search
main
0

Проект

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого и Экологический союз “Эквис” приглашают учащихся средних школ принять участие во втором международном экологическом проекте “Весна-99 – Spring”.

Цели проекта:

– обучить школьников методам проведения биологического эксперимента;

– определить особенности сезонных явлений природы в зависимости от климатических условий региона;

– установить деловые контакты между школьниками различных регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Осенью 1998 года осуществлен первый международный экологический проект “Листопад”. В нем приняли участие около девятисот школьников из 30 областей и автономных республик Российской Федерации (от Новгородской области до Дальнего Востока и Камчатки), а также Казахстана, Грузии, Белоруссии, Чехии, Финляндии и Дании. Исследования во втором международном экологическом проекте “Весна-99 – Spring” будут продолжены на тех же самых растениях – березе повислой (бородавчатой) – Betula pendula и рябине обыкновенной – Sorbus aucuparia. Старт проекта – 7 апреля.

Для участия в проекте достаточно провести исследования хотя бы по одному из объектов и выслать результаты работы координатору международного экологического проекта “Весна-99 – Spring” Семчуку Николаю Николаевичу по адресу:

Новгород Великий, Россия, 173014, а/я 30.

Результаты исследований нужно переслать по почте вместе с сопроводительным письмом за подписью директора школы, скрепленной печатью. В сопроводительном письме указать почтовый адрес школы, телефон (если имеется – факс, E-mail), фамилию, имя и отчество школьного координатора (координаторов) международного экологического проекта “Весна-99 – Spring”, фамилии и имена школьников – участников проекта, классы, в которых они учатся. Последний срок отправки материалов – 30 июня 1999 г. (по почтовому штемпелю).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1) дневник сопутствующих наблюдений;

2) результаты наблюдений.

Дневник сопутствующих наблюдений

Природные явления обозначать следующими символами:

Методика проведения исследований с растениями

Объект наблюдения – береза повислая (бородавчатая) – Betula pendula

1. Для наблюдений выбирают три растения. Определяют высоту каждого растения, замеряют окружность ствола на высоте 1 м от земли. Результат записывают в таблицу 1.

Таблица 1

Общие сведения

2. Определяют параметры морфологии почек (на каждом растении исследуют три побега, на каждом из этих трех побегов наблюдения проводят за тремя почками, расположенными в верхней части побега), затем изучают формирование листьев, которые образуются из этих почек (наблюдения проводят только за одним нижним листом побега, который вырастет из каждой исследуемой почки). Замеряют окружность стебля старого и молодого побегов и заносят данные в таблицу 2:

Параметры морфологии листа березы:

а) длина листа;

б) ширина листа;

в) длина черешка.

Рис. 1. Морфология листа березы.

В таблице приведен пример записи и расчета средних показателей по каждому растению, а затем по трем исследуемым растениям (сумму каждого показателя делят на количество замеров по данному показателю). Такие расчеты нужно сделать на каждую дату наблюдения.

Объект наблюдения – рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia)

1. Для наблюдений выбирают три растения. Определяют высоту каждого растения, окружность ствола на высоте 1 метра от земли. Результат записывают в таблицу 3 (подобна таблице 1).

2. Определяют параметры морфологии почек (на каждом растении исследуют три побега, на каждом из этих трех побегов наблюдения проводят за тремя почками, расположенными в верхней части побега), затем изучают формирование листьев, которые образуются из этих почек (наблюдения проводят только за одним нижним листом побега, который вырастет из каждой исследуемой почки). Замеряют окружность стебля старого и молодого побегов и заносят данные в таблицу 4:

Параметры морфологии листа рябины:

а) длина листа (от основания листа до вершины непарного листочка);

б) ширина листа (замерить расправленную поперек оси рахиса самую длинную пару листочков);

в) длина рахиса (от основания листа до основания непарного листочка).

1) рахис

2) листочек

3) непарный листочек

4) первая пара листочков

5) вторая пара листочков

6) последняя пара листочков

7) основание листа

3. В момент завершения наблюдений определяют максимальную и минимальную длину новых побегов, максимальное и минимальное количество листочков у сложного листа рябины на каждом дереве. Эти данные заносят в таблицу ? 3.

Методика определения окружности стебля

Окружность старого стебля определяют на расстоянии 10 миллиметров от места его соединения с молодым стеблем. Для этого находят место соединения старого и молодого стеблей, отмеряют расстояние 10 миллиметров в сторону основания стебля и проводят замер. Окружность молодого стебля определяют таким же образом, только расстояние 10 миллиметров отмеряют в сторону вершины побега. Для определения окружности стебля нужно самостоятельно изготовить устройство (рис.3).

Рис.3

Для этого используют обычную нить (1), к которой прикрепляют две полоски черного скотча (2 – полоска скотча перед склеиванием и 3 – полоска скотча после склеивания). Склеивают липкие поверхности скотча между собой таким образом, чтобы полоски могли перемещаться по нити. На одном (верхнем) конце нити делают петлю (4). Для того чтобы петля приобрела устойчивую форму, ее обрабатывают клеем. Устройство готово к работе.

Замер окружности стебля проводят следующим образом. К стеблю (1) прикладывают нижнюю полоску скотча (2) так, чтобы верхняя сторона полоски совпала с серединой стебля, и прижимают полоску к стеблю большим пальцем левой руки (рис.4). После этого правой рукой наматывают нить на стебель. Сделав 5 витков, закрепляют петлю (3) на указательном пальце левой руки и слегка натягивают нить. Правой рукой перемещают верхнюю (ближнюю к петле) полоску скотча (4) вниз до совмещения ее нижней стороны с серединой стебля. При этом соприкасающиеся стороны полосок скотча должны находиться на одной линии.

После этого нить (3) аккуратно разматывают со стебля (см. рис.5), натягивают и прикладывают к линейке (5). Проводят замер расстояния (х) между внутренними сторонами нижней (1) и верхней (2) полосок скотча.

Для того чтобы определить окружность стебля, нужно результат замера (х) разделить на количество витков нити, намотанных на стебель. В данном случае нужно разделить на 5 и полученное число записать в таблицу.

В проекте “Весна-99 – Spring” установлено два уровня сложности.

Первый. Наблюдения за погодой – ежедневно. Замеры морфологических параметров почек, листьев и побегов – 1 раз в неделю (каждую среду).

Высший. Наблюдения за погодой – ежедневно. Замеры морфологических параметров почек, листьев и побегов – 1 раз в неделю (каждую среду). Помимо этого, проводится исследование динамики морфологии листа (изменение окружности черешка листа березы, рахиса листа рябины), анатомии листа, химический состав листьев, свойства почвы, оформление гербария по динамике формирования листьев и побегов, рисунки, фотографии объектов исследования, ландшафтов местности и т.д. Для работы по высшему уровню достаточно выполнить хотя бы одно из перечисленных исследований и заданий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте