search
Топ 10

Проект Кодекс Российской Федерации об образовании

В апреле 2001 г. рабочая группа одобрила структуру Кодекса Российской Федерации об образовании и постатейную схему его Общей части. В соответствии с ней была разработана концепция Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, которая обсуждалась на VI Международной научно-практической конференции. С учетом замечаний и рекомендаций участников конференции концепция была доработана (представлена в “ОП”
N 35, 29.08.2002 г.). Для широкого обсуждения была опубликована и постатейная схема Общей части Образовательного кодекса (“ОП” N 43, 24.10.2002 г.). Тогда редакция “Образовательного права” получила много откликов, большая часть из которых была передана разработчикам.
Авторский коллектив, сформированный при Центре образовательного законодательства Минобразования России из ведущих специалистов Федерального Собрания РФ, Минобразования России, иных государственных органов, вузов и научных учреждений, принимая во внимание рекомендации участников 2-й Межрегиональной научно-практической конференции “Образовательное право и правовое образование: теория и практика, проблемы и решения”
(г. Екатеринбург, ноябрь 2002 г.), а также мнения и пожелания педагогической общественности, подготовил проект Общей части Кодекса Россйской Федерации об образовании, который сегодня мы представляем для широкого обсуждения.
Сегодня разработчики проекта заинтересованы в том, чтобы собрать как можно большее количество отзывов и предложений всех, кому в будущем придется работать с основным образовательным законом – Кодексом об образовании. Возможно, впервые предоставляется возможность реально повлиять на содержание законов, по которым нам жить и работать. Учитывая, что отклики наших читателей нашли свое отражение в переработанной структуре общей части Кодекса об образовании, можно надеяться, что мнение педагогической общественности очень важно для законодателя. Стоит этим воспользоваться!
Ваши отзывы присылайте по адресу “Учительской газеты”: 109012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, 13-15.

Проект

Кодекс Российской Федерации об образовании

Общая часть

Раздел I. Основы правового регулирования в области образования

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные начала законодательства
об образовании
1. Законодательство об образовании основывается на конституционном признании равенства права граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, на образование; обязанности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечивать доступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; академических свобод педагогических работников, обучающихся и автономии образовательных учреждений (организаций); судебной защиты прав участников образовательных отношений.
2. Граждане Российской Федерации, иные лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Бесплатное профессиональное образование в пределах государственных образовательных стандартов получают лица, если они получают впервые начальное профессиональное образование, на конкурсной основе – среднее профессиональное, высшее профессиональное или послевузовское профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Граждане Российской Федерации могут неоднократно получать на бесплатной основе профессиональное образование по направлению органа службы занятости, а также в случае профессионального заболевания, инвалидности, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации выступают гарантом конституционного права граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно проживающих на ее территории, на образование, Российская Федерация признает сферу образования приоритетной и ежегодно выделяет на нужды образования не менее 6 процентов валового внутреннего продукта.
Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений (организаций) ежегодно подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
Российская Федерация защищает соответствующие целевые расходы на образование из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
4. Получение основного общего образования является обязательным. Родители (иные законные представители) обеспечивают получение детьми основного общего образования. Обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях) обязаны глубоко овладевать знаниями, развивать свои способности, вырабатывать навыки и умения, быть дисциплинированными, соблюдать действующие законы, устав и правила внутреннего распорядка образовательного учреждения (организации).
5. Права граждан Российской Федерации на образование могут быть ограничены на основании федеральных законов в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 2. Цели законодательства об образовании
1. Целью законодательства об образовании является закрепление такого правового порядка, при котором обеспечивается беспрепятственная реализация гражданами Российской Федерации, иными лицами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, конституционного права на доступное, бесплатное и качественное образование, по завершении которого каждый мог бы успешно адаптироваться в обществе и внести достойный вклад в развитие гражданского общества и Российского государства.
Законодательство Российской Федерации призвано ориентировать государство, образовательные учреждения (организации), гражданское общество на неукоснительное соблюдение в образовательной сфере общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе на необходимость развивать у каждого обучающегося умственные и физические способности, на воспитание в духе уважения к родителям, языку и национальным ценностям Российской Федерации и других стран, к правам человека и основным свободам, бережного отношения к окружающей природе, на подготовку обучающихся к сознательной жизни в современном гражданском обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчины и женщины, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.
2. Законодательство об образовании призвано решить следующие задачи:
закрепить и конкретизировать обязанности государства в области образования, определить формы и методы его участия в формировании системы образования, надлежащем материальном и финансовом обеспечении этой системы, иные способы деятельности государственных органов исполнительной власти по организации исполнения федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в сфере образования;
создать действенные правовые гарантии обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, на образование;
закрепить правовой статус образовательных учреждений (организаций), ориентированный на дальнейшее развитие их автономии, принципов самоуправления, самостоятельности в осуществлении образовательного процесса и финансово-экономической деятельности, на одновременное повышение ответственности образовательных учреждений (организаций) за качество образования и надлежащее обеспечение конституционных прав обучающихся на образование;
предусмотреть для педагогических работников правовые гарантии их надлежащего материального обеспечения, реализации академических свобод, творческого применения современных образовательных технологий и методик, систематического повышения квалификации, активного участия в научной и иной творческой деятельности;
закрепить предмет и метод правового регулирования образовательного права, порядок и условия применения при регулировании образовательных отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений норм и правовых институтов гражданского законодательства, административного законодательства, трудового законодательства и других отраслей права.

Статья 3. Отношения, регулируемые
законодательством об образовании
1. Законодательство об образовании:
регулирует образовательные отношения, сторонами (субъектами) которых выступают граждане, иные лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в целях получения дошкольного, общего, профессионального или дополнительного образования; образовательные учреждения и педагогические работники;
закрепляет особенности применения в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права;
регулирует непосредственно связанные с образовательными иные отношения – прием граждан, иных лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в образовательные учреждения, социальная защита обучающихся, участие обучающихся в управлении делами образовательного учреждения (организации), дисциплинарная и материальная ответственность обучающихся.
2. К образовательным отношениям и иным непосредственно связанным с ними отношениям, урегулированным настоящим Кодексом, не применяются нормы гражданского, административного и других отраслей права.
Имущественные, административно-правовые, финансовые, земельные, семейные, трудовые, экологические отношения в сфере образования регулируются нормами соответствующих отраслей права, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 4. Состав образовательного
правоотношения
1. Образовательное правоотношение – это отношение, возникающее на основе норм законодательства об образовании между обучающимся (его законным представителем), образовательным учреждением (организацией) и педагогическими работниками в связи с получением обучающимся дошкольного, общего, профессионального или дополнительного послевузовского образования, подтверждаемого специальным документом.
2. Объект образовательных отношений составляют приобретенные обучающимся в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении (организации) системные, политематические знания, навыки и умения, уровень которых соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании. Дошкольное и дополнительное образование могут завершаться без выдачи документа о соответствующем уровне образования.
3. Сторонами образовательного отношения являются: обучающийся – физическое лицо (гражданин Российской Федерации или иное, постоянно проживающее в Российской Федерации лицо), образовательное учреждение и педагогические работники.
4. Правовой статус сторон образовательного правоотношения определяется настоящим Кодексом, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, иными подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения (организации).
5. Образовательное правоотношение между обучающимся, образовательным учреждением (организацией) и педагогическим работником возникает, изменяется и прекращается по основаниям, предусмотренным главой 11 настоящего Кодекса.
6. Не являются образовательными отношения, вытекающие из возмездного оказания услуг по обучению, регулируемые гражданским законодательством. К услугам по обучению относятся услуги в форме репетиторства, обучения на подготовительных курсах для поступления в вуз или иное образовательное учреждение (организацию), обучение в иных формах, если оно не завершается выдачей документа, дающего право на занятие профессиональной деятельностью и/или не связано с усвоением программ общего или профессионального образования.

Статья 5. Государственные гарантии прав лиц,
постоянно проживающих в Российской Федерации,
на образование
1. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации обязаны создавать надлежащие социально-экономические и материальные условия для функционирования и развития системы образования, получения каждым общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических работников. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования осуществляется с одновременной передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Не допускается финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций) ниже федеральных нормативов, ежегодно устанавливаемых федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом, утверждающим федеральный бюджет на очередной год. Бюджетные средства, не полученные государственными и муниципальными образовательными учреждениями (организациями) или не использованные ими в текущем финансовом году, переходят на следующий год и учитываются ими сверх основных фондов.
2. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Право гражданина или иного постоянно проживающего на территории Российской Федерации лица на получение профессионального образования по отдельным специальностям (профессиям) может быть ограничено федеральным законом.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации несут полностью или частично расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими общего или профессионального образования. Категории обучающихся, которым оказывается такая помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются главой 13 настоящего Кодекса, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Российская Федерация и ее субъекты оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий. Основания и порядок предоставления таких стипендий устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Государство создает лицам с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации с использованием специальных педагогических технологий.
4. Основные направления деятельности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по материальному, финансовому, кадровому обеспечению системы образования, проведению инновационной политики осуществляются в соответствии с Федеральной программой развития образования, утверждаемой федеральным законом.
Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации за два года до срока окончания действующей Федеральной программы развития образования. Проект Федеральной программы развития образования в Государственную Думу вносится Правительством Российской Федерации, иными органами и должностными лицами, наделенными статьей 104 Конституции Российской Федерации правом законодательной инициативы.

Статья 6. Основные принципы правового
регулирования образовательных и иных связанных
с ними отношений
В соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, Конституцией Российской Федерации и основными началами законодательства об образовании, закрепленными статьей 1 настоящего Кодекса, принципами правового регулирования образовательных отношений и иных связанных с ними отношений признаются:
применение императивного и императивно-диспозитивного методов регулирования отношений в сфере образования;
сочетание нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования Российской Федерацией с нормативным правовым регулированием субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и локальным регулированием образовательными учреждениями;
единство и дифференциация нормативного правового регулирования образовательных отношений;
свобода и плюрализм в образовании – право выбора обучающимися (воспитанниками) образовательного учреждения (организации) и форм получения образования, академические свободы педагогических работников и автономия образовательных учреждений (организаций);
обеспечение права обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения на защиту своей чести и достоинства в образовательном процессе;
непосредственно представительный характер образовательного правоотношения, требующий личного участия всех его сторон: обучающегося, педагогического работника и образовательного учреждения (организации);
обязательность итоговой аттестации обучающихся в образовательных учреждениях (организациях), имеющих государственную аккредитацию, и выдачи по результатам итоговой аттестации документа государственного образца о соответствующем образовании и (или) квалификации;
обеспечение права обучающихся и работников образовательного учреждения (организации) на участие в управлении образовательным учреждением (организацией);
государственная социальная помощь обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях);
предоставление государством социальных льгот и гарантий педагогическим работникам;
предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям (организациям), имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Статья 7. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
1. Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в образовательных учреждениях (организациях) в интересах обучающихся, общества и государства и сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством соответствующих образовательных уровней (образовательных цензов).
2. Качество образования – это способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, навыков и умений, который позволяет им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству.
3. Уровень образования (образовательный ценз) – совокупность общеобразовательных или профессиональных образовательных программ, освоение которых обучающимися устанавливается в ходе их итоговой аттестации и подтверждается документом государственного образца или документом образовательного учреждения (организации).
4. Форма получения образования – установленные законодательством Российской Федерации способы освоения обучающимися программ общего и профессионального образования.
5. Направление (специальность) профессионального образования – система требований к уровню и качеству подготовки выпускника, предусмотренная соответствующими программами профессионального образования и обеспечивающая возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией, присваиваемой выпускникам образовательных учреждений (организаций).
6. Государственный документ об образовании – документ государственного образца, выдаваемый образовательным учреждением (организацией), имеющим государственную аккредитацию, подтверждающий право обладателя документа продолжить образование на следующем уровне или осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности).
7. Тип образовательного учреждения (организации) определяется как совокупность свойств, компонентов, которой это учреждение (организация) обладает, реализуя одну или нескольких программ общего образования, либо сочетая обучение по программам общего образования с воспитанием и содержанием воспитанников, либо реализуя профессиональные образовательные программы определенного уровня. Отдельные типы образовательных учреждений (организаций) образуют дошкольные образовательные учреждения (организации) и учреждения (организации) дополнительного образования.
8. Вид образовательного учреждения (организации) – это совокупность свойств, компонентов, которая обособляет образовательное учреждение (организацию), реализующее общеобразовательную или профессиональную программу определенного уровня, из числа остальных образовательных учреждений соответствующего типа.
9. Негосударственная образовательная организация – образовательная организация, учредителями которой выступают негосударственные юридические лица (отечественные либо иностранные), общественные или религиозные объединения, граждане Российской Федерации либо иностранцы.
10. Аттестация образовательного учреждения (организации) – основная форма государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательном учреждении (организации), осуществляемая под руководством органов управления образованием не реже одного раза в пять лет.
11. Государственная аккредитация образовательного учреждения (организации) – процедура признания государственными органами управления образованием права образовательного учреждения (организации) на выдачу своим выпускникам государственных документов об образовании.
12. Лицензия на право ведения образовательной деятельности – разрешение, выдаваемое компетентным органом управления образованием конкретному образовательному учреждению (организации) на осуществление образовательной деятельности в течение определенного срока по определенным этим документом общим или профессиональным образовательным программам, программам дошкольного или дополнительного образования.
19. Инновации в образовании – изменения, направленные на совершенствование и улучшение образовательного процесса, образовательных технологий, методов, иных компонентов системы образования.

Статья 8. Язык (языки) обучения
1. В соответствии с федеральным законодательством граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования Российской Федерации.
Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений (организаций), классов, групп, а также условий для их функционирования.
2. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях (организациях), за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.
Вопросы изучения государственных языков республик, автономных областей, автономных округов регулируются законами названных субъектов Российской Федерации.
3. Государство оказывает содействие:
в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности;
представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.
4. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении (организации), определяется учредителем образовательного учреждения (организации). Решение учредителя о языке (языках) обучения и воспитания закрепляется в уставе образовательного учреждения (организации).

Глава 2. Законодательство в области образования. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Статья 9. Законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Кодекс, принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы.
3. Отношения в области образования могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления и распоряжения, регулирующие отношения в области образования.
5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых отнесены вопросы образования, вправе принимать нормативные правовые акты в области образования. Указанные федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием.
6. В случае если указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации или иной нормативный правовой акт содержит предписания, противоречащие настоящему Кодексу или федеральному закону, регулирующему отношения в области образования, применяется настоящий Кодекс или соответствующий федеральный закон.

Статья 10. Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации
1. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их компетенцией осуществляют нормативное правовое регулирование отношений в области образования, принимают законы и подзаконные нормативные правовые акты.
2. Если законами субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные права участникам образовательных отношений, предусматривается более высокий уровень социальных льгот и гарантий по сравнению с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то расходы, связанные с реальным действием этих прав, социальных льгот и гарантий покрываются за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам образования, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы, иные нормативные правовые акты. В случае принятия федерального закона, иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации приводятся в соответствие с вновь принятым федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
4. В случае если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по общим вопросам образования противоречит настоящему Кодексу, иным федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации, то применяется настоящий Кодекс, федеральный закон, иной нормативный правовой акт Российской Федерации.

Статья 11. Акты органов местного самоуправления
по вопросам образования
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты по вопросам образования.

Статья 12. Локальные нормативные правовые
акты образовательных учреждений (организаций)
1. Органы управления образовательным учреждением (организацией), коллектив образовательного учреждения (организации) принимают устав, правила внутреннего распорядка, иные нормативные правовые акты, заключают коллективные договоры, соглашения в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Являются недействительными локальные нормативные правовые акты образовательного учреждения (организации), ухудшающие положение педагогических, иных работников, обучающихся по сравнению с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, законами соответствующего субъекта Российской Федерации либо принятые без учета мнения коллектива образовательного учреждения (организации), представительного органа работников и (или) обучающихся в случаях, когда такой учет требуется в соответствии с настоящим Кодексом или трудовым законодательством. В таких случаях отношения регулируются настоящим Кодексом, иными федеральными законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Законодательство об образовании
и нормы международного права
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области образования, применяются правила международного договора.

Статья 14. Действие законодательства об
образовании во времени и пространстве
1. Законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области образования, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после вступления их в силу.
2. Действие закона или иного нормативного правового акта, регулирующего отношения в области образования, распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, только в случаях, когда это прямо предусмотрено этим законом или иным нормативным правовым актом.
По отношениям, возникшим до вступления в силу закона или иного нормативного правового акта в области образования, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после вступления его в силу.
3. Настоящий Кодекс, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области образования, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех образовательных учреждений (организаций), имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также распространяются на государственные образовательные учреждения Российской Федерации, расположенные за ее пределами.

Статья 15. Применение законодательства
в области образования по аналогии
В случае если образовательные и сопутствующие им отношения прямо не урегулированы законодательством в области образования или соглашением сторон, то к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы законодательства в области образования, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
При отсутствии сходных норм права и обязанности участников образовательных и сопутствующих им отношений определяются исходя из общих начал и принципов законодательства в области образования, а также принципов добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (аналогия права).

Статья 16. Компетенция Российской Федерации
в области образования
1. В соответствии с предметами ведения, закрепленными Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация принимает федеральные законы, нормативные правовые акты в области образования и обеспечивает их исполнение в целях сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации, гарантированности каждому условий для реализации права на образование, исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности.
2. В области образования ведению Российской Федерации подлежат:
1) правовое регулирование отношений в области образования, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;
2) установление основ федеральной политики в области образования;
3) принятие и осуществление Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования; участие в разработке и реализации международных программ развития образования;
4) формирование федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы управления образованием, руководство этими органами, назначение их руководителей;
5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений (организаций), подведомственных федеральным органам государственной власти;
8) установление общих положений и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств;
9) установление доли расходной части федерального бюджета, направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
10) установление:
в федеральном законодательстве налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся (воспитанников);
порядка финансирования образовательных учреждений (организаций);
обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;
льгот различным категориям обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений (организаций) и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций), а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся (воспитанников) и педагогических работников;
порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита и социального образовательного кредита, предоставляемого из средств федерального бюджета;
федеральных требований к образовательным учреждениям (организациям) в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся (воспитанников), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
11) прямое финансирование образовательных учреждений (организаций), подведомственных федеральным органам государственной власти, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, видов и категорий;
12) ежегодное утверждение федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (организациях), имеющих государственную аккредитацию;
13) приобретение за счет средств федерального бюджета учебников для общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию;
14) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий, создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;
15) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
16) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
17) установление и присвоение государственных наград и почетных званий Российской Федерации работникам образования;
18) лицензирование образовательных учреждений по программам среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

Статья 17. Совместная компетенция
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в области образования
1. В сфере образования в совместном ведении субъектов Российской Федерации находятся:
1) определение и осуществление политики в области образования, осуществление законодательной деятельности органами Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации, подготовка и принятие нормативных правовых актов в пределах своей компетенции органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) общие вопросы образования, в том числе:
вопросы, связанные с закреплением и конкретизацией компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования, установлением полномочий органов управления образованием на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
вопросы, связанные с определением предмета, метода, целей и задач, источников, принципов и основных понятий законодательства об образовании;
вопросы, связанные с определением основных компонентов системы образования, правового статуса обучающихся, образовательных учреждений (организаций), педагогических работников и иных участников образовательных отношений, а также с установлением основ нормативно-правого регулирования образовательного процесса;
вопросы, связанные с порядком и пределами применения в законодательстве об образовании норм и принципов административного, трудового и других отраслей права;
установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях (организациях);
установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций);
информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий, создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;
установление государственных образовательных стандартов и их регионально-национальных компонентов;
3) вопросы финансового законодательства, в том числе:
определение особенностей порядка финансирования образовательных учреждений (организаций);
финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного образования путем выделения субвенций местным бюджетам;
формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
установление местных налогов и сборов на цели образования;
установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений (организаций), оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;
4) вопросы административного права:
разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений (организаций) соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений (организаций), за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (организаций), создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);
информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений (организаций), организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
обеспечение соблюдения законодательства и контроль исполнения государственных образовательных стандартов и их регионально-национальных компонентов;
5) по вопросам трудового и социального законодательства:
установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций) и работников органов управления образованием;
регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях (организациях);
установление обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений (организаций), соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;
установление льгот различным категориям обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений (организаций) и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций);
установление видов и норм материального обеспечения обучающихся (воспитанников) и педагогических работников;
установление образовательного ценза педагогических работников;
организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников.
2. Реализация полномочий органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах их компетенции, закрепленной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
3. Установленная настоящей статьей компетенция Российской Федерации в области образования не может быть изменена иначе, как федеральным законом.

Статья 18. Компетенция субъектов Российской
Федерации в области образования
Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, в том числе к их ведению относятся:
1) законодательство в области образования по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации;
2) осуществление федеральной политики в области образования;
3) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;
4) определение особенностей порядка финансирования образовательных учреждений (организаций) из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
6) предоставление субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений (организаций), расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов);
7) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
8) формирование государственных органов управления образованием субъекта Российской Федерации и руководство ими, назначение руководителей этих органов по согласованию с федеральными органами управления образованием;
9) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений (организаций) соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений (организаций) общего образования и начального профессионального образования;
10) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов;
11) установление местных налогов и сборов на цели образования, дополнительных льгот, стимулирующих развитие образования;
12) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
13) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений (организаций), оказание им услуг в части материально-технического обеспечения;
14) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям (организациям) в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся (воспитанников), оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
15) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся (воспитанникам) и педагогическим работникам образовательных учреждений (организаций), а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся (воспитанников) и педагогических работников;
16) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений (организаций), организация издания учебной литературы, разработка примерных программ курсов, дисциплин в рамках региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов;
17) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
18) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
19) принятие подзаконных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации.

Глава 3. Система образования

Статья 19. Состав системы образования
Система образования включает:
совокупность государственных образовательных стандартов и преемственных образовательных программ, обеспечивающих единство образовательного пространства Российской Федерации;
имеющие лицензии и реализующие преемственные образовательные программы различного уровня и направленности образовательные учреждения (организации) с действующими при них клиническими, медико-профилактическими, культурно-просветительскими предприятиями, иными учреждениями и организациями;
обучающихся (воспитанников), их законных представителей;
педагогических работников, иных работников образовательных учреждений (организаций);
научные, конструкторские, проектные, производственные организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие системы образования;
государственные органы управления образованием;
муниципальные органы управления образованием;
общественные и государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, научные и методические советы и другие объединения).

Статья 20. Общие требования к содержанию
образования
1. Содержание образования – совокупность последовательных действий, составляющих процесс обучения и воспитания личности.
2. Содержание образования имеет целью:
обеспечить уровень общей и профессиональной культуры, отвечающий требованиям личности, общества и государства;
формирование у обучающихся научной картины мира, понимания сущности национальной и мировой культуры, ее места и роли в жизни человека и общества; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью и уважающих права и свободы личности;
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие взглядов и убеждений.
3. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми образовательными учреждениями (организациями) самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и утверждаемых федеральным органом управления образованием примерных образовательных программ.
4. Образовательное учреждение (организация) в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
5. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
6. Образовательное учреждение (организация) при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Статья 21. Общие требования к процессу
образования
1. Процесс образования ориентирован на:
непрерывность образования в течение всей жизни;
преемственность образовательных программ всех уровней и ступеней образования.
2. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении (организации) регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением (организацией) на основе примерных учебных планов и перечня элективных дисциплин, утвержденных федеральным органом управления образованием. Образовательные учреждения (организации) самостоятельны в выборе формы и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени общего образования:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование первой ступени, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “бакалавр”; второй ступени, осуществляемой по профессиональным образовательным программам двух типов: программе, обеспечивающей присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “магистр”, со сроком обучения не менее двух лет на базе профессиональной образовательной программы бакалавра; на базе профессиональной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста со сроком обучения не менее пяти лет на базе среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования с присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”;
послевузовское профессиональное образование, завершающееся присуждением на основании успешной защиты диссертационной работы ученой степени кандидата наук;
послевузовское профессиональное образование, завершающееся присуждением на основании успешной защиты диссертационной работы ученой степени доктора наук.
Освоение образовательных программ каждого уровня и ступени общего и профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией, научно-методическое обеспечение которой осуществляется федеральным органом управления образованием.
5. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся (воспитанников), педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся (воспитанникам) не допускается.
6. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
7. Государственные органы управления образованием, муниципальные органы управления образованием не вправе изменить учебный план и учебный график образовательного учреждения (организации) после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Обеспечение единого образовательного
пространства в Российской Федерации
Единое образовательное пространство Российской Федерации определяется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов и программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне и ступени, положений и требований итоговой аттестации выпускников, равными возможностями реализации прав граждан на получение образования.
Целостность единого образовательного пространства в Российской Федерации обеспечивается:
а) правовой базой, в том числе системой государственных образовательных стандартов и преемственных образовательных программ, единой структурой основных образовательных программ, общими требованиями к приему в образовательные учреждения (организации);
б) организационными и управленческими механизмами, обеспечивающими сохранение и развитие единого образовательного пространства Российской Федерации как основы государственности;
в) единой системой лицензирования, аккредитации, механизмов оценки качества образования.

Статья 23. Государственные образовательные
стандарты
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты для обеспечения:
а) качества образования всех уровней (ступеней);
б) основы для оценки деятельности образовательных учреждений (организаций), реализующих образовательные программы различных уровней (ступеней);
в) единого образовательного пространства Российской Федерации;
г) признания и установления эквивалентности документов об образовании.
2. Государственные образовательные стандарты состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
3. Российская Федерация в лице федеральных органов управления образованием в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, которые включают в себя:
1) общие требования к образовательным программам, которые реализуются образовательными учреждениями (организациями);
2) требования к обязательному содержанию основных образовательных программ, к условиям их реализации, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки и итоговой аттестации выпускников;
3) установленные законодательством Российской Федерации и типовыми положениями об образовательных учреждениях (организациях) соответствующих типов и видов единые сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях);
4. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов отражают национально-региональные особенности реализации соответствующих образовательных программ. Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяются образовательными учреждениями (организациями) самостоятельно по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждается Федеральным С обранием Российской Федерации.
При реализации образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены отдельные государственные образовательные стандарты.
Государственные образовательные стандарты обновляются регулярно, не реже одного раза в пять лет.

Статья 24. Образовательные программы
1. Образовательная программа основывается на государственном образовательном пространстве и определяет содержание образования соответствующего уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе и работе в коллективе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К основным общеобразовательным программам относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
Дополнительные общеобразовательные программы предназначены для освоения обучающимися социокультурных ценностей, развития индивидуальных способностей, личностного и профессионального самоопределения.
3. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К основным профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
4. Дополнительные профессиональные образовательные программы в зависимости от требований к уровню образования обучающихся подразделяются на дополнительные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования.
5. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях) определяются законодательством Российской Федерации и типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений (организаций).

Статья 25. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
в образовательном учреждении (организации) – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната;
в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в пределах основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
3. Перечень профессий и специальностей, получение которых в заочной форме или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Общие положения реализации
образовательных программ
1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях (организациях), учреждениях (организациях) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с девиантным поведением, а также в местах отбытия наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних.
Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущей ступени, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Образовательные программы специальных образовательных учреждений (для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии) разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (воспитанников).
2. Профессиональные образовательные программы, в том числе программы начального профессионального образования для детей с отклонениями в развитии, реализуются в образовательных учреждениях (организациях) профессионального образования, в том числе в специальных образовательных учреждениях (организациях) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Образовательные учреждения (организации) профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня согласно перечню профессий и специальностей, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
4. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования может быть реализован в рамках образовательных программ начального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого образования.

Статья 27. Реализация программ дошкольного
образования
1. Основной целью дошкольного образования и воспитания является всесторонняя подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей.
2. Воспитание детей до 3 лет осуществляется, как правило, в семье. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспитании детей раннего детского возраста, заботу о детях с физическими и умственными отклонениями, а также о детях-сиротах ясельного и дошкольного возраста.
Подготовка детей дошкольного возраста к школе обязательна с 5-летнего возраста и осуществляется в подготовительных группах детского сада или школы либо, по желанию родителей, в семье.
3. Для образования и воспитания детей в возрасте от трех до шести – семи лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье в Российской Федерации действует сеть дошкольных образовательных учреждений (организаций) различных форм собственности. С согласия родителей дети получают дошкольное образование и воспитание в этих учреждениях (организациях), которые функционируют в виде детского сада или комплекса “детский сад – начальная школа”. Государство обеспечивает доступность дошкольного образования детям всех слоев населения.
4. Органы местного самоуправления полностью обеспечивают потребности граждан в дошкольных учреждениях и оказывают этим учреждениям (организациям) финансовую и материальную поддержку. Они организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 28. Реализация программ общего
образования
1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие образовательным программам различного уровня: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
2. В первый класс образовательного учреждения (организации) общего образования принимаются дети, которым к началу учебного года исполнилось шесть с половиной лет. При достижении ребенком семилетнего возраста посещение школы является обязательным, если ребенок не получает соответствующего образования в семье. Прием в школу ребенка в возрасте шести с половиной лет осуществляется с согласия родителей (иных законных представителей ребенка) в зависимости от степени развития ребенка.
3. Основное общее образование является обязательным и завершается государственной (итоговой) аттестацией.
4. Обязанность обеспечения родителями (законными представителями) получения ребенком основного общего образования действует до достижения им возраста шестнадцати лет при условии, что соответствующее образование не было получено им ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения – восемнадцать лет. С согласия родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста шестнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение (организацию) до получения им основного общего образования.
5. По решению органа управления образовательного учреждения (организации) за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения (организации) допускается исключение из данного образовательного учреждения (организации) обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
6. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения (организации) последнее обязано в трехнедельный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
7. Среднее (полное) общее образование обеспечивает фундаментальную теоретическую подготовку и формирование общей культуры, необходимые для продолжения обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях, имея целью развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой знаний, освоение навыков умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений в сочетании с высоким уровнем физического развития.
8. По программам среднего (полного) общего образования могут обучаться лица, имеющие основное общее образование. Среднее (полное) общее образование завершается итоговой аттестацией, которая одновременно может являться и экзаменом для поступления в профессиональное учебное заведение. Прошедшим итоговую аттестацию вручается аттестат зрелости установленного образца. Сдавшие итоговую аттестацию на “отлично” получают аттестат зрелости с отличием.

Статья 29. Реализация программ начального
профессионального образования
1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Одновременно учащиеся осваивают программы среднего (полного) общего образования.
По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях (организациях) начального профессионального образования (профессионально-технические и другие учреждения данного уровня), а также путем ученичества на производстве.
3. Государство в необходимых случаях создает условия для получения профессиональной подготовки лицам, не имеющим основного общего образования. Профессиональная подготовка может быть получена в профессиональных училищах, а также в образовательных подразделениях предприятий, учреждений, организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Статья 30. Реализация программ среднего
профессионального образования
1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессионального образование по сокращенным или ускоренным программам.
3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) или в образовательных учреждениях (организациях) высшего профессионального образования.
4. Образовательное учреждение (организация) среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Статья 31. Реализация программ высшего
профессионального образования
1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях (организациях) высшего профессионального образования (высшие учебные заведения).
3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование в сокращенные сроки освоения основных образовательных программ.
Обучение в высшем учебном заведении по сокращенной или по ускоренной программе допускается также для лиц, уровень образования или способностей которых является для этого достаточным основанием. Решение об обучении лиц по ускоренным программам принимают ученые советы высших учебных заведений.

Статья 32. Реализация программ послевузовского
профессионального образования
1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования уровня специалиста и магистра.
2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях (организациях) высшего профессионального образования и научных учреждениях, а также без обучения в аспирантуре и докторантуре соискателями, подготавливающими диссертацию на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.
3. В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются лица, имеющие квалификацию “магистр” или “дипломированный специалист”. Обучение в аспирантуре осуществляется в очной или в заочной форме и по сроку не может превышать в очной форме трех лет, в заочной – четырех лет.
4. В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук, на срок не более трех лет.

Статья 33. Реализация программ дополнительного
образования
1. Программы дополнительного образования реализуются на всех уровнях общего и профессионального образования в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства.
2. В пределах каждого уровня профессионального образования основными задачами дополнительного образования являются непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов с учетом постоянного повышения предъявляемых к ним требований в связи с изменениями, происходящими в технологиях и производстве, и расширение профессиональных возможностей путем получения дополнительных квалификаций в связи с изменением структуры рынка труда.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте