Выборы выборами, а кушать хочется всегда. Особенно тем, кто живет на свою скромную зарплату, едва дотягивающую до прожиточного минимума. Дискуссии о заработной плате работников бюджетных отраслей продолжаются.
В Государственной думе России рабочая группа под руководством депутата Валентины Ивановой занята поиском вариантов перехода на отраслевую систему оплаты труда. В чем задача рабочей группы? Найти конструктивное, устраивающее всех решение, которое отвечало бы чаяниям бюджетников. А это не так просто. Дело в том, что различные отрасли бюджетной сферы по-разному представляют себе переход на ОСОТ.
Например, наука уже готова к нему: разработана схема, в которой предусмотрено реальное повышение зарплаты научных сотрудников в 3 раза, а в некоторых случаях – в 4-5 раз. Зарплата научного работника будет складываться из двух частей: стабильного оклада и очень мощных надбавок, доплат за высокое качество труда. Что касается первой части зарплаты, то она устанавливается по трем шкалам. Шкалы эти разработаны, они в полной мере учитывают все то, что было лучшим в оплате труда научных работников еще в советское время. Что касается второй части оплаты труда, то тут немало проблем, потому что возможны варианты. За рубежом есть четкие нормы выплаты вознаграждений изобретателям и разработчикам (в Швейцарии они составляют 16%, в США и Германии – 15% от доходов, полученных от внедрения новаций). В России нет ни одного законодательного акта, предусматривающего такую оплату. Вся сложность в том, что неизвестно пока, кто будет платить и на основании каких нормативов. Поэтому в научной сфере предлагается вводить отраслевую систему оплаты труда в два этапа. На первом – ввести окладную систему, на втором – заняться разработкой нормативных актов и законопроектов относительно системы вознаграждения за научные разработки, внедренные в реальную экономику. Что не устраивает, так это разница в оплате научных работников в высшей школе и в учреждениях РАН, РАО и других академий. Логично было бы, чтобы в различных отраслях для лиц, занимающих одинаковые должности, оплата труда была одинаковой. Причем это касается не только профессоров и доцентов, но и рабочих, уборщиц, лаборантов и так далее.
Рассмотрим теперь ситуацию в сфере образования. Для перехода на отраслевую систему оплаты труда нужно как минимум повышение фонда оплаты в два раза. Сегодня существует четкий и устраивающий всех проект отраслевой системы оплаты труда, согласованный с профсоюзом. В проекте предусматривается установление ставок и окладов оплаты труда в зависимости от уровня образования, стажа, занимаемой должности, вида образовательных учреждений. Например, по системе общего образования предлагается схема по группам должностных окладов, кроме того, есть отдельная схема по вузам, по квалификационным категориям педагогических работников.
Остается неясным вопрос о федеральных гарантиях по оплате труда работников образования в регионах и муниципалитетах. Весьма острый, надо сказать, вопрос, если учесть, что недавно были приняты два закона – №95 и №131, по которым субъекты РФ и органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать системы оплаты труда (условия и размеры) работников бюджетных учреждений. Однако для того, чтобы не обрушилась вся система межбюджетных отношений в России, где лишь небольшая часть регионов – доноры, а все остальные – дотационные, необходимо предусмотреть федеральные гарантии по оплате труда бюджетников.
Ясно одно: реформа должна быть подкреплена финансами. Важен не сам по себе переход на новую систему оплаты труда, а выстраивание правильной системы, которая реально улучшит материальное положение педагогов и ликвидирует уравниловку, которая подчас возникает при применении ЕТС.
Комментарии