Основная проблема большинства появившихся в России за последние годы экспериментальных площадок заключается в отставании теоретического осмысления от получаемых практических положительных результатов опытно-экспериментальной деятельности. В настоящее время Центр образования «Школа здоровья» №1317 активный и заинтересованный участник 4 городских экспериментальных площадок. Какие же проблемы должна решать и решает современная школа, работающая в режиме непрерывного развития?
Современное образование становится все более сложно организованной системой, требующей наличия эффективных средств управления как в режимах функционирования, так и в режимах развития.
В режиме развития к таким средствам в полной мере можно отнести проектную и экспертную деятельность, на основе которой возможно построение целенаправленной работы с педагогическим и ученическим коллективом, включенным в экспериментальную деятельность. Экспериментальная работа образовательного учреждения невозможна без творческого сотрудничества с научными школами. Например, ЦО вот уже 6 лет сотрудничает с Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. В экспериментальном режиме совместными усилиями ученых, администрации школы, педагогов, родителей и детей отрабатываются возможности гуманитарного проектирования, личностно ориентированной педагогики, рефлексивно-игровых методик и технологий, создаются предпосылки для разработки принципов новой современной педагогики. За время существования эксперимента получены важные научно-теоретические и практические результаты, в частности, Центр образования «Школа здоровья» №1317 стал базовым в Западном округе Москвы для осуществления таких важнейших направлений столичной программы, как: школа полного дня, проектно-исследовательская деятельность учащихся, внедрение здоровьесберегающих и информационных технологий, профильное образование и углубленное изучение иностранного языка, привлечение семьи к школьному образованию. Для реализации всех этих направлений ЦО проводит выездные проектные школы, аналитические семинары, научно-практические конференции и так далее. На следующем этапе развития инновационной образовательной деятельности предполагается сделать акцент на трансляции инновационного опыта в массовую образовательную практику. Для этого будут использоваться форум-презентация городской экспериментальной площадки, активное участие в инновационных сетях; выстраивание инфраструктуры, аккумулирующей наличный культурный и научный потенциал, построение различного рода информационно-коммуникационных сетей.
1. В Центре образования №1317 работают над такими проектами, как:
«Комфортная школа»;
«Оптимизация системы управления школой»;
«Методологическая культура педагога»;
«Информатизация. Создание школы e-learning.»;
«Школа e-learning как школа с минимизацией стрессов»;
«Профильная школа и предпрофильная подготовка»;
«Педагогические технологии в школе»;
«Исследовательская культура учащихся».
«Школа здоровья».
Все это позволяет говорить о том, что Центр образования начал движение к «Нашей новой школе» загодя, работая над построением Школы будущего.
Надо сказать, что право работать над проектом «Школа будущего» ЦО завоевал в острой конкурентной борьбе с лучшими школами Москвы и по праву оказался в числе победителей.
ЦО «Школа здоровья» №1317 представил на конкурс «Строим Школу будущего» модуль по информатизации «Создание школы e-learning», основная идея которого – внедрение и создание модуля с возможностями функционирования системы e-learning, обеспечивающей:
> доступ к самой полной и актуальной информации в области электронного обучения;
> обучение работе с современными образовательными технологиями;
> поддержку и помощь в реализации новых инициатив в области электронного обучения;
> предоставление крупнейшей базы электронных курсов и материалов от лучших поставщиков (как отечественных, так и мировых);
> внедрение инновационных решений в области электронного обучения;
> формирование социального макрокосма: социокультурной среды района, округа, города.
Возможности e-learning для школьников это:
> постоянный доступ к электронным учебным материалам;
> возможность индивидуальной консультации с преподавателем в любое время через Интернет;
> постоянное использование актуальных учебных материалов интернет-ресурсов;
> возможность следить за собственной успеваемостью;
> возможность возвращения к пройденному материалу;
> возможность использовать гибкий график изучения учебного материала;
> возможность проверки собственных знаний.
Возможности e-learning для учителей:
> технологии преподавания в электронной среде;
> групповая работа – виртуальная лаборатория, форумы;
> обмен файлами, тестирование, работа в форуме, общение – чат.
Для всего этого было необходимо прежде всего переподготовить управленческие и педагогические кадры для работы в среде e-learning, дооснастить ЦО необходимым оборудованием (портативными компьютерами, интерактивным учебным оборудованием), образовать пространство, позволяющее везде использовать e-learning (организация безопасности, питания, досуга). Все это было сделано на практике в 2007-2009 годы.
Елена МЯЧИНА, заместитель директора по экспериментальной работе
Комментарии