search
main
0

Проекции души

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Урок-обобщение в 10-м классе

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

«Раскольников – единственный герой книги. Все остальные – проекции его души. Каждый персонаж… отражает частичку его личности» (П.Васль, А.Генис. Страшный суд. Достоевский).

«Язык писателя не менее, чем у других классиков, богат и разнообразен, но он по-особенному упруг в передаче динамики мысли, затаенных движений души, убеждений» (В.Кулешов. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского).

«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед» (Н.Н.Страхов).

Можно бесконечно спорить с этим критиком, но над его словами стоит задуматься!

3. Новаторство Ф.М.Достоевского в романе:

– психологизм (нравственные пытки, душевные муки);

– полифония (звуки и голоса городской жизни, внутренние монологи, диалоги);

– символика имен, цифр, цвета, снов;

– ключевые слова («это», «проба», «дело», «тогда», «преступление»);

– евангельские мотивы.

Вопросы для беседы (задания для самостоятельной работы):

1. Идейно-тематические особенности романа:

– Где живут герои романа? Что видит Раскольников вокруг себя? Какие впечатления производят на него уличные сцены?

– К какому выводу приходит Раскольников, видя вокруг себя зло?

– В чем выражается его индивидуалистический бунт?

– Какова сущность теории Раскольникова о праве сильной личности? Каковы ее социальные истоки? В чем ее опасность?

– К чему приводит Раскольникова его теория?

– Какова роль двойников Раскольникова? Почему Лужин и Свидригайлов «одного поля ягоды» с Раскольниковым?

– Какой выход возможен из тупика, куда загнал себя Раскольников?

– В чем спасение Раскольникова? Есть ли у Раскольникова «ангелы» спасения? Кто они? Какую роль они сыграли в судьбе Раскольникова? Какой выход из тупика предлагают Раскольникову его «ангелы»? Кто из них ближе к Раскольникову? Почему Раскольников доверился Соне?

– А как можно искупить грех?

– Что помогло возродиться Раскольникову?

2. Художественное своеобразие романа:

– Каковы особенности композиции романа? Какую роль отводит автор эпилогу? Как эпилог влияет на понимание смысла всего романа?

– Где и на каком фоне происходят описываемые в романе события? Когда? Какова их роль?

– Какие цвета использует автор в романе? Почему?

– С какой целью автор вводит в роман предметные детали, ключевые слова, символику имен, цвета и снов?

– Какие нравственные уроки преподает Достоевский своим романом? О каких опасностях пророчески предупреждает писатель?

– Каков язык романа?

3. Традиции и новаторство в романе:

– На какие традиции русской литературы опирается Достоевский?

– В чем проявляется новаторство Достоевского?

– Как оценивают критики роман «Преступление и наказание»?

Николай МИХЕЕВ, учитель русского языка и литературы Кушмаринской средней школы Республики Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте