Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Урок-обобщение в 10-м классе
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
«Раскольников – единственный герой книги. Все остальные – проекции его души. Каждый персонаж… отражает частичку его личности» (П.Васль, А.Генис. Страшный суд. Достоевский).
«Язык писателя не менее, чем у других классиков, богат и разнообразен, но он по-особенному упруг в передаче динамики мысли, затаенных движений души, убеждений» (В.Кулешов. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского).
«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед» (Н.Н.Страхов).
Можно бесконечно спорить с этим критиком, но над его словами стоит задуматься!
3. Новаторство Ф.М.Достоевского в романе:
– психологизм (нравственные пытки, душевные муки);
– полифония (звуки и голоса городской жизни, внутренние монологи, диалоги);
– символика имен, цифр, цвета, снов;
– ключевые слова («это», «проба», «дело», «тогда», «преступление»);
– евангельские мотивы.
Вопросы для беседы (задания для самостоятельной работы):
1. Идейно-тематические особенности романа:
– Где живут герои романа? Что видит Раскольников вокруг себя? Какие впечатления производят на него уличные сцены?
– К какому выводу приходит Раскольников, видя вокруг себя зло?
– В чем выражается его индивидуалистический бунт?
– Какова сущность теории Раскольникова о праве сильной личности? Каковы ее социальные истоки? В чем ее опасность?
– К чему приводит Раскольникова его теория?
– Какова роль двойников Раскольникова? Почему Лужин и Свидригайлов «одного поля ягоды» с Раскольниковым?
– Какой выход возможен из тупика, куда загнал себя Раскольников?
– В чем спасение Раскольникова? Есть ли у Раскольникова «ангелы» спасения? Кто они? Какую роль они сыграли в судьбе Раскольникова? Какой выход из тупика предлагают Раскольникову его «ангелы»? Кто из них ближе к Раскольникову? Почему Раскольников доверился Соне?
– А как можно искупить грех?
– Что помогло возродиться Раскольникову?
2. Художественное своеобразие романа:
– Каковы особенности композиции романа? Какую роль отводит автор эпилогу? Как эпилог влияет на понимание смысла всего романа?
– Где и на каком фоне происходят описываемые в романе события? Когда? Какова их роль?
– Какие цвета использует автор в романе? Почему?
– С какой целью автор вводит в роман предметные детали, ключевые слова, символику имен, цвета и снов?
– Какие нравственные уроки преподает Достоевский своим романом? О каких опасностях пророчески предупреждает писатель?
– Каков язык романа?
3. Традиции и новаторство в романе:
– На какие традиции русской литературы опирается Достоевский?
– В чем проявляется новаторство Достоевского?
– Как оценивают критики роман «Преступление и наказание»?
Николай МИХЕЕВ, учитель русского языка и литературы Кушмаринской средней школы Республики Марий Эл
Комментарии