search
main
0

«PROДвижение» – это ПРО меня!

Главная цель любого повышения квалификации - развитие педагога

«Огромное спасибо за возможность продвигаться, это больше чем курсы повышения квалификации!», «Вы помогаете нам расти и развиваться профессионально. Отдельная благодарность за дружескую атмосферу на фестивале!», «Я не первый год участвую, хочу сказать, что год за годом получаю массу эмоций и знаний, знакомлюсь с коллегами, их идеями. Фестиваль объединяет неравнодушных, творческих людей!».

Эти слова педагогов школ Воронежской области прозвучали в адрес организаторов завершившегося в июне открытого профессионального педагогического фестиваля «PROДвижение». Мы выбрали лишь некоторые высказывания, позволяющие судить о значимости этого неформатного мероприятия, ежегодно организуемого сотрудниками лаборатории развития профессионального мастерства педагогов Воронежского центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ВЦПМ). В основе своей фестиваль направлен на повышение квалификации учителей. Но, с другой стороны, и это тоже хорошо чувствуется в высказываниях благодарных участников, есть у фестиваля и своя дружеская атмосфера, и традиции, и сотворчество заинтересованных коллег – все то, чего учителю так не хватает в обыденной жизни.

Говорит заведующая лабораторией развития профмастерства педагогов Людмила Алексеевна Бачурина:
– Думая о том, какими профессиональными качествами должен обладать учитель, и создавая условия для формирования этих качеств, мы проектируем будущее. Проектируя будущее, мы приближаем его. Именно для этого мы приглашаем педагогов на фестиваль «PROДвижение».

Побуждение к творчеству

В этом году фестиваль проводился с апреля по июнь, участвовали в нем 139 человек, в основном учителя из Воронежа и школ районов Воронежской области, но были также педагоги дополнительного образования и воспитатели детских садов. Недаром фестиваль называется открытым – присоединиться к нему может любой работник образования, это тоже одна из традиций. По большому счету фестиваль – это довольно длительный по времени конкурс, точнее, целый набор конкурсов, проходящих в Сети.
Люди участвуют в отложенном режиме, выполняя задания, когда им удобно, и продвигаясь по ходу фестиваля. Все задания не алгоритмические, их можно выполнить многими способами. Также участники обучаются на мастер-классах и попутно придумывают множество интересных вещей, сначала работая поодиночке, потом командами. Второй важный момент фестиваля – высокий уровень мастер-классов, организаторы специально приглашают профессионалов, например ученых из Воронежского госуниверситета.

– В этом году, – рассказывает эксперт лаборатории Наталия Викторовна Ярчикова, – мы пригласили ведущими мастер-классов не одних профессионалов-информатиков, но и дизайнеров, и психологов, и даже креативщиков. Потому что основной целью фестиваля было не только научить грамотно использовать цифровые инструменты, но и способствовать развитию педагогов, побуждению их к творчеству.

На это, по словам организаторов, были направлены четыре тура фестиваля. В туре самоактуализации участники создавали визитные карточки. В туре самовыражения учились генерировать идеи, оценивать их, искать сильные и слабые стороны.

Помощником стал специально разработанный электронный дневник идей. В туре технологий педагогам предлагалось решить кейсовое задание «Миссия на миллион» и представить собственный план улучшения школьной жизни при помощи современных технологий в условиях заданных ограничений. А в четвертом туре – туре сотрудничества, во время которого все дошедшие до финала, самые стойкие и работоспособные педагоги объединились в пятерки-сообщества, выбрали из предложенных идей наиболее конкурентоспособные и подготовили их для представления в финале.

Люди и идеи

Учителям предложили порассуждать на тему «Я, технологии и технические средства вокруг меня – для чего, чему и как я учу?», создав небольшое эссе и выделив его основные идеи с использованием облака тегов или графического коллажа. Современный учитель должен уметь запросто структурировать информацию, выделять главное, представлять информацию в разных видах так, чтобы это воспринималось легко, органично, было интересно детям. Одна из высоко оцененных работ принадлежит учителю географии, биологии и ОБЖ Рамонского лицея имени Е.М.Ольденбургской Дмитрию Холодкову. Он в итоге стал одним из победителей фестиваля.

Дмитрий Владимирович несколько раз участвовал в фестивале «PROДвижение», а три года назад был ведущим очного финала. Здесь он и познакомился с коллегой, которая, как оказалось, тоже работает в Рамонском районе – учителем начальных классов. Знакомство закончилось счастливой свадьбой, родилась дочка. В прошлом году они впервые участвовали в фестивале втроем, девочке было меньше года, но она тоже стала частью фестивального сообщества. В этом году молодая семья снова выполняла конкурсные задания в полном составе и даже оказалась своего рода стимулом для организаторов: когда те раздумывали, проводить мероприятие в пандемию или нет, Холодков-старший прислал им письмо с одним-единственным вопросом: «Когда будем начинать?» Вопроса, проводить или нет, для него не существовало.

Наталия Ярчикова называет эту семью своеобразным символом фестиваля – молодые, задорные, не жалеющие сил на создание достойного будущего не только для своей дочери, но и для всех своих учеников. В фестивале кроме Холодковых традиционно участвуют еще две творческие учительские семьи, заслуженно пользующиеся уважением коллег, – семья Уфимских из Лискинского района и семья Шаниных из Борисоглебского городского округа.

Перечисляя самых активных участников фестиваля, организаторы назвали много имен, среди них Светлана Федоровна Стебунова, педагог дополнительного образования воронежского центра дополнительного образования «Созвездие», учитель информатики Елена Александровна Бабушкина и учитель математики Наталья Васильевна Шалатова из аннинской школы №1. Победителем в номинации учителей, преподающих информационные технологии, стала Ольга Владимировна Степаненко, учитель информатики борисоглебской гимназии №1. А Евгения Вадимовна Кудрявцева, учитель лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс имени Киселева», участвовала впервые и сразу попала в призеры фестиваля. Ей же принадлежит авторство самого звонкого слогана фестиваля: «PROДвижение» – это ПРО меня!».

Одним из наиболее подходящих для фестиваля хештегов Людмила Бачурина назвала «Учусь учить». Это можно отнести не только к участникам фестиваля. Особая гордость фестиваля – его жюри, в состав которого входят как профессионалы из разных областей, так и выращенные на фестивале участники, среди которых преподаватель ВГУ Ирина Ивановна Каширская, учитель информатики воронежской школы №101 Ирина Юрьевна Нарзяева.

Сообщество – это важно

– В современном мире неимоверно быстро меняются техника и технологии, акцент переносится на человека, на понимание того, что с техникой делать, – добавляет Наталия Ярчикова. – То есть на личное развитие педагога. Наша задача в том, чтобы учитель брал ту или иную технологию, понимал, насколько она ему нужна или не нужна, умел ставить перед ребенком развивающую задачу и делал это так, чтобы вызвать интерес.

Во время второго тура учителя в полной мере проявили свое умение мечтать и вызывать интерес, выполняя кейсовое задание «Миссия на миллион». Задание «несложное»: представьте, что у вас есть миллион, который нужно потратить на что-то очень нужное и полезное для вас и школы. Другими словами, надо описать свою материальную мечту, воплощение которой позволит вам улучшить окружающую жизнь. Описывать надо предметно: что конкретно вы хотите, какой эффект это даст, сколько средств для этого потребуется. Участники фестиваля отреагировали по-разному: были те, кто решил, что им вполне хватит 20 или даже 10 тысяч рублей. А одна трата равнялась миллиарду, во столько оценила строительство новой школы для своего поселка учитель начальных классов Рамонского лицея Екатерина Валерьевна Холодкова. Эта мечта оказалась самой дерзкой и одновременно очень актуальной. Потому что автор предлагала построить школу будущего, в которой самые новейшие достижения техники будут сочетаться со здоровьесберегающими ресурсами.

Также учителя предложили проекты, посвященные созданию лингафонных кабинетов, оснащению школьных автобусов учебным VR-оборудованием, созданию фото-, видео-, мультстудий, обсерватории, собственной разработке образовательных игр, видеолетописей, квест-комнат, горнолыжного тренажера, коворкинг-зоны!

В заключительном, четвертом, туре – «Сотрудничество» – участники объединились в пятерки-сообщества, всего их получилось 14, и каждое должно было выдать свой продукт на общую тему «Пробую роль педагогического дизайнера». Для этого обобщались и анализировались предложенные участниками идеи, выбирались и готовились для презентации лучшие.

Финал проходил в онлайн-формате, его участники презентовали свои идеи, дали «вредные» советы для молодых учителей как средство от профессионального выгорания, получили заряд оптимизма. В числе самых интересных и оригинально поданных идей оказались использование в обучении скетчноутинга, создание мобильного приложения для подготовки к ЕГЭ, использование современных ИКТ для организации общения учеников российских школ с носителями иностранных языков, использование оборудования виртуальной реальности в образовании.

По итогам участия в фестивале каждый педагог получил свой документ – диплом победителя, если стал победителем или призером, и диплом участника, если принимал активное участие, но не вошел в число победителей. Те, кто справился с частью работы, получили сертификаты. При аттестации эти документы подаются в комиссию, и за них присваиваются определенные баллы. Когда человек больше двух месяцев работает на фестивале, его усилия должны высоко оцениваться.

– Если мы хотим предлагать педагогам использовать в обучении детей новые формы, они должны эти формы сначала опробовать на себе и понять, что хорошо и что действительно необходимо, – говорит Людмила Бачурина. – При таком способе еще присутствует момент профессиональной рефлексии, и человек, выполняя фестивальные задания, понимает, что ему ближе, что он сможет применить в работе с детьми. Сейчас самый популярный метод обучения – когортный, когда все участники как бы идут когортой.
Но мы идем от когорты к сообществу, это чуть больше, потому что рядом с тобой остаются люди, которые поддерживают твои интересы и с удовольствием работают с тобой в команде в информационно насыщенной среде. Поэтому так важны сообщества, и мы развиваем их на наших фестивалях.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте