То, что на новом этапе развития государства и общества нам нужны учителя, способные учить по-новому, было известно уже довольно давно. Но если все начинается с педагога, то качественные изменения в системе образования возможны лишь при условии модернизации системы подготовки педагогических кадров, коренных изменений на уровне педвузов.
Недавно в Московском государственном психолого-педагогическом университете прошла всероссийская конференция по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Напомним, его исполнителем был все тот же МГППУ, соисполнителем – Высшая школа экономики. В проекте приняли участие 65 вузов, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов РФ. Что же достигнуто за 2014‑2017 годы?- Изначально перед нами был поставлен целый ряд задач: разработка компетентностной модели современного учителя, соответствующего профстандарту педагога; обеспечение вариативной траектории подготовки педагогов; реализация методологии деятельностного подхода в подготовке педкадров; проектирование образовательных программ на основе разработки профессионально ориентированных модулей; усиление практической подготовки будущих педагогов и так далее, – сказал ректор МГППУ Виталий Рубцов. – Могу со всей ответственностью заявить, что по всем пунктам достигнуты вполне ощутимые результаты. В частности, разработаны и апробированы 42 новые образовательные программы подготовки педагогических кадров, по которым прошли обучение 12000 человек. Проведено повышение квалификации более 7500 руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и методистов вузов. Прошла независимая оценка профессиональных компетенций обучающихся и многое другое.По словам ректора, это далось очень нелегко, главным образом по причине того, что в вузах работают люди почтенного возраста, которые десятилетиями привыкли учить студентов по отлаженной схеме: лекция – семинар – зачет – экзамен. И было крайне сложно убедить их в необходимости изменений, в налаживании обратной связи.Наличие этой проблемы подтвердил и директор школы №109 Москвы, президент педагогической ассоциации «Педагог XXI века» Евгений Ямбург.- Посмотрите, как это происходит у медиков, – напомнил он. – Ведущие профессора проводят сложнейшие операции, а их молодые коллеги наблюдают за действиями мастеров и учатся, что делать в той или иной ситуации. Но много ли у нас, учителей, аналогичных примеров? Готовы ли мэтры педагогики точно так же прийти в любой класс, к любым детям и провести показательный урок, продемонстрировав на практике великолепное владение теориями, методиками, техниками, научным материалом, умение разрешать конфликтные ситуации, организовывать качественное обучение всех детей, без исключений? К сожалению, таких очень мало даже среди преподавателей педвузов. Поэтому потребность в усилении связи вуза и школы на всех этапах подготовки учителя крайне важна, но без изменения сознания всех участников этого процесса не обойтись.Первый проректор МГППУ Аркадий Марголис рассказал о том, как проходила независимая оценка профессиональных и общепрофессиональных компетенций выпускников программ подготовки педагогических кадров. Главная особенность здесь заключалась в том, чтобы вузы – участники проекта не начали оценивать собственные достижения, ибо в этом случае был бы высокий соблазн исказить результаты в свою пользу. Поэтому потребовалось привлечь большое количество экспертов, разработать для них уникальный инструментарий оценки компетенций, организовать логистику процедуры проведения его апробации, создать единые контрольно-измерительные материалы и так далее.- Не могу сказать, что задания для проверки компетенций были чересчур сложными, – поведал Аркадий Марголис. – Например, студентам предлагалось выполнить тест и ответить, какие уровни общего образования есть в России, точнее, отметить один из предложенных ответов и обосновать его с точки зрения действующего законодательства. Еще одним испытанием было кейсовое задание: прочитать описанную педагогическую ситуацию и из предложенных вариантов выбрать те, которые являются наиболее профессиональными с точки зрения педагогики и психологии. В проверке участвовали 2768 студентов, которых разделили на экспериментальную и контрольную группы. Так вот, средний балл выполнения заданий по всем проектам составил 71 в экспериментальной группе и 64 в контрольной. Иными словами, проверка показала, что подходы, реализуемые в рамках выполнения комплексного плана модернизации педобразования, весьма успешны!Здесь, наверное, можно было бы проявить скептицизм, заявив, что разница в 7 баллов не совсем то, чего рядовые потребители образовательных услуг ожидали от проекта. Ведь, как заявлялось ранее, его результатом должно стать радикальное повышение качества будущих педагогов, то есть изменения в разы, а не на несколько процентов. Так стоила ли игра свеч, можно ли считать оправданными колоссальные усилия и средства, потраченные за эти годы в рамках эксперимента по всей стране?- Я абсолютно уверен, что результаты вполне оправданны! – категоричен в оценках Виталий Рубцов. – Нельзя сейчас требовать от столь неповоротливой системы каких-либо сногсшибательных показателей, это просто нереально, да и те проценты, которые были озвучены, вполне можно считать большим успехом. На мой взгляд, произошло самое главное – в системе педобразования было сформировано целое сообщество единомышленников, людей, которые пришли к единому пониманию, что и как следует делать в дальнейшем. Вузы образовали многочисленные горизонтальные связи в рамках страны и готовы развивать систему образования по установленным критериям. Разработаны программы, модули, онлайн-курсы, сетевые ресурсы, методические комплексы и многое другое, с чем уже можно идти дальше с большей скоростью. Мы наконец поняли, в каком направлении стоит двигаться, а ведь, как известно, когда происходит смена направления, в самом начале движения скорость всегда будет сравнительно низкой.Серьезной информацией к размышлению стал доклад Александра Федорова, ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. В его довольно оптимистичной презентации содержалось немало фактов, которые вполне можно отнести к числу позитивных последствий реализации плана модернизации педобразования. Однако, убежден докладчик, расслабляться не время.- На сегодняшний день четко проявляется тенденция увеличения количества абитуриентов в педвузах и молодых педагогов в школах, – констатировал Александр Федоров. – Вместе с этим налицо острый дефицит педагогов среднего возраста и избыток педагогов-пенсионеров. О чем это говорит? Из системы продолжают уходить профессионалы в самом расцвете сил, но делают они это, очевидно, по причине того, что не видят перспектив роста и развития. То есть молодые работают на энтузиазме, пожилые – по инерции и от безысходности, а пространство между ними отдано тем, кто чего-то достиг, уперся в некий потолок, выше которого не прыгнуть, и нередко покидает школу в поисках новых территорий и пространств приложения собственных возможностей. Именно поэтому параллельно с реформированием системы педобразования нам так важно внедрять Национальную систему учительского роста. Если проанализировать сказанное, в сухом остатке получится следующее: проект действительно показал, что учителей можно готовить по-другому, более качественно, причем мотивация у выпускников будет заметно выше по причине лучшей подготовки к школьным реалиям.Но вот что дальше – вопрос довольно серьезный, ибо цена его довольно высока. Не надо быть академиком, чтобы понять главное – перечисленные достижения могут быть перечеркнуты одним махом, если там, «наверху», кто-то решит: вы, ребята, молодцы, такое важное и нужное дело сделали, но поскольку, сами понимаете, сегодня трудные времена и денег в стране нет, давайте дальше как-нибудь сами, вы же можете, вы же педагоги, перед вами нет нерешаемых задач!- Развитие педагогического образования на сегодняшний день является одним из стратегических направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации, – подчеркнула в своем итоговом выступлении глава ведомства Ольга Васильева. – Все мы понимаем, что это обусловлено значимой ролью педагога в нашем обществе. Для нас очень важно синхронизировать процессы развития педагогического образования, обновления стандартов общего образования, формирования Национальной системы учительского роста, модернизации профессионального стандарта наших педагогов. Понимание значимости роли педагога в нашем обществе вполне можно трактовать и как готовность государства поддержать систему образования дополнительными финансами. Ведь тогда мы поймем, что мы значим на самом деле.
Комментарии