search
main
0

Проектная деятельность в начальной школе как средство самостоятельного овладения знаниями учащихся

В настоящий момент, исходя из основных требований Стандарта, в практике используется множество активных методов обучения, проектная деятельность является одним из современных и эффективных средств организации учебного процесса. Использование современных технологий в обучении создает благоприятные условия для всестороннего развития учащихся, в том числе коммуникативного, с одновременным удовлетворением образовательных потребностей учащихся.

Фото: ru.freepik.com

Стоит отметить, что коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) занимают особое место в общей системе общеобразовательной деятельности. В них учитывается позиция собеседника, его действия, направленные на организацию и ведение сотрудничества, способность избегать конфликтов, способность человека к ведению диалога. В младшем школьном возрасте коммуникативные УУД обладают большими возможностями для развития ребенка, и процесс их формирования протекает наиболее благоприятно, что объясняется возрастными особенностями.

В современных школах проектная деятельность относится к продуктивной и творческой, поисковой деятельности во время обучения.

Обучение ребенка определяется в мотивации к познавательной деятельности и отражает личные интересы и возрастные особенности ученика. То есть каждый ребенок, обучаясь в школе, должен понимать, что полученные в школе знания пригодиться ему в будущем. Лучше всего эти знания усваиваются при решении каких-либо жизненных ситуаций.

Л.А. Орлова описывает в своем исследовании использование метода проектов в начальной школе. Проект рассматривается как творческая ситуация, в которой человек перестает быть собственником идеи с целью дальнейшего совместного поиска решения проблемы. При реализации проектов в начальных классах осуществляется множество конкретных действий, которые в совокупности формируют деятельность. Следует понимать, что деятельность должна быть связана с преобразованием действительности.

Проект можно делать индивидуально, в парах, в группах и в течение разного периода времени. Этот метод хорошо сочетается с методом коллективного обучения.

Обучение, основанное на проектах, состоит из следующих этапов:

  • выявление проблемы и составление вопросов проекта;
  • выбор основных вопросов или определение проекта;
  • чтение и поиск ресурсов, имеющих отношение к проблеме;
  • назначение соответствующего метода решения проблемы;
  • написание предложения проекта;
  • реализация и создание продукта проекта;
  • анализ данных и заключение;
  • составление окончательного отчета;
  • представление презентации.

Рефлексия и самооценка учащихся, а также оценка педагогами являются важными компонентами каждого проекта. Выступления оцениваются индивидуально, и, исходя из полученного качества продукта, во время презентаций продукта демонстрируется углубление понимания содержания и вклад каждого ребенка в создание продукта.

При проведении проектной деятельности в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. На наш взгляд, в этом возрасте важно ориентироваться на организацию совместной детской деятельности. А метод проектов лишь предполагает развитие умения строить собственную деятельность, в ходе которой осуществляется поиск новых знаний и одновременно решаются определенные задачи.

Рассмотрим типологию по С.Г. Полянской.

Исследовательский проект. Цель, структура, актуальность и социальная значимость проекта хорошо продуманы участниками. Такие проекты включают в себя возможность договориться о выборе того, как проводить экспериментальные эксперименты, как собирать и обрабатывать общую информацию и как представлять результаты.

Творческий проект. Структура проекта детально не проработана, она намечена и разработана в ходе работы. Здесь у участников проекта возникают представления о планируемом результате в ходе совместных обсуждений. Результатами продукта могут быть газеты совместного производства, видеофильмы, экспедиции и т. д.

Планирование приключенческой игры. Структура проекта очерчена, но остается открытой до завершения. Этот тип проекта предполагает разделение и координацию ролей. В таких случаях участники должны договориться о выборе ролей, который соответствует характеру и содержанию проекта.

Информационный проект. Данные проекты направлены на сбор информации о выбранном объекте, изучении фактов об объекте. Результаты деятельности презентуются перед большой аудиторией.

Практико-ориентировочный проект. Результат известен с самого начала работы. Ученикам необходимо распределить между собой функции для оформления конечного продукта. Обсуждение происходит поэтапно, совместная корректировка в процессе. Результат деятельности должен быть направлен на социальные интересы учащихся.

Для внедрения проектной деятельности в образовательный процесс необходимо тщательно продумать все этапы организации с учетом возрастных особенностей. Поэтому при планировании этапов следует обращать внимание на проектные цели и задачи.

Существуют несколько методов и средств развития универсальной учебной деятельности коммуникативного типа. Использование проектной деятельности является эффективным средством формирования коммуникативного УУД, а также оказывает существенное влияние на формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Проектная деятельность основывается на групповом взаимодействии, решении поставленных задач. Во время выполнения проектов личность ребенка раскрывается, это позволяет учиться новому, осознавая свои ошибки и находя ответы на вопросы на практике; позволяет применить свое воображение в практико-ориентированной среде.

Таким образом, можно заключить, что работа над проектами позволяет школьникам проявлять свою самостоятельность, свою творческую натуру. Младшим школьникам проекты особо интересны, так как темы проектов могут охватывать широкий спектр нашей жизни и позволяют выходить за рамки одного учебного предмета.

Проектная деятельность является составляющей современной методологической ориентации личностно-ориентированного образовательного процесса и способствует формирование таких качеств обучающихся как самостоятельность, инициативность, способность работать в команде, планировать свою деятельность, а также позволяет распознать их научный потенциал. Проектная деятельность представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение каждого этапа.

Елена Смирнова, учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1324

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте