search
main
0

Проект «Соучительство»

Работаем в команде, раскрывая потенциал каждого

Школа №1788 – участница проекта «Ресурсная школа – территория успеха для каждого». Здесь учится много детей, которым требуются специальные образовательные условия и индивидуальные образовательные маршруты.

 

Наша школа – инклюзивная и ресурсная, мы всегда рады обучать самых разных особенных детей. Но важно помнить, что мы также являемся большой общеобразовательной школой. Как организовать качественное обучение всех, таких разных и интересных детей, раскрывая потенциал каждого ребенка, организуя индивидуальный образовательный маршрут и не теряя содержательного образовательного компонента? Опыт школы позволил подобрать оптимальную модель обучения – соучительство, в рамках которой сотрудничество и взаимодействие команды учителей являются основным залогом успешной работы.

Соучительство – это модель, в которой два учителя работают вместе, планируя образовательный процесс и его результаты и обучая детей разного уровня образовательных возможностей, что позволяет использовать данную модель в рамках инклюзивного класса в начальной школе.

В основе соучительства несколько основных стратегий взаимодействия между учителями и детьми:

«Наблюдение» – один учитель объясняет материал, другой наблюдает за детьми с целью выявить основные трудности в понимании темы, проблемы в работе с материалом, выбрать наиболее эффективные пособия для разных учащихся.

«Ассистирование» – один учитель проводит занятие в классе, второй учитель оказывает дополнительную помощь и поддержку ученикам по мере необходимости. Цель стратегии – осуществить контроль за пониманием сути задания на уроке.

«Обучение по станциям» – пространство класса делится на станции, каждый из преподавателей проводит часть урока на независимых станциях или между группами учащихся. Это позволяет оптимально распределить нагрузку на учителей и учеников, а также эффективно преподавать материал детям с разным уровнем образовательных возможностей.

«Параллельное обучение» – ученики распределены на две группы, в каждой идет одинаковый обучающий процесс, но с использованием разных форм подачи материала, что дает возможность учесть особенности разных детей (в том числе с особыми образовательными потребностями) и оптимально распределить нагрузку на учителей и учеников.

«Альтернативное обучение» – ученики распределены на две группы: неосвоившие материал (работают за отдельным столом с одним учителем) и остальные ученики (повторяют предыдущую тему в более ускоренном темпе с другим учителем). Цель стратегии – отработка неосвоенного материала отдельными детьми.

«Командное обучение» – требует наиболее сложной подготовки, класс не разделяется на группы, оба учителя участвуют в ведении урока, к примеру, способствуют обсуждению. Для учащихся это наглядный пример совместной работы и партнерских уважительных отношений.

Стратегии взаимодействия учителей могут меняться на протяжении занятия. К примеру, роли учителей во время урока по изучению нового материала могут быть следующими: на этапе изучения нового материала учителя распределяются согласно стратегии «Ассистирование» (учитель 1 объясняет материал у доски, учитель 2 проверяет готовность к уроку, отмечает наличие домашнего задания, показывает примеры, делит на группы, готовит следующий этап урока), работа в группе и самостоятельная работа могут проходить по станциям (учитель 1 и учитель 2 перемещаются от группы к группе, направляя самостоятельную работу детей, проверяют, все ли было понятно на первом этапе, и, если нужно, объясняют, исправляют ошибки), проверка, рефлексия и определение домашнего задания ведутся по стратегии «Командная работа» (оба учителя обсуждают полученные умения и знания на уроке, одновременно проверяют работы учеников по четко выработанным критериям, раскладывают проверенные работы в кармашки с именами детей, обнаруженные дефициты обсуждаются учителями).

Таким образом, дети получают дополнительную помощь от учителей в обучении, возможность обучения у сверстников и больше возможностей для развития навыков социального взаимодействия. Учителя получают больше возможностей учесть различные образовательные особенности детей, организовать эффективную групповую работу и контролировать поведение учащихся, получать дополнительную поддержку во время учебных мероприятий.

«Соучительство» для учителей – это ежедневная обратная связь по поводу своей работы и новые возможности профессионального роста.

Татьяна ЛЫСОВА, педагог-психолог школы №1788, координатор проекта «Ресурсная школа»;

Надежда КОПЫЛОВА, учитель начальных классов школы №1788

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте