В Москве запущен проект «Академический класс» наряду с инженерным и медицинским тематическими проектами для профильных старших классов общеобразовательных школ. По мнению представителей науки, в частности из института конструкторско-технологичной информатики ИКТИ РАН, между школой и научной деятельностью существует пропасть – университеты. Современные знания быстро устаревают – примерно за год, а в университетах применяется традиционная методика обучения, долгая и неповоротливая. Совместная работа институтов РАН и общеобразовательной школы в проекте «Академический класс» позволит сопровождать этих детей вплоть до их прихода в науку. При этом учителя школ должны соответствовать идеям проекта и активно включаться в научную работу со школьниками. Как организовать эту работу? Как выявить и воспитать тех детей, которые склонны к научной исследовательской деятельности, будущих ученых? С какого возраста начинать и как выстраивать работу с ними? Какие педагогические ресурсы есть для этого у школы?
В конце 2016 года ФАНО России совместно с Департаментом образования города Москвы инициировали научно-образовательный проект «Академический класс». В нем принимают участие школьники старших классов 10 московских школ и 13 научных организаций, занимающихся фундаментальными исследованиями. Целью проекта является создание школьных академий для реализации научно-исследовательской и научно-практической деятельности обучающихся в сотрудничестве с научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций Российской Федерации.По мнению руководителя ФАНО России Михаила Котюкова, «во всем мире сегодня одна из основных задач науки – обеспечение развития кадрового потенциала. Науку создают люди: любое оборудование или приборы всегда легко приобрести. Намного сложнее воспитать исследователя, как можно раньше выявить склонность и желание школьников заниматься наукой и – самое важное – вовлечь, показать заинтересованность научного сектора».Руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина считает, что «наши ребята всегда интересовались наукой. Москва – научная столица страны. Основная задача – чтобы каждый московский школьник еще в юном возрасте нашел собственный путь развития, который поможет ему стать полезным городу и стать успешным».Первое установочное совещание по развитию проекта «Академический класс» состоялось в здании Российской академии наук. Ключевым был вопрос о реализации взаимодействия ФАНО Российской Федерации с организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы.Заместитель руководителя ДОгМ Марина Смирницкая представила проект как один из главных совместных с ФАНО.- «Академический класс» не массовый проект, – отметила Марина Владимировна, – он не предполагает участия большого количества детей. Цель проекта – подготовить цвет науки.Заместитель руководителя ДОгМ говорила о том, что в школах научные общества можно и нужно создавать с младших классов, даже с детского сада. А работать школьные академии должны в сотрудничестве на межшкольном уровне.- Мы будем благодарны ФАНО, – сказала Марина Смирницкая, – если оно поможет встроить в этот проект и вузы. Заместитель начальника управления координации и обеспечения деятельности организации в сфере науки ФАНО России Дмитрий Цыганов предложил следующие формы сотрудничества научных организаций и школ: научно-популярные лекции, предметные олимпиады и конкурсы, практические занятия, дни открытых дверей в институтах РАН. В ходе совещания образовательные организации получили возможность ознакомиться с представителями различных институтов, подведомственных ФАНО, и договориться с ними о сотрудничестве в рамках интересующих школы направлений.В проекте «Академический класс» научным партнером нашей школы стал Институт биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова Российской академии наук. На базе учебно-научного центра этого института наши старшеклассники знакомятся с современными методами биоинженерии растений, биотехнологиями и биомедициной, включаясь в лекционные и лабораторные программы по основным направлениям физико-химической биологии и биотехнологии. В марте – апреле 2017 года учащиеся академического класса осваивали курс лекций «Введение в биотехнологию». Они узнали о практическом применении достижений в области фотосинтеза, генной инженерии, регенерации, иммунологии человека и других вопросах. О генной инженерии ходит много мифов, и постоянно ведутся споры на тему ее вреда и пользы. Поэтому рассказать об этой области биотехнологий решил Виктор Плешкан, научный сотрудник Лаборатории структуры и функций генов человека. В своем выступлении на Дне биологии он объяснил, как ученые «вытаскивают» гены из клеток, «включают» их и используют для создания лекарств и защиты растений от болезней. Вакцины – главное оружие в борьбе с эпидемиями. О том, как они защищают организм человека, в частности от желтой лихорадки, поведал Михаил Погорелый, аспирант Лаборатории сравнительной и функциональной геномики. Без чего жизнь на Земле была бы невозможна? На этот вопрос в своей лекции на Дне биологии ответил Игорь Фесенко, научный сотрудник Лаборатории протеомики. Он рассказал про процесс фотосинтеза, про то, как ученые им управляют, и может ли солнечный свет быть вредным для растений.Восстанавливать поврежденные части организма могут многие позвоночные и беспозвоночные животные, так, например, ящерицы способны отращивать утраченный хвост. Но почему человек не может регенерировать конечности? Ответ на этот вопрос дала Мария Терешина, научный сотрудник Лаборатории молекулярных основ эмбриогенеза. Итоги первых месяцев работы городского проекта «Академический класс» подводились на научно-практической конференции «Наука для жизни». Доклады с результатами своих исследований в здании президиума Российской академии наук представили учащиеся старших классов московских школ. По словам организаторов, школьники очень интересуются биотехнологиями. Основную идею проекта «Академический класс» организаторы сформулировали так: «Надо дать каждому школьнику попробовать заниматься исследованиями, вдруг это его».В конференции приняла участие и наша ученица, которая занималась выяснением роли малых РНК, РНК-интерференции, процесса подавления экспрессии генов в борьбе с неизлечимыми болезнями людей.Участие нашей школы в проекте «Академический класс» стало возможным прежде всего благодаря открытой в 2008 году Школьной академии наук и ее филиалам – Малой и Дошкольной академиям. ШАН была создана как добровольное сообщество детей и взрослых с целью поддержки исследовательской и проектной деятельности учащихся и организации эффективного сотрудничества представителей науки и средней школы в целях выявления детей, склонных к научной работе, формирования детских творческих научных коллективов. В школьной академии наук проходит знакомство учащихся с актуальными проблемами науки и техники, достижениями отечественных и зарубежных ученых, обучение школьников навыкам исследовательской, поисковой и проектной работы, подготовка исследовательских и проектных работ школьников к участию в конференциях.Как выстраивается деятельность школьной академии наук? Для учеников 5-9-х классов стали традиционными научно-практические семинары, где школьники разных возрастов собираются для обсуждения вопросов, возникающих в процессе их научной деятельности. Здесь на так называемой предзащите проектов открыто высказываются мнения и сомнения, даются полезные советы, школьники учатся отстаивать свои позиции. В обсуждения включаются ученики и учителя на равных правах. Конечно же, ШАН использует все возможности для приглашения в школу представителей большой науки. Встречи с ними расширяют научный кругозор ребят и являются серьезным мотивирующим фактором для включения школьников в исследовательскую деятельность. Помимо этого проходит ежегодная научно-практическая конференция. Дети могут представить творческие работы трех типов: рефераты, проекты или исследования. Они могут быть индивидуальными, групповыми или семейными. Ребята сами выбирают себе научного руководителя, а супервайзером является классный руководитель. Работы защищаются сначала в классных коллективах, а затем лучшие из них представляются на школьную конференцию.В Дошкольной академии наук в течение года воспитатели и методисты организуют групповые и индивидуальные проектные и исследовательские работы в свободном режиме. Проводятся пробные защиты проектов перед родителями. Весенний фестиваль науки показывает, что дети хотят расти, думать, достигать новых высот и, конечно, делиться своими достижениями с другими. Особенно интересной оказалась стендовая форма организации дошкольного фестиваля наук.Особенностью фестиваля проектов начальной школы является его организация. Сначала пленарное заседание, на котором старшеклассники погружают детей в мир науки – это интересные опыты по физике и химии, занимательные рассказы о самых последних открытиях и замечательных ученых. Затем все расходятся по лабораториям, и в небольших научно-творческих коллективах проходят защита и обсуждение проектов.Элементы игры в академию и настоящую науку – это методический прием, который является сильным мотивирующим фактором. У нас есть действительные члены ШАН, есть члены-корреспонденты, заполняются специальные анкеты, выдаются бейджи, особым образом формируется интерьер помещений для защиты проектов.Для старшеклассников на основании требований ФГОС в учебный план введена дисциплина «Проектная деятельность». Таким образом, ученик 10-го класса обязан выбрать себе тему индивидуального проекта или исследования, которую может разрабатывать и защищать в течение 1-2 лет как курсовую работу. Защита проходит обязательно публично – на уроке, каком-либо мероприятии, в специально созванной группе людей или вне стен школы на том или ином конкурсе и т. п. Для учеников академического класса курсовой работой является их учебное или научное исследование.Методику проектно-исследовательской деятельности в образовании педагоги нашей организации осваивают с 2008 года, и сейчас большинство учителей в нашем педагогическом школьном сообществе владеют ею на хорошем уровне, применяют ее в своей урочной и внеурочной работе и накопили достаточно большой опыт в этом деле. К организации проектно-исследовательской деятельности в школе с удовольствием и активно подключаются молодые учителя. К сожалению, этому не учат в педагогических вузах. Приходится обращаться к опыту старших коллег или пользоваться возможностями курсовой системы дополнительного образования, которая позволяет удобно и быстро заполнить пробелы профессиональной подготовки.Школьная академия и академический класс – это интересно детям и учителям. Это важно представителям науки. Это нужно нашему городу и нашей Родине. Мы рады сотрудничеству с ИБХ РАН, хотелось бы подружиться с институтами и других направлений. Сейчас мы в начале пути. Возможно, совместно воспитаем новых нобелевских лауреатов, причем российских. Готовим цвет науки!Наталия БОЛТЫШЕВА, учитель математики школы №1315
Комментарии