Этот проект – уникальная возможность для школьников и студентов колледжей реализовать себя. Приобретаемые навыки пригодятся им в жизни. Помимо того что проект образовательный, он еще является интересным и занимательным для подрастающего поколения.
Ирина Белых, депутат Государственной Думы Российской Федерации
В течение четырех лет в Москве активно развивается межведомственный образовательный проект «Московский экскурсовод». Проект начал свою историю в сентябре 2017 года. За это время он стал очень востребованным и подарил массу впечатлений участникам.
Цель проекта – обучить московских школьников основам профессии экскурсовода, предоставив им возможность расширить свой кругозор, получить коммуникативные навыки, а также углубленные знания об истории своего родного города; подготовить потенциальные кадры для туристической индустрии.
Программа проекта помогает сформировать у школьников практические и теоретические знания, умения и навыки в области организации экскурсионно-туристских маршрутов и проведения экскурсий в соответствии с профессиональными стандартами.
Сегодня партнерами проекта являются Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров РФ, Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Московский городской университет управления Правительства Москвы.
В проект «Московский экскурсовод» включились лучшие музейные площадки столицы: Государственный исторический музей, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Музей истории российской литературы имени В.И.Даля, Музей А.С.Пушкина, Музей «Садовое кольцо», Музей современной истории России, Музей-усадьба «Кусково», Музей обороны Москвы, Мемориальный музей космонавтики, Музей С.А.Есенина, Музей-заповедник «Царицыно», Биологический музей имени К.А.Тимирязева, Дарвиновский музей и другие.
В программу городского проекта включены мероприятия, которые помогают школьникам не только ознакомиться с историей Москвы, но и понять ее, опираясь на множество исторических фактов, а также стать активными участниками городских культурных событий.
– Я очень рада, что мне посчастливилось в этом году участвовать в данном проекте, потому что раньше, гуляя по Москве, я не замечала исторические постройки. Сейчас же я с интересом ищу информацию о каком-либо здании, – призналась Мария Я., ученица школы №1557, участница проекта «Московский экскурсовод».
Первые занятия для участников проекта проводят педагоги Института русского языка имени А.С.Пушкина и ведущие специалисты Музея «Садовое кольцо». Ребята получают знания об особенностях речевого этикета в деятельности экскурсовода, учатся самостоятельному проектированию своих уникальных маршрутов.
Отработка навыков первой помощи проходит под руководством специалистов Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
В рамках модуля «Психологическая адаптация» школьники тренируют свои адаптивные навыки и повышают уровень коммуникативных компетенций.
На тренинге «Мастерство публичного выступления» ребята учатся эффективным техникам выступления на публике.
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров организует для обучающихся обзорную автобусную экскурсию «Москва – столица России. История и современность», где знакомит участников проекта с самыми красивыми панорамами нашего города.
Программа носит комплексный и инновационный характер, включает в себя как теоретические занятия, так и практическую часть: обзорные и тематические музейные экскурсии, которые проходят с использованием дистанционных технологий.
Занятия по программе Государственного исторического музея помогают участникам расширить знания по истории России. В Музее «Садовое кольцо» школьники изучают историю, архитектуру и археологию Москвы. Дарвиновский музей знакомит школьников с крупнейшим в мире собранием птиц и зверей. Программа экскурсионных практикумов в «Доме Гоголя» углубляет и расширяет знания школьников в области литературы, истории и краеведения. Музей С.А.Есенина проводит для ребят интересные литературные квизы, которые помогают школьникам ознакомиться с творчеством великого русского поэта.
В этом учебном году опытные преподаватели Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Москвы проводили практические занятия с лингвистическими группами на семи иностранных языках: английском, испанском, итальянском, китайском, немецком, французском и японском, – используя виртуальный образовательный продукт, который максимально приближен к проведению обзорной экскурсии по Москве для иностранных туристов. Маршрут пролегал по знаменитым улицам, площадям и мостам столицы.
В ходе музейных экскурсионных занятий школьники могут не только приобретать новые знания, но и осваивать ключевые компетенции soft skills – умение работать в команде, критическое мышление, ораторское искусство, а также понять особенности профессий гида и экскурсовода, что поможет им определиться с будущей профессией.
– Я считаю, проект «Московский экскурсовод» – это прекрасная возможность реализовать себя, показать миру свои таланты и понять, какая отрасль тебя интересует, – отметила Екатерина С., ученица школы №843, участница проекта «Московский экскурсовод».
Музейные практикумы заканчиваются в конце апреля. А в мае юные экскурсоводы в рамках демонстрационного экзамена показывают полученные навыки в проектировании и создании авторского маршрута экскурсии по городу, его музеям, паркам и улицам.
В ходе освоения программы «Московский экскурсовод» ребята изучают историю, архитектуру и культуру столицы, что не только обогащает их знания и развивает мировоззрение, но и формирует чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего города и страны.
Елена ЛУКМАНОВА, старший методист ГМЦ ДОНМ;
Татьяна ЛЮБАХ, методист ГМЦ ДОНМ
Комментарии