Приоритетные направления ФГОС НОО и ООО определяют роль современного школьного образования, основанного на интеллектуальном, творческом и нравственном развитии учащихся, где личностный рост школьника достигается как средствами каждого отдельного предмета, так и процессом образования в целом. В связи с этим на первый план выходит проблема повышения эффективности обучения.
Современная жизнь требует от каждого человека умения гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь увидеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией. Поэтому задача современной школы заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля. Реализации этих задач способствует использование (как в урочной, так и внеурочной деятельности) учебно-исследовательского проекта.В настоящее время активно проходит процесс объединения/слияния школ в образовательные комплексы. Работа в новых условиях требует новых подходов. Основные задачи педагогов в период создания образовательных комплексов остаются прежними, но решать эти задачи нужно в новых условиях и с применением новейших педагогических технологий. Слияние учебных заведений и создание образовательных комплексов – процесс очень важный и взаимовыгодный для учреждений. Этот процесс позволяет более гибко подходить к формированию содержания предлагаемых программ дополнительного образования с учетом возможностей и запросов каждого ребенка, расширять пространство для проектно-исследовательской деятельности школьников, формировать образовательную культуру многопрофильного образовательного комплекса (деятельностный подход, компетентностный подход, метапредметные технологии, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности), организовывать постоянный обмен опытом среди педагогических кадров в рамках школьного сетевого сообщества, внедрять модель мягкой профилизации (детский сад – начальная школа), проводить предпрофильную подготовку (средняя школа) на основе проектной деятельности, профильное образование (старшая школа) на основе сетевого принципа взаимодействия.В нашей школе мы более 10 лет занимаемся организацией проектно-исследовательской деятельности школьников на всех этапах обучения, так как считаем, что с ее помощью оптимально и в равной мере развиваются коммуникативные и регулятивные УУД (это цель проектной деятельности), а также познавательные и личностные УУД (цель исследовательской деятельности). Для нас очень важно, что в процессе проектно-исследовательской деятельности особая роль отводится воспитанию учащихся (коммуникабельность, умение работать в группе в разных предметных областях, развиваются умения слушать и слышать собеседника).Проектно-исследовательской деятельностью наши ребята в обязательном порядке занимаются со 2-го класса, что значительно облегчает адаптацию учеников в средней школе, работа которой в течение четырех последних лет строится согласно ФГОС НОО. Следовательно, проектная деятельность способствует последовательности и преемственности в образовании.Система проектно-исследовательской деятельности школы №1449 основана на таких принципах: регулярное обучение педагогов (учителя принимают участие в обучающих семинарах и тренингах по организации проектно-исследовательской деятельности, на которых учатся выделять проблему исследования, формулировать гипотезу, цели, задачи, выделять объект и предмет исследования, этапы работы); дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Петерсон, по которой наша школа работает уже много лет, сама стала инструментом системной организации учебно-исследовательской деятельности в школе как на уроках, так и во внеурочное время; пропедевтика предметов естественно-научного цикла в начальной школе через работу по учебнику «Окружающий мир» Вашрушева. Учителя-предметники работают в тесном контакте с учителями начальной школы, что позволяет ребятам 3-4-х классов усваивать первоначальные понятия химии, физики, биологии нередко лучше учеников 7-8-х классов и оперировать ими; построение проектно-исследовательской работы в рамках изучения любого предмета или на межпредметной основе; тесная связь проектно-исследовательской деятельности со школьной системой классно-урочных занятий с внеурочными; при этом решается проблема недостатка учебного времени на изучение предметов (химия, музыка, литература), а информация, полученная внеурочно, «возвращается» в учебный процесс и стимулирует учащихся к приобретению новых знаний и продолжению исследований; обязательная защита своего исследовательского проекта учениками как интеллектуального и творческого продукта.Плюсами нашей апробированной системы по организации проектно-исследовательской деятельности мы считаем то, что:- учебно-исследовательский проект предполагает использование в ходе его разработки комплекса методов, активизирующих поисковую деятельность учащихся, поэтому учебная информация для ребят значима и тут же находит применение в практической деятельности;- проект позволяет школьникам не только участвовать в решении актуальных жизненных проблем, но и реализовать при этом свои способности, преодолеть трудности социализации;- проектная деятельность наших учеников имеет выход на общественные организации, специалистов в той или иной области, способствует развитию волонтерского движения;- ребята участвуют в исследовательских экспедициях, совершают поездки в различные города России и мира, например, в 2013-2014 учебном году школа провела три экспедиции (совмещение спортивного туризма и проектно-исследовательской деятельности) 2-3-й категории сложности по изучению труднодоступных районов Байкальского хребта и Западного Кавказа. В одной из экспедиций была разработана технология сбора гербария на вертикальных скалах с использованием альпинистского снаряжения. Эти исследования мы проводили по заказу Сочинского национального парка для установления и дальнейшего сохранения растительности скальных участков, которые подвергались изменению в результате строительства олимпийских объектов «Сочи-2014» в горном кластере (ущелье Ахцу, ущелье Ахштырское).Все исследовательские проекты школьники планируют и выполняют самостоятельно в течение учебного года. Роль учителя при такой организации заключается в том, чтобы оказывать учащимся помощь только тогда, когда они испытывают непреодолимое затруднение и все попытки выйти из него самостоятельно уже исчерпаны. Кроме этого, педагог контролирует и фиксирует прохождение каждым учеником всех этапов проектно-исследовательской деятельности.Учащиеся могут работать как над индивидуальными проектами, так и в группах переменного состава в зависимости от своего желания и выбора темы. Чаще всего ребята выбирают групповую форму работы, которая позволяет выполнить объемный проект, требующий разносторонних исследований. Работа в группах способствует лучшему осмыслению материала, поскольку учащиеся проговаривают свои мысли и находят аргументы в защиту своей точки зрения. Такое общение в процессе исследовательской работы способствует также развитию коммуникативных навыков: распределение ролей в группе, умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию, принимать общее решение. При смене состава группы меняется и роль учащегося в творческом процессе: если в одной группе он был рядовым исполнителем и чаще всего принимал идеи лидера, то в другой группе он может сам стать лидером и источником идей. Кроме того, работая в составе группы, учащиеся могут рассчитывать на поддержку и помощь других членов группы. Это помогает им чувствовать себя увереннее, чем при индивидуальной работе, снимает боязнь неуспеха. Индивидуальная форма работы приемлема при разработке небольшого проекта, не требующего освоения трудоемких методик и проведения разноплановых исследований. Она позволяет решить такие важные задачи:- организовать проектную работу над темой, интересующей одного учащегося;- проверить степень освоения всех этапов и видов деятельности при групповой проектной работе (выдвижение идей, постановка эксперимента, работа с литературой, оформление, доклад, принятие решений);- организовать работу учащихся, испытывающих трудности в общении со сверстниками, чтобы потом подключить их к групповой работе.Традиционно в конце учебного года в школе проходит проектно-исследовательская конференция, в ходе которой ребята защищают свои проекты, в роли жюри – учителя, родители и ученики, которые стараются объективно дать оценку представленного «продукта». Оценивание проекта представляется достаточно сложным из-за необходимости оценить главным образом не результат проекта, а процесс деятельности каждого школьника. Поэтому возникла необходимость в разработке критериев оценки проектной деятельности школьников. Мы оценивали работу учащихся по таким критериям, как полнота исследования, степень самостоятельности школьников.Степень самостоятельности школьников при работе над исследовательским проектом можно оценивать по пятибалльной шкале.Не творческий уровень:0 баллов – отсутствие желания работать самостоятельно;1 балл – самостоятельная работа по карточке, составленной учителем;2 балла – самостоятельная работа по карточке, составленной вместе с учителем.Творческий уровень:3 балла – частое обращение к учителю при самостоятельно спланированной работе;4 балла – редкое обращение к учителю;5 баллов – полностью самостоятельная работа учащихся.Такая система позволяет оценить степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, предотвратить напрасную потерю времени при несформированных навыках самостоятельной работы и проследить повышение уровня самостоятельности учащихся от проекта к проекту. Особого внимания учителя требуют учащиеся, работа которых часто оценивается от 0 до 2 баллов. Им можно предложить смену группы или разработку индивидуальных проектов по интересующим их проблемам в рамках изучаемой темы.При оценивании проекта также необходимо учесть, что работа над ним включает разные виды деятельности:- выдвижение идеи;- работа с дополнительной литературой;- постановка эксперимента;- оформление;- доклад (защита проекта).Каждый учебный год вносит в нашу проектно-исследовательскую деятельность свои коррективы. Мы стали активными участниками конвергентной лаборатории в рамках Курчатовского проекта, который открыт не только для ребят нашего учебного комплекса, но и для учеников других школ. Курчатовский проект сплотил школьное научное сообщество: ребята получили возможность работать, проводить исследования, эксперименты на уникальном лабораторном оборудовании, которое стало основным инструментом в организации и проведении исследований в предметных областях естественно-научного цикла. Практику проектно-исследовательских работ мы активно используем не только во внеурочной деятельности, но и на уроках физики, химии, биологии, географии, естествознания. Через работу в конвергентной лаборатории осуществляется связь школьного образования с наукой и вузами.Ежегодно школа расширяет связь с профильными вузами (организация цикла лекций, семинарских занятий и практикумов преподавателей высшей школы для наших учащихся). Активными участниками проектно-исследовательской деятельности стали и родители учеников, которые не смогли остаться в стороне от данной формы работы.Опираясь на опыт проектно-исследовательской работы в школе, мы создали программы курсов дополнительного образования, которые включают комплексные исследования в дополнение к базовым программам, например, программа, получившая название «Экологический экспедиционный туризм», была высоко оценена на городском конкурсе программ дополнительного образования, где заняла второе место и получила сертификат.Созданная нами система работы позволяет проводить серьезную подготовку учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников почти по всем учебным предметам. Учащиеся, прошедшие самостоятельную и углубленную подготовку в походах, экспедициях и полевых лагерях, показывают высокие результаты на муниципальном (6 победителей и 36 призеров), региональном (9 призеров) и заключительном (1 призер) этапах ВОШ по итогам 2013-2014 учебного года.Таким образом, система организации проектно-исследовательской работы, созданная в школе №1449, эффективна и способствует формированию компетентного, успешного ученика в соответствии с требованиями ФГОС и социальным заказом.Ф.БЫХОВСКАЯ, директор школы №1449, заслуженный учитель РФ;Ю.ЖЕЛЕЗНЯКОВА, учитель химии школы №1449, руководитель проектно-исследовательской работы;О.ЕЛИВАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1449
Комментарии