Евгений НЕСТЕРЕНКО, старший воспитатель по экспериментальной работе детского сада комбинированного вида №1851: – С 2004 года наше учреждение стало городской экспериментальной площадкой по теме «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культуры» по направлению «Реализация модели деятельности детского русского культурно-образовательного центра, направленной на формирование культуры межэтнических отношений, позитивных установок и межэтнического взаимодействия в процессе творчества на основе и средствами традиционной русской культуры». В результате экспериментальной работы была предложена новая социально значимая познавательно-творческая форма совместной деятельности детей, родителей, педагогов и ученых «Детская кафедра ЮНЕСКО». Это стало стимулом для открытия на базе нашего учреждения в 2006 году новой экспериментальной площадки по теме «Содержание, формы и технология организации проектно-познавательно-творческой деятельности в детском саду на основе взаимодействия педагогов, детей и родителей».
Идея организации семейных и индивидуальных проектов возникла в процессе экспериментальной работы по приобщению детей к национально-культурному наследию народов России и мира. За эти годы в детском саду открыты детский культурно-образовательный центр «Рябинушка» и музей «Живая старина». Интерес к национально-культурному наследию у детей и родителей формировался постепенно, посредством привлечения родителей к участию в праздниках, а также организации таких специальных совместных занятий с детьми и родителями в музее «Живая старина» и студиях детского культурно-образовательного центра «Рябинушка», как «Театр сказок» (с элементами игротерапии и сказкотерапии), «Разноцветная сказка», «Этнодизайн среды», «Детский музыкальный фольклор» и так далее.
Дальнейшему развитию интереса к этнохудожественному творчеству у многих родителей способствовали мастер-классы, проводимые педагогами дополнительного образования. Выбор темы для совместных занятий с детьми и родителями не случаен, он обусловлен общей методологической базой всей воспитательно-образовательной системы в рамках концепции В.Слободчикова, В.Рябцева, Т.Баклановой, А.Нестеренко.
В нашу воспитательно-образовательную систему «Сказочный мир» входят модули «Сказители»; «Русский лес, поле, сад и огород», «Родная природа и просторы»; «Земля родная и мой дом», «Добры молодцы и красны девицы»; «Энциклопедия русского жилища (по сказке А.С. Пушкина «О Рыбаке и золотой рыбке..)», «Девочка Маша и ее дом», «У Иванушки в гостях»; «К нам гости пришли»; «Мастера и мастерицы»; «Москва и москвичи», «Россия – родина моя» и другие. Эта система позволяет расширять интересы детей, индивидуализировать работу с ними и подойти к организации семейной формы проектной деятельности, которую мы преобразовали в социально значимую игру «Детская кафедра ЮНЕСКО».
Эта игра предполагает изучение и сохранение национально-культурного наследия народов России и мира как основы этнокультурного воспитания детей и повышения этнопедагогической компетентности родителей, что имеет важное социальное значение, о чем подчеркивается в документах и актах ЮНЕСКО. В качестве объектов детского исследования используются такие явления и предметы, которые вызывают удивление и интерес у современных детей. Прежде всего это относится к лучшим семейным традициям, фольклору, старинным предметам материальной культуры и народного быта, народным играм и игрушкам, народным обрядовым блюдам.
Вдохновить семью на проектную деятельность несложно, если у ребенка появился устойчивый интерес. Так, например, девочка 5 лет Катя Ли после просмотра корейского фильма спросила: «Мама, почему ты похожа на эту тетю?» Маме было сложно ответить на этот вопрос ребенку, и она обратилась к нам за помощью. Мы составили культурно-образовательный маршрут для всей семьи и план индивидуальной работы с ребенком. Они внимательно рассматривали фотоальбом с фотографиями их большой семьи, семейными традициями и праздниками. Катя увидела фотографии ее первого дня рождения, узнала, что в корейской культуре каждому человеку на протяжении всей жизни накрывают три главных стола. Причем первый стол – в первый день рождения, когда на стол ставят фасоль, книгу, деньги, рис, ножницы: что первым ребенок возьмет в руки, то и определит его будущее. Потом семья посетила корейский этнокультурный центр при посольстве КНДР в Москве, где Катю очень увлекли предметы традиционной корейской культуры, съездила в гости к бабушке, где вместе с Катей сшили корейский костюм для куклы. А потом родители купили дочке настоящий детский корейский костюм.
На защите проекта мама с дочкой представили свой проект, рассказали о традиционной корейской культуре, праздниках и обычаях. Девочка сама накрывала стол на день рождения своей куклы, расставляла предметы и рассказывала об их значении. Мама с Катей исполнили корейскую песню «Вальс дружбы» и угостили гостей традиционными угощениями.
Также были защищены семейные проекты по традиционной татарской культуре «Что я могу рассказать о родине моих предков?». Семья Ласкиных представила проект по чувашской культуре «Чуваши. Кто они?». Был и прекрасный проект по культуре Древнего Египта «Что может рассказать маленькая бусинка?». Много проектов семьи наших воспитанников представили по русской культуре:
«Какой наряд носили наши прапрабабушки?»
«Как построен дом моего дедушки?»
«Какие тайны хранят купола?»
«Какой кисель вкуснее всего?»
«Что такое бирюльки?»
«Какие тайны хранят узоры на писанке?»
«Какую историю расскажет русская печка?»
«Какой подарок мы с папой сделали маме?»
Прошли 5 таких заседаний, на которых были защищены 27 семейных проектов. С каждым годом все больше и больше родителей проявляют повышенный интерес и вместе с детьми становятся членами нашей кафедры. Приятно заметить, что в последнее время растет интерес не только мам, но и пап, которые вместе с ребенком защищают проекты.
Все детские проекты, представленные на конкурсы (такие, как «Москва на пути к культуре мира», «Горизонты открытий»), занимают призовые места, и некоторые из них опубликованы в сборниках Департамента образования. В настоящее время собран методический материал, проработаны теоретические аспекты педагогической технологии социально значимой игры «Детская кафедра ЮНЕСКО», отработана методика организации познавательно-творческой деятельности детей и этапы воспитательно-образовательного процесса, функции всех участников «Детской кафедры ЮНЕСКО», созданы варианты сценариев заседаний, а также темы детских проектов по освоению национального культурного наследия России.
Комментарии