Где сегодня нужны высококвалифицированные психологи? За счет чего удается осуществлять качественную подготовку профессионалов? На эти вопросы отвечает проректор на научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, вице-президент Федерации психологов образования России, доктор психологических наук Юрий Забродин.
– МГППУ в свое время поставил задачу интеграции науки и образования. Насколько это реально в предлагаемых обстоятельствах?
– Основа профессорско-преподавательского состава МГППУ – сотрудники одного из первых в мире Психологического института Российской академии образования, созданного в 1912 году известным российским философом и психологом Георгием Челпановым. Общеизвестно, что основы более десяти приоритетных сегодня направлений психологических исследований были заложены именно в этом институте. Здесь широко заявила о себе школа Л.С.Выготского – А.Н.Леонтьева – А.Р.Лурии. К числу ведущих научных направлений, созданных в институте психологии, относится теория онтогенеза познавательных действий, сформулированная А.В.Запорожцем. Тут же Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин на основе представлений И.П.Павлова создали концепцию дифференциальной психофизиологии. Широкий резонанс в мировой науке получила теория развивающего обучения, разработанная такими авторитетными отечественными исследователями, как Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов. МГППУ существует более десяти лет, его студенты и аспиранты активно включаются в научные исследования под руководством старших коллег, подпитывая таким образом науку молодыми силами.
– Известно, что дети считаются своеобразным барометром ситуации в обществе. Как МГППУ помогает обучать и воспитывать учащихся?
– Впервые в программу городской среднесрочной целевой программы «Столичное образование-5», рассчитанной на 2009-2011 годы, включен очень большой психологический раздел. Работа по психологическому сопровождению образования продвигается при поддержке Департамента образования, а также департаментов здравоохранения и социальной защиты. В этом деле важно, чтобы всякая психологическая акция осуществлялась с учетом конкретной среды и тех контингентов, которые в этой среде существуют. Если речь идет об образовательной среде, значит, все субъекты образовательного процесса должны стать участниками этого действия. Это и родители, которых надо просвещать, и учителя, которым надо помогать, и, собственно, психологи, которые эту помощь реально осуществляют. В этой среде – окружные детско-родительские телефоны доверия, антикризисные подразделения и, конечно, администраторы образования. Администраторы, безусловно, должны быть обучены этой работе. Их беда – не знают, что делать с трудными детьми. Переправляют их быстренько в детские комнаты милиции. И проблема, решение которой возложено на нас, – как согласовать эту работу внизу, на местном уровне, в конкретной ситуации. Чтобы образование, родители, общественность, дворовая и муниципальная, правоохранительные и правоприменительные системы вместе работали с учетом специфики соответствующей среды. Проблема в том, чтобы увидеть эту специфическую среду. Существование какой-то девиантной формы невозможно без среды. И поэтому бороться с той или иной формой отклонения вне среды также невозможно. Важно понять, что существует определенная государственная политика, ясно и четко обозначить границы и ответственность разных ведомств и гражданского общества в этой среде. Что делает образование? Что должен делать в этой же ситуации Комитет по здравоохранению, что – правоохранительные органы, а что – общественные организации. Каждого подростка нужно увидеть в его среде жизнедеятельности, полнее оценить его поступки можно только, когда знаешь, где и в каких условиях он живет, каковы его конкретная семья, конкретный двор и среда общения. И тут, конечно же, мы говорим, что само пространство образования не есть абсолютный заменитель его жизни.
Наш ректор Виталий Рубцов исходит из того, что главный акцент отечественная психология образования делает на развитие человека. Это первое, что мы должны иметь в виду, если речь идет об образовании как об институте введения человека в человеческое общество. Для того чтобы понять, как строится и к каким результатам приводит участие социума в развитии ребенка, мы должны знать и не нарушать законы детского развития. А законы детского развития по известному определению гетерохронны. Это значит, что на жизненном пути человека существуют фазы экстенсивного поведения, точки кризиса и точки бифуркации. Точки кризиса, безусловно, надо знать, учитывать в процессах образования установленные психологической наукой кризисные точки и особые периоды в жизни человека, тут можно говорить о кризисе трехлетнего, семилетнего, двенадцатилетнего и других возрастов. Можно увидеть кризисные периоды так называемых лиминальных переходов – из семьи в дошкольные учреждения, на разные ступени общеобразовательной школы, в профессиональное образование, в трудовую сферу. Поведение и развитие человека в этих кризисных периодах регулируется в соответствии с объективными психологическими законами. Если на эти законы не обращать внимания, то, конечно, никакие усилия по развитию ничего нам хорошего не дадут. Это означает, что всю сферу образования нужно выстраивать с учетом законов и механизмов, возможностей и перспектив развития человека. И это главное. Надо знать, какие факторы определяют развитие, какие нормы формируют развитие личности и становление человека как гражданина и профессионала. Мы на этом строим свою деятельность при разработке стратегического проекта развития МГППУ как национального исследовательского университета на основе нашего научно-образовательного комплекса «Психология».
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
– МГППУ и Психологический институт РАО – ключевые учреждения этого проекта. Оба учреждения существуют как единый научно-образовательный комплекс НОК «Психология» и под руководством академика РАО Виталия Рубцова совместно разрабатывают проблемы феноменологии и механизмов развития человека, создавая новые социальные психотехнологии работы с человеческой психикой, сознанием, отношениями и поведением человека. Эти технологии становятся критическими технологиями на современном этапе жизни человеческого общества, а освоение и применение социальных психотехнологий, по нашему мнению, не менее важно, чем развитие и применение нанотехнологий. НОК «Психология» взаимодействует с городом, который ставит перед ним практические задачи в области исследования, оценки и проектирования социальной среды, в первую очередь системы образования столичного региона. В последние годы значительно усилилось межведомственное взаимодействие в решении проблем социальной сферы мегаполиса, установлена содержательная связь с окружными психолого-медико-социальными центрами, общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями. Главная идея нашего проекта – исследование образования как большого социального института в изменяющейся социальной среде, повышение комфортности и безопасности образовательного пространства, управление развитием и защита детства. Его цель – эффективное решение задачи формирования новых поколений, то есть введения представителей новых поколений в человеческое общество. Наша инновационная работа – это решение проблем акмеогенеза, участие в формировании молодого человека как полезного, ответственного, инициативного члена общества.
– Какими ресурсами и средствами вы пользуетесь при этом?
– Основное здесь – системное видение проблемы и акцент на развитие человека. В социальной системе мегаполиса формируются и действуют самые разные контингенты детей. Это тот неоднородный социальный слой, который ранее обозначали одним общим словом – «дети». Но ведь дети-то разные у нас! Дети-мигранты – это одно, дети-сироты – другое, дети с ограниченными возможностями здоровья – третье, девиантные дети – четвертое, одаренные – пятое. Дети, изначально разные по своей индивидуальности и особенностям. Они всегда будут по-разному вести себя даже в одинаковых жизненных обстоятельствах, в той же образовательной среде очень трудно заставить их всех вести себя одинаково. Значит, надо учитывать эту разность, индивидуальность, для того чтобы корректно решать задачи их развития и формирования граждан общества, создавая соответствующую их особенностям образовательную среду. С одной стороны, мы психологи, а с другой – практики, педагоги и ученые. Помочь человеку выстроить свою жизненную траекторию – одна из важных практических целей, которую решает наша образовательная программа. В этом смысле мы видим вполне определенную роль психологов образования – обеспечивать психологическое сопровождение жизни и карьеры человека, рассчитанное на поддержку развития личности. В этой задаче встречаются разные контингенты, обнаруживаются разные уровни этой работы, разные точки приложения, да и жизненные ситуации бывают разные – экстремальные и комфортные, обычные и непредвиденные, трудные и неблагоприятные, кризисные. Поэтому для решения возникающих проблем наши исследователи вместе с практиками формируют принципиально разные адресно ориентированные социальные психотехнологии. Приоритетной задачей нашего университета на этапе участия в приоритетном национальном проекте «Образование» было создание мощного ресурсного центра, который органично и эффективно соединяет три вещи – образование, науку и практику. На этой основе мы сейчас ставим вторую, не менее амбициозную задачу – превращение университета в национальный исследовательский университет, который был бы образцом и прорывом исследований в области человеческих, когнитивных и социальных психотехнологий, которые отнюдь не менее нанотехнологии, чем все остальные.
Комментарии