проекты
Национальная школа против национализма
В Казани в рамках проекта “Развитие национальной школы” под эгидой ЮНЕСКО прошла одноименная Международная конференция. В ней приняли участие около 300 педагогов, ученых, управленцев из 19 регионов. В результате работы они определили основные принципы деятельности национальных школ.
Проект “Развитие национальной школы” существует три года и обьединяет 70 пилотных учреждений, каждое из которых работает по своей оригинальной программе. Программы, среди которых “Культура и языки народов России”, “Психолого-медико-педагогические способы организации мультикультурного образовательного пространства”, “Русская школа как национальная”, разрабатываются специалистами ЮНЕСКО и Института развития регионального образования. Всероссийский проект заинтересовал и другие страны СНГ – Эстонию, Азербайджан и др., в которых эти проблемы также остры.
Движение за национальное возрождение часто ассоциируется (и не без оснований) с национализмом и шовинизмом, поэтому внедрение проекта в школы связано с некоторыми опасностями. Однако проект обьединяет именно тех людей, которые намерены бороться с экстремистскими проявлениями национального сознания. Есть надежда, что в будущем это уменьшит количество этнических конфликтов и снизит нетерпимость в обществе.
Ольга ОГОРОДНИКОВА
высшая школа
высшая школа
Шаг в будущее из… глубинки
Ну кто еще может написать доклад о математике и стихотворных размерах или приделать к клавиатуре компьютера ножную педаль, дабы не нажимать лишний раз на клавишу shift? Только школьники, участвующие в программе “Шаг в будущее”.
Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников “Шаг в будущее” исполняется 5 лет. С каждым годом она набирает и набирает обороты. Сегодня это грандиозный научный проект, охватывающий десяток вузов и сотни российских школ в самых дальних уголках страны.
В преддверии финальных мероприятий программы, которые пройдут в мае, руководители программы, преподаватели и студенты МГТУ собрались на “круглый стол” в “Учительской газете”.
Региональная направленность программы – один из самых мощных ее козырей. Чего проще качать “таланты” из столицы и центральных городов. А вы попытайтесь охватить глубинку, где, возможно, и учатся новые “ломоносовы”. “Шаг в будущее” шагнул и туда. Чего, например, стоит только одна из региональных конференций, проведенных в гимназии поселка Усолье-Сибирское Иркутской области. “Я бы всех детей, выступивших с докладами, взял к нам в Бауманский”, – заявил собравшимся проректор МГТУ им.Н.Э.Баумана Александр Колесников.
Подробный отчет о “круглом столе” читайте в следующем номере.
Андрей ЕМЕЛИН Фото Дениса ГРИШКИНА
право
право
В 10-м номере “УГ” под названием “Чернильные пятна на белом листе благополучия” был опубликован репортаж о последствиях учительской забастовки в Губкине (Белгородская область). Тогда “волевым решением” местных чиновников был уволен Ярослав Скаржинский – директор одной из школ, остановивших работу в знак солидарности с протестующим учительством России.
Состоявшийся недавно суд признал увольнение Скаржинского незаконным и постановил взыскать в его пользу с отдела образования 15 миллионов рублей за причиненный моральный ущерб.
В свое директорское кресло Скаржинский вернулся практически в тот же день. Однако с выплатой денег чиновники не торопятся, они подали в суд апелляцию и надеются на повторный процесс.
Григорий ТАРАСЕВИЧ
Деньги есть, но “гуляют”
Как нам сообщили в Управлении общего надзора, проверки прокуратуры показали, что в основном серьезные нарушения трудового законодательства происходят в промышленности. Задержки же выплаты зарплаты учителям, врачам, работникам культуры, пенсий ветеранам, т.е. всем бюджетникам, – как правило, следствие того, что нет денег в бюджетах разных уровней.
Нарушения же закона там, где они встречаются, в свою очередь можно разделить на две категории. В первом случае нарушают от безысходности.
Например, власти Нерчинского района Читинской области 800 млн.рублей, предназначенные только на образование, поделили между педагогами, работниками ветеринарной станции, социальной защиты, сельского хозяйства. А в Оренбургской области за счет средств, выделенных на питание учащихся ПТУ, общежитие было реконструировано под малосемейный жилой дом, произведен капитальный ремонт здания ПТУ-37 г.Оренбурга.
В подобной ситуации властям можно только посочувствовать. Имея дырявый местный бюджет, они пытаются раздавать каждому по крохе из денег, перепадающих из федерального.
Другое дело, когда налицо “злой умысел”. В том же Оренбуржье областное Управление профессионального образования из средств, предназначенных для выплаты заработной платы, пособий, стипендий и питания учеников, 45 млн. рублей перечислило на строительство торгового павильона на рынке, 16 млн. – на новое административное здание, 22 – на приобретение автомобиля, 6,8 – …на установку сигнализации на уже приобретенные машины.
Когда высшие чиновники обманывают низших, что остается последним? Обманывать в свою очередь первых. По области выявлены факты, когда при составлении сметы на выплату заработной платы завышались тарифные ставки, в смету включались расходы, которые организация не несет.
Много нарушений в области допускается при начислении и выплате детских пособий. В ряде районов местные администрации устанавливали их размер произвольно, без учета прожиточного минимума. Переволоцкое райпо в течение нескольких месяцев использовало детские деньги в качестве оборотных средств, и только наварив капитал, выплачивало. А в Новоорском и Беляевском районах расходы на выплату детских пособий… вообще не были предусмотрены местными бюджетами.
Встречается и настоящий криминал. Так, прокуратура Жирятинского района Брянской области возбудила уголовное дело по 1471-й статье УК РФ на бухгалтера роно Т.Н.Титову, экономиста Т.А.Наумову и кассира Е.И.Честнихину (подходящая фамилия!), которые, “вступив между собой в преступный сговор”, в период с июня 1993 года по февраль 1995-го присвоили более 21 млн. рублей. В ходе расследования государству возвращено 16 млн. рублей, заведующий отделом образования уволен с работы.
Подчеркивая, что он не доволен ходом контроля за выплатами, Генеральный прокурор России Юрий Скуратов отмечает, что в целом проблема выплат-невыплат – экономическая. И решать ее нужно экономическими способами. Нельзя излечиться от болезни, устранив симптомы.
Наталья БУНЯКИНА
юбилей
юбилей
Старейший автор
13 апреля исполнится 90 лет доктору филологических наук, члену Союза писателей и Союза журналистов Николаю Алексеевичу Трифонову, выступавшему за свою долгую жизнь в 40 журналах и 15 газетах.
В 1927 году он поместил на страницах “Учительской газеты” свои первые рецензии на новые книги по теории и истории литературы. А в ноябрьском номере ежемесячного литературного приложения к газете Николай Алексеевич опубликовал первый печатный отзыв о поэме Маяковского “Хорошо”.
Ведя уже с 1925 года педагогическую работу, он через несколько лет включился в подготовку новых учебников для средней школы. По окончании аспирантуры преподавал в ряде вузов, 10 лет заведовал кафедрой литературы в Институте культуры. На базе этого опыта была создана выдержавшая пять изданий известная вузовская хрестоматия “Русская литература XX века. Дооктябрьский период”.
В годы Великой Отечественной войны Николай Алексеевич участвовал в Итальянском движении Сопротивления в качестве комиссара русского отряда партизанской бригады им.Маттеотти.
С 1961 года он начал научно-исследовательскую работу в Институте мировой литературы им.Горького, стал членом редколлегии и ответственным секретарем “Литературного наследства”. Под его редакцией вышел ряд томов этого прославленного историко-документального издания.
В последнее время, несмотря на свой преклонный возраст, Николай Алексеевич работает над воспоминаниями о своей многолетней литературной, научно-преподавательской и военной жизни.
Рафаил САРКИСЯНЦ
P.S. К поздравлениям юбиляру присоединяется весь коллектив “Учительской газеты”. Острого пера и бодрости, Николай Алексеевич!
Еженедельные приложения к “УГ” (# 10)
Еженедельные приложения к “УГ” (# 10)
Эти издания вы всегда можете приобрести в редакции
В номере вы прочтете о последних новостях по выплате зарплаты учителям, о том, что Джордж Сорос выделил 100 миллионов долларов российским провинциальным университетам.
Впервые читателям предлагается деловая игра по экономике, а для выпускников школ – рассказ об экономическом факультете МГУ. Те, кто полюбил “Экошу”, получат советы, как интересно провести урок о деньгах. На последней странице – о Садко-купце, об “Арифметике” Магницкого. Порешайте вместе с ребятами удивительные задачи наших предков. Это нелегко, но ответы мы опубликуем, не волнуйтесь.
Индекс 32513
Компьютерный урок Марины ШКРОБОВОЙ.
Грядут выборы.
“Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от законов”.
Как мир организован политически.
Кого и когда обучать правам человека?
Демократическое устройство общества и великий вождь – понятия совместимые, если выдающийся руководитель знает и понимает нужды всего народа.
Индекс 32515
Комментарии