы вынуждены, поработав с предпринимателями, открыть 148 учебных заведений при компаниях и крупных фирмах, они нам дали в прошлом году 12 тысяч подготовленных кадров, в этом году их будет около 13,5 тысячи. Итого у нас получается дефицит в пределах 8-9 тысяч человек, которых все равно надо находить и решать эту проблему. Думаю, если бы Управление капитального строительства или департамент, или еще кто-то сказал: «Мы берем на себя эту ответственность вместе с предпринимателями», то мы готовы дать земельный участок, к нему энергетику, только чтобы кто-то построил колледж на 1000 – 1500 учащихся по тем профессиям, которые нужны! Я гарантирую, что при таком полном пакете мы были бы готовы профинансировать все эти вопросы и за три года построили 10 колледжей, причем не за счет городских средств.

Решение принято, результатов нет

Анна СТАРИКОВА, аспирантка Московского государственного института стали и сплавов, дублер министра Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и промышленной политики:

– Год назад проект городской целевой программы «Рабочие кадры» обсуждали Правительство Москвы и студенческое правительство. Тогда правительство дублеров внесло предложения, которые были одобрены Юрием Лужковым и нашли свое отражение в итоговом варианте постановления. Однако прошел год, и практически ни одно из них не было реализовано, хотя, на наш взгляд, они не утратили своей актуальности.

До сих пор не произведено усиления отраслевого принципа формирования системы учреждений профессионального образования, к сожалению, не осуществлено долгосрочное планирование потребности экономики города в рабочих кадрах по разным причинам, комплекс мер по профориентации и привлечению молодежи в рабочие профессии осуществляется не полностью, не системно. Не разработаны предложения по созданию правовых условий функционирования колледжей, а мы тогда говорили о трех приоритетных направлениях правового обеспечения – участии работодателя в подготовке рабочих кадров, внедрении системы первого контракта для молодых специалистов, а также норм трудового протекционизма местной рабочей силы, введении практики заключения ученических и трехсторонних договоров между предприятием, колледжем и непосредственно студентом.

На прошлом заседании правительства, посвященном всем этим вопросам, дублеры высказали такое мнение:

«Программа «Рабочие кадры» должна рассматривать вопросы, связанные с развитием начального и среднего профессионального образования комплексно, включая в себя такие важные вопросы, как организация тесного взаимодействия с предприятиями и работодателями, базовыми предприятиями, привлечение инвестиций. Кроме того, программа должна определять политику города в развитии иных форм подготовки рабочих кадров: корпоративные центры, курсы переподготовки и так далее. Эти и некоторые другие вопросы по тем или иным причинам не входят в компетенцию Управления науки и профессионального образования департамента – разработчиков представленной программы. Поэтому мы считаем, что в системе исполнительной власти Москвы должен быть специальный орган, который бы вырабатывал и осуществлял политику воспроизводства рабочих кадров и обеспечивал организацию взаимодействия всех сторон, участвующих в этом процессе».

Анализируя сложившуюся ситуацию, мы снова, как и в прошлом году, пришли к выводу, что в силу объективных причин Управление науки и профессионального образования Департамента образования не в силах справиться со всем спектром вопросов, касающихся проблем подготовки рабочих кадров в новых условиях, а меры, определяющие увеличение численности Департамента образования на 7 единиц, на наш взгляд, эту проблему не решат. Это подтверждается и позицией департамента, считающего организацию массовой профессиональной подготовки целиком задачей работодателей.

В мае 2008 года студенческое правительство при обсуждении вопроса о ходе реализации московской городской целевой миграционной политики предложило изучить вопрос создания единого органа по вопросам регулирования труда и занятости, в том числе и в части подготовки рабочих кадров. Сегодня этими вопросами занимаются и Комитет общественных связей, и Управление службы занятости, и Управление трудового обмена при Комитете межрегиональных связей, и, конечно, Департамент образования. Это, на наш взгляд, не способствует формированию единой политики по вопросам занятости, повышению ответственности за ее разработку и реализацию.

Мы считаем, что успешно решить многие проблемы, касающиеся реализации трудовой политики, можно, только сосредоточив в одних руках все рычаги управления вопросами труда: это и квотирование рабочих мест, и занятость населения, и трудовая миграционная политика, и подготовка, переподготовка рабочих кадров, и охрана труда, и трехсторонние отношения «работодатель – государство – трудовой коллектив», а также в целом выработка стратегии формирования и развития рынка труда. Одной из важнейших задач такого органа в вопросах подготовки рабочих кадров станет осуществление на практике взаимосвязи с работодателями, хотя, конечно, для этого необходимы встречное движение, желание и инициатива работодателей. Такой же вывод мы сделали, проанализировав и зарубежный опыт. Так, в большинстве европейских стран политику в области профессионального образования вырабатывают те органы, которые регулируют рынок труда и занятости. Например, в Дании это Организация национального рынка труда, во Франции – Министерство труда и солидарности, а также Генеральная комиссия по вопросам занятости и профессионального обучения.

Создание нового органа не потребует значительного увеличения расходов бюджетных средств, так как финансирование его деятельности можно было бы осуществить за счет перераспределения существующих расходов. Мы учитывали и то, что в современных условиях требуется определить новые направления политики в области подготовки рабочих кадров, включая необходимость формирования специальной рыночной системы финансирования профессионального образования, причем механизмы могут быть различные. Считаем, что не стоит дожидаться в этом деле помощи от федеральных властей. Москва всегда была «локомотивом» прогресса в стране, и это сегодня, по данным социологических исследований, а также опросов, проведенных дублерами глав управ, 75 процентов студентов колледжей не считают знания и навыки, получаемые в стенах образовательного учреждения, соответствующими требованиям работодателей.

Недавние исследования показали, что рост промышленного производства в некоторых отраслях прекратился, в некоторых вообще происходит спад, и это при растущем спросе. Причина – отсутствие квалифицированных рабочих кадров, поэтому необходимо менять эту ситуацию.

Каждый киловатт/час – целое состояние

Николай РАЗДОБАРОВ, директор технологического колледжа №21, председатель Совета директоров Восточного округа:

– 27 мая 2007 года наш колледж посетил мэр Москвы и дал поручения по улучшению работы по подготовке квалифицированных кадров для промышленности города. Меньше чем через год с участием Департамента науки и промышленной политики, Конфедерации промышленников и предпринимателей, префектуры Восточного округа в марте 2008 года на базе учебных мастерских был открыт ресурсный центр для обучения мастеров столярно-плотничных работ, обойщиков, сборщиков мебели. С мая начата подготовка взрослого населения по договорам с предприятиями по этим профессиям. По заявкам префектуры мы осуществляем подготовку водителей внедорожных механотранспортных средств, для системы благоустройства округа – сварщиков, столяров, слесарей для работы в организациях, предприятиях, обеспечивающих жизнедеятельность населения столицы. Нам удалось увеличить количество подготавливаемых специалистов для сферы обслуживания и ремонта автотранспорта (за год мы обучили по категориям «С», «D», «Е» 785 человек), в три раза увеличили прием на обучение по рабочим профессиям лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху и тяжелыми заболеваниями.

В рамках реализации городской целевой программы «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы прошел конкурс на приобретение и поставку оборудования в размере 86 миллионов рублей. К слову скажу, что таких денег ранее, чем два-три года, мы практически не имели. В ближайшее время будет открыт ресурсный центр для подростков с различными заболеваниями, ограниченными возможностями здоровья, для того чтобы операторы на наборно-компьютерной технике, монтажисты, наборщики, печатники смогли прийти на производство подготовленными и сразу приступить к работе.

В то же время у нас есть проблемы, которые мы сами не можем решить. Это взаимоотношения с работодателями, комплектование колледжей и увеличение энергомощности учреждений профобразования. Сегодня роль нашего социального партнера, роль предприятия, роль базового предприятия выполняет Правительство Москвы. Сегодня мы отсюда имеем основное поступление средств, для того чтобы развивать базу, готовить рабочих, осуществлять переподготовку квалифицированных кадров. Хотя 20 лет назад любое из профессиональных учебных заведений имело свое базовое предприятие, и это базовое предприятие считало нас своим цехом №1. Отсюда складывалась вся подготовка кадров.

Одна из существенных проблем – производственное обучение на предприятиях. В соответствии с учебными планами и программами на втором и третьем курсах после обучения ребят в мастерских мы направляем их на реальное производство, где они оттачивают свое профессиональное мастерство под руководством наставников и, как правило, остаются на этих предприятиях после учебы. Но значительная часть работодателей не предоставляют базы для практики, а если и предоставляют, то не платят учащимся за их труд или берут на работу без определения конкретного места обучения, что снижает закрепляемость на рабочих местах наших выпускников. Как пример – мебельная фабрика «Восьмое Марта», предприятие «Виктория Статус», «Лоза-мебель», ЗАО «Московский комплекс «Молодежный», предприятия гостиничной индустрии. Заработная плата выпускников первые год-два значительно ниже средней заработной платы в отрасли, что также приводит к тому, что ребята уходят на те предприятия, где заработная плата выше. Безусловно, это не создает возможности для закрепления выпускников на рабочих местах, поэтому нам надо решать: если нужны предприятиям учащиеся, то и условия для прохождения ими производственной практики должны быть оптимальными.

Особенно сложна ситуация с учащимися с ограниченными возможностями по слуху и тяжелыми заболеваниями. Многие предприятия не готовы к приему таких выпускников, так как на них не созданы необходимые условия для такой категории подростков. В частности, есть проблемы со слабослышащими – отсутствие сурдопереводчиков, мастеров-наставников, специализированных рабочих мест. В этом плане, наверное, нужно было бы вернуться к практике, обязывающей работодателей принимать этих людей, не ограничивая их взносом денежных средств в фонд квотирования.

Вторая проблема – профессиональная ориентация и комплектование колледжей, которые тесно связаны между собой. Сегодня в условиях тяжелой демографической ситуации нам трудно выполнять планы набора, устанавливаемые государственно-координационными советами по подготовке рабочих кадров. Планы набора в учебные заведения остаются неизменными, в то время как контингент выпускников 9-х и 11-х классов уменьшился по сравнению с 2003 годом в два раза. Мы обучаем молодежь по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования, принимаем после 7-8-го класса, берем ребят из коррекционных учреждений, детских домов, приютов, приемников-распределителей, даем подросткам общее полное среднее образование и готовим по программам профессиональной подготовки и различным профессиям. Прилагаемые усилия дают положительные результаты, но все равно абитуриентов не хватает для направления их после учебы в промышленность. Изменения в Закон «О воинской обязанности и военной службе», вступившие в действие с 1 января 2008 года, отменяют ранее существовавшие отсрочки, и независимо от обучения по достижении 20 лет юноши, обучающиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, подлежат призыву в ряды Вооруженных сил. Военные комиссариаты говорят нам, что после службы студенты доучатся, но, как показывает практика, они идут затем работать охранниками, контрактниками и прерывают образование, прекращают квалификационную карьеру. В то же время студенты высшей школы имеют отсрочку на период обучения в вузе, идут туда учиться, но, если нужны квалифицированные рабочие кадры, необходимо корректировать этот закон и создавать условия, необходимые для получения начального профессионального образования.

Наша третья проблема парадоксальная. Мы обновляем материально-техническую базу наших учреждений, на выделенные нам средства устанавливаем высокотехнологичное оборудование. Наш колледж получает его на 86 миллионов – это новые станки, лаборатории, учебные полигоны. Но нам не хватает энергомощностей, а получить их дополнительно стоит огромных денег. Энергетики требуют перекладки сетей, замены трансформаторов. Моему колледжу 39 лет, нам выделено гораздо меньше нагрузки, а получение новых мощностей очень затратно: подключение одного киловатт/часа стоит сегодня 56 тысяч рублей. Выделение новых мощностей, на наш взгляд, следует вносить в адресную программу нового инвестиционного строительства. Хочу, чтобы такое положение дел было изменено.

Предприятия должны готовить рабочих в своих ресурсных центрах…

Николай БАДАЕВ, первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики:

– Наш департамент видит решение кадровой проблемы обеспечения производств профессиональной рабочей силой одним из приоритетов своей деятельности. Мы понимаем, что главная составляющая – это ресурсообеспечение городского промышленного комплекса наряду с энергетикой и другими отраслями, без которых не может в целом существовать промышленность.

Еще в 2007 году мы провели изучение потребностей в рабочих специальностях на 700 заводах города, установленная нехватка рабочих высокой квалификации только в обрабатывающих отраслях составила 38 тысяч, эта цифра существует по сегодняшний день. Были разработаны соответствующие рекомендации по созданию условий для трудоустройства, различные нормативные моменты решены, установлено, как я считаю, конструктивное взаимодействие с управлением Госслужбы занятости населения. Сегодня мы вместе с ним очень активно проводим совместные мероприятия по трудоустройству москвичей, различные ярмарки вакансий, семинары и многие другие мероприятия.

Сегодня у нас совершенно по-другому работает Государственный общественный координационный совет. Он заседает ежемесячно, и на нем всегда очень плодотворно обсуждаются многие проблемы.

В решении проблемы нехватки профессиональных кадров особое значение имеет повышение престижа рабочей профессии. Поэтому наш департамент считает, что важно привлечь работодателей к активному участию в профориентации среди школьников и молодежи. Именно работодатель должен и может действительно показать преимущество и перспективность высокопрофессиональной рабочей должности. Именно он может помочь в развитии у молодого человека интереса к сфере материального производства, здесь свою главную задачу мы видим в том, чтобы объединить усилия промышленных предприятий и Департамента образования с префектурами по созданию территориальных центров профориентации и, самое главное, постановке на новый качественный уровень пропаганды рабочих профессий. Эти и другие вопросы мы обсудили на специальном заседании объединенной коллегии департамента, и в соответствии с решением этой коллегии мы реализуем комплекс мер, направленных на формирование всех этих необходимых условий.

Второе главное направление работы департамента, связанное, конечно, с подготовкой рабочих кадров, – это участие в создании современных обучающих, или, как их называют сегодня, ресурсных, центров. С этой целью в рамках комплексной программы промышленной деятельности мы не только участвуем, но и оказываем финансовую поддержку в создании таких обучающих центров. Сейчас мы создали уже 6 таких ресурсных центров (три на предприятиях – ЗАО «Салют», научно-учебный центр «ВНИИметмаш», ОАО «Станкоагрегат», при колледжах – ресурсный центр легкой и меховой промышленности, центр деревообработки и центр металлообработки в бывшем колледже АМО «ЗИЛ»).

Наиболее крупным из этих проектов стало создание ресурсного центра совместно со «Станкоагрегатом», где идет подготовка рабочих для металлообрабатывающих производств. Достаточно сказать, что стоимость этого проекта – 250 млн рублей, из них 115 млн рублей в рамках комплексной программы были предназначены для приобретения современного высокотехнологичного оборудования. Сегодня это оборудование (мы внимательно смотрели за внедрением и проверяли ход этих работ) установлено на специально выделенных производственных участках, в заводских цехах, подготовлены учебные классы, есть необходимые бытовые помещения, скомплектован состав преподавателей из числа мастеров и из числа специалистов завода, отобран наиболее грамотный персонал для преподавания соответствующих технических дисциплин. Предприятие уже сегодня к концу года готово осуществлять подготовку не менее ста рабочих высокой квалификации.

Почему именно мы говорим об этих ресурсных центрах и уделяем этому такое внимание? Потому что совершенно очевидно, что сегодня колледжи самостоятельно не могут решить вопросы востребованности промышленными предприятиями их выпускников и, самое главное, невозможно сконцентрировать такое технологическое оборудование, самое современнейшее, в отдельных конкретных колледжах. Это будет очень расточительно и не будет востребовано. Сегодня это оборудование работает и по производственной программе завода. Что интересно, ресурсный центр «Станкоагрегата» обслуживает, кроме себя, по договорам и еще пять колледжей Москвы. Он расположен в Юго-Восточном округе, а колледжи – в Восточном, Южном, Юго-Западном и даже в Северо-Западном округах. То есть налицо вопрос кластерного обслуживания этого ресурсного центра.

Таким образом, решая задачу создания современной материально-технической базы и эффективного взаимодействия с работодателями, мы поддерживаем оба варианта создания ресурсных центров как при колледжах с участием Московской конфедерации промышленников и предпринимателей в обезличенном виде, так и на базе крупных промышленных предприятий. Но при этом ставится одно обязательное условие – вложение государственных средств в оборудование подобных ресурсных центров только на предприятиях. Мы говорим, что полученные субсидии этого предприятия должны интегрироваться в городскую систему профессионального образования. Это, конечно, возможно путем заключения соответствующих соглашений с колледжами по прохождению производственной практики, здесь и квалифицированные мастера, что помогает легче решить эту проблему, и обеспечение преподавателями, лучшими инженерными кадрами из числа специалистов.

На повестке дня департамента стоит вопрос создания с его участием до конца текущего года еще трех ресурсных центров на базе Лианозовского электромеханического завода (решение принято, начинается финансирование), на базе машиностроительного завода имени Чернышова (сегодня решается вопрос создания кластеров, и в рамках этого будет создан мощный ресурсный центр), на базе кожгалантерейной фабрики ЗАО «Медведково» в Северо-Восточном округе. Сегодня в департаменте рассматриваются заявки на проекты ресурсных центров на Ярцевском литейно-прокатном заводе и на оборонном предприятии оптики и электроники «Орион».

Для систематизации деятельности ресурсных центров до конца 2008 года департамент планирует совместно с Конфедерацией промышленности, Департаментом образования и префектурами, при участии ведущих промышленных предприятий Москвы разработать полный перечень обучающих ресурсных центров для промышленности, в первую очередь для городского хозяйства, строительства и так далее. Мы считаем, что создание такого перечня – это не линейная задача, к концу года мы будем его иметь уже полностью согласованным с промышленными предприятиями, с работодателями. Предусматривается, что их количество и отраслевая принадлежность должны соответствовать потребностям колледжей, готовящих специалистов для промышленности, сегодня в системе образования есть 23 таких промышленных колледжа. В первую очередь мы должны покрыть их запросы в прохождении практики, в освоении профессиональных навыков на заводах. В течение 2009-2010 годов такие ресурсные центры должны быть введены в действие.

…Но и в колледжах все для этого есть

Ирина РАБЕР, префект Северо-Восточного округа:

– Проблема подготовки рабочих кадров сложна именно тем, что она имеет межотраслевой характер. Очень сложно в нашем городе координировать все вопросы таким образом, чтобы от момента планирования до момента получения квалифицированного специалиста все было идеально. Вот это и есть главная проблема. С моей точки зрения, правильнее было бы эту проблему поставить перед Департаментом труда и занятости, который должен все аккумулировать, координировать другие департаменты, собирать общую статистику, коррелировать это с тем рынком труда, который существует в городе, а не только с тем, для которого готовят кадры в системе профессионального образования.

Сегодня система высшего образования оказывает колоссальное влияние на развитие системы начального и среднего образования. В последние годы легкость в получении высшего образования привела к дикому перекосу того, что мы имеем в высшей школе, и того, что мы имеем в системе профессионального образования. Не ставя эту проблему на уровне государства, нам очень сложно будет переориентировать нашу молодежь.

На системе профессионального образования очень сильно сказывается дешевизна неквалифицированной рабочей силы, которая сегодня у нас приходит с мигрантами. Здесь мы тоже мало что можем сделать, если не предпримем каких-то решительных шагов. Сегодня мы выпускаем квалифицированных строителей из наших строительных колледжей, но они не могут устроиться на предприятия в нашем городском строительном комплексе, потому что, несмотря на то что они очень хорошо подготовлены, владеют сразу несколькими профессиями, работодателю выгодно взять безмолвного выходца из среднеазиатской страны, который ничего не требует и будет сидеть тихо, что бы ему ни говорили, как бы и что бы ему ни платили, хотя он ничего не умеет сделать как следует. А мы потом имеем массу проблем и жалоб жителей и по капитальному ремонту, и по другим делам. Поэтому нужно ввести какую-то обязательную подготовку и повышение квалификации, сертификацию рабочих кадров из числа мигрантов.

В Германии действительно очень хорошо поставлена система дуального образования, но у них система профессиональной ориентации начинается с четвертого класса. У них уже после четвертого класса дети, которые в перспективе могут получить высшее образование, пойдут в одну систему, а те, что не могут, – в другую систему, при этом ни родители, ни сами учащиеся не делают из этого никакой трагедии, так как это также престижно.

В свое время, когда создавалась система среднего профессионального образования, были очень большие льготы для ребят, которые закончили учебу, получили среднее образование в системе профессионального образования, для получения высшего образования, потому что они шли в вузы уже сознательно, получив начальные навыки в системе профобразования.

В системе колледжей можно сделать и двухступенчатое образование – готовить и высококвалифицированных рабочих, и, скажем, техников-технологов, потому что многие колледжи сегодня уже обладают необходимой материальной базой, квалифицированными педагогами. Тут ничего нового изобретать не нужно.

Необходима умная дуальность

Леонид ГОВОРОВ, председатель Московской торгово-промышленной палаты:

– Система дуального образования уже оправдала себя и стала серьезным регулятором рынка образования и труда в Европе. Надо сказать, что у нас существуют, конечно, определенные механизмы этой дуальной системы, которая работает, но работает пока не как система. Кстати, действительно, система дуального образования была заложена в 40-е годы еще постановлением Совета народных комиссаров, когда было введено фабрично-заводское образование, появились ремесленные училища и училища машинистов железнодорожного транспорта. Но с тех пор изменилась ситуация, и мы должны работать над развитием этой системы.

Я согласен, что вопросы профессионально-технического образования должны исходить от работодателя, от того, что мы, говоря «Надо 30 ресурсных центров, надо 20 ПТУ!», можем их создать. Но будет ли это востребовано? Поэтому инициатива должна прежде всего исходить от тех, кто работает в реальном секторе экономики и должен эти рабочие места предлагать. Отсюда дуальность, отсюда нормальный прогноз потребности в рабочих кадрах, отсюда загрузка учебных заведений.

Но давайте посмотрим, есть ли у нас побудительные мотивы формирования рабочих мест для учеников на предприятиях. Это ведь основа в дуальной системе – работа на предприятии и дальнейшее обучение параллельно в специализированном учебном заведении. Я должен сказать, что таких побудительных мотивов сегодня нет, так как формирование рабочих мест для учеников, их обучение на производстве означает затраты, объемы работы, которые должны получить предприятия, здесь большую роль должны сыграть государство в целом и, наверное, столица.

Мощный инструмент – городской заказ. Может быть, надо было рассмотреть вопрос такого особого городского заказа для предприятия, которое создает рабочие места для учеников. Но сегодня мы натыкаемся на ФЗ №94, где вообще не существует никаких мотивов для повышения квалификации, где работает аукционный принцип, и гораздо важнее сейчас сблефовать, снизить цену, а не заниматься подготовкой кадров, рассчитывая на долговременную и долгосрочную работу. Поэтому есть очень серьезная задача – с одной стороны, использовать этот механизм, чтобы создавать мотивацию у предприятия, а с другой стороны, есть та самая недоработка или «дыра» в законодательстве, проблема, которую надо решать на федеральном уровне, причем тут есть еще масса нормативных вопросов.

Мы не решим проблему, создавая только федеральный или городской закон о профессионально-техническом образовании. Если обратиться к зарубежному опыту, то там эти законы очень тесно связаны с законами и трудовыми кодексами, с трудовыми отношениями. Ученики на производстве, трудовые отношения и профессионально-техническое образование и, кстати, городской заказ. Все это очень важные моменты, которые необходимо учитывать, создавая систему профессионально-технического образования. Тогда мы получим очень серьезный импульс от работодателей.

Если рассматривать другие системные вопросы, которые увязываются в единую цепочку, то здесь важна профориентация, причем, наверное, не только территориальная, но и отраслевая. Нужны отраслевой центр профессиональной ориентации, пропаганда профессий, рассказ о них. Вот в этом важна роль тех организаций, тех работодателей или саморегулируемых объединений и гильдий, которые должны ратовать за свои профессии и за свои потребности в кадрах.

Конечно, очень важны стандартизация требований к рабочим профессиям, единые требования к выпускникам, независимые комиссии, в Европе этим занимаются торгово-промышленные палаты.

Если посмотреть на дуальную систему, то она хорошо развита там, где есть серьезно выраженная потребность в кадрах. У нас этим занимаются «Мосводоканал», «Мослифт», «ВНИИметмаш», и там уже есть развитая система наставничества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте