Когда в школьную жизнь вторгается что-то новое, всегда первым делом возникает законный вопрос: зачем? Если говорить о новой системе финансирования и новой системе оплаты труда, то ответ на этот вопрос был четко обозначен сразу же – ради повышения результативности учебного процесса, то есть достижения более высокого уровня качества работы образовательных учреждений.
Наверное, успехов на этом пути добьются в первую очередь те школы, которые за цифрами финансирования, расчетами заработной платы и прочим будут постоянно помнить об этой главной цели. И если рассматривать процесс именно с этой точки зрения, то становится ясно, что участие в проекте по приказу Департамента образования, который называется «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в Москве», касается в первую очередь не тех, кто учит, а тех, кого мы учим, то есть всех наших детей и их родителей – практически все население Москвы.На процесс внедрения новой системы финансирования можно смотреть с разных точек зрения: учителя, бухгалтера, родителя. Мне бы хотелось высказать первые, возможно, пока не очень зрелые впечатления о том, что нового пришло в школу вместе с пилотным проектом.На предложение войти во вторую очередь в группу по реализации проекта я сразу же готова была ответить согласием. Причина этого в том, что, наверное, каждый директор школы понимает, насколько несовершенна была система оплаты труда учителя, основанная на Единой тарифной сетке, когда сумма заработной платы определялась только количеством учебных часов, педагогическим стажем учителя и его квалификацией. Но, как в любой профессии, количество проработанных лет не всегда переходит в качество образования, учебная нагрузка в условиях дефицита кадров не всегда оптимальна, да и Трудовой кодекс не дремлет, а квалификация зачастую определялась достаточно формально или по принципу «Учителя и так мало получают, пусть будет побольше». Эту систему нужно было менять, и установка нового принципа оплаты труда – с учетом результатов – не могла не импонировать директору, заинтересованному в успехе работы школы. Сыграло свою роль и то, что с годами я убедилась: выигрывает всегда тот, кто первым входит в незнакомые воды, даже если побаивается их неизвестной глубины.Работа в проекте началась с учебы. Определенный опыт в финансовых делах есть у всех директоров школ Южного округа. Мы давно ведем самостоятельный баланс, находимся на нормативном финансировании, вроде бы научились считать деньги, но ситуация, в которую нас ставит проект, кардинально иная. Поэтому необходимость посещать курсы МИОО, да еще в конце учебного года, поначалу не вызвала никакого энтузиазма. Но через пару занятий неожиданно стало интересно – а как все пройдет у нас, с нашим нормативом, с нашим подбором кадров, с нашим числом учащихся. Расчеты по предложенным методикам превратились в увлекательное занятие. И, что интересно, привели к достаточно неожиданным выводам.Лето ушло на пересмотр локальных нормативных документов гимназии, внесение изменений в должностные инструкции, тексты трудовых договоров и дополнений к ним. Для разработки самых важных документов – «Положения об оплате труда», «О порядке расчета заработной платы», «О стимулирующих надбавках» – была создана рабочая группа, в которую я постаралась включить самых опытных и самых ершистых работников школы – тех, кому до всего есть дело. Группа заседала очень эмоционально, много спорили, но итоговый документ был плодом общих усилий и поэтому без особых проблем был принят управляющим советом гимназии.Пришлось серьезно подумать над оптимизацией наших расходов, в частности над штатным расписанием. Хороший эффект мы ожидаем от нового определения окладов штатных работников, в которых большую часть составляют доплаты и надбавки за качество работы. Гимназия взялась за организацию платных дополнительных услуг, к чему у меня, сознаться, долго не лежала душа.Не секрет, что переход на новую систему финансирования сопровождался огромным количеством самых удивительных слухов и измышлений. Наверное, не надо в этом винить учителей. Слишком богатый опыт изменений к худшему имеет каждый из них. Понятно, что слова «новая система оплаты труда» заставляли их нервничать. А лекарство в этой ситуации только одно – снова и снова объяснять смысл нововведений, сделать все документы (и ДО, и школы) доступными для всех, ничего не утаивать, вовлекать в процесс принятия решений как можно больше работников. И люди постепенно успокаиваются, все входит в свою колею.Для меня как для директора главная составляющая проекта – увеличение степени свободы в организации работы гимназии. И разумеется, степени ответственности. У меня есть определенная сумма денег, положенная по нормативу, и на эти деньги я организую учебный процесс и обеспечиваю его условия. Следовательно, ограничителей у меня только два – деньги и целесообразность действий именно для моей, конкретной школы. Выросла и возможность воздействия на педагогический коллектив, но это пока теоретически – стимулирующую часть выплат мы будем производить по итогам учебного года. Но хорошо уже то, что учителя это усвоили, знают, что именно будет учитываться, как считаться и т. п.Всему коллективу пришлось серьезно задуматься над таким понятием, как результат нашей работы. Понятно, что сама система не может оценивать свою работу, следовательно, речь может идти только о независимой внешней оценке (но не в форме ЕГЭ – я была и остаюсь убежденной противницей этого способа оценки знаний). Поэтому мы активно работаем с системой СТАТГРАД, вошли в работу Московского регистра качества образования. Да и внутренняя гимназическая система оценки качества наконец-то собралась воедино, приняла законченный, целостный вид.Новое появилось и в работе гимназического управляющего совета. Он получил еще большую возможность влиять на организацию школьной жизни. Это не значит, что мы идем или собираемся идти на поводу у родителей, позволяем им вмешиваться в профессиональную составляющую нашей работы. Но именно родители, ставшие за долгие годы существования в гимназии совета школы, а затем управляющего совета, нашими союзниками и помощниками, могут достаточно компетентно судить о качестве тех знаний и того воспитания, что дает гимназия их детям.На мой взгляд, участие в пилотном проекте наиболее успешно пройдет в школах, где есть для этого определенные условия, и среди них: зрелый коллектив, привыкший много работать, умеющий осваивать новое, не теряться в условиях неопределенности; профессиональная бухгалтерия и помощники директора (как бы они ни назывались) в решении финансовых и особенно правовых проблем; хорошо отлаженная система общественно-государственного управления школой; и в первую очередь уже достигнутый школой неплохой уровень результативности работы.Конечно, есть вещи, которые не могут не тревожить. Прежде всего это та неопределенность, о которой я уже упоминала. По сути, у нас один главный документ – постановление Правительства Москвы №86. Но как будут проходить финансовые проверки, перестроились ли на новую волну проверяющие инстанции? Я знаю свои деньги на 2012 год, а дальше? Не произойдет ли, как это уже бывало, изменения правил игры уже после начала партии?Проблему, на мой взгляд, порождает требование 86-ПП о необходимости сохранить прежний уровень заработной платы при том же объеме работы. То есть здесь опять декларируется объем, а не качество работы. Следовательно, новая система оплаты труда еще не заработала в полную силу и не может быть всесторонне оценена как учителем, так и администрацией.Если говорить коротко, с пилотным проектом в школу пришло много нового, интересного, пробуждающего азарт в работе. Наверное, никогда у меня не было такого трудного начала года. Но и такого интересного, полного ожиданий – тоже.Оксана АВИЛОВА, директор гимназии №1552, заслуженный учитель России
Комментарии