search
main
0

Выход из Болонского процесса: что ждет российские вузы, студентов и выпускников школ

Российские вузы вышли из Болонского процесса. Что будет с ними после отказа от европейской системы высшего образования и как будут поступать в вузы школьники, которые оканчивают школы?

Фото: пресс-служба Минобрнауки России

По решению Болонской группы все российские вузы исключили из Болонского процесса. Об этом сообщил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев на расширенном заседании Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации.

Справка UG.RU

Болонская система образования (названа так по имени города Болонья в Италии, где в местном университете в 1999 году подписали соответствующую декларацию) представляет собой концепцию единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3: бакалавриат, магистратура и докторантура (аналог отечественной аспирантуры). Болонское движение подразумевает именно систему высшего образования, а не международное сотрудничество в этой сфере. С Болонским процессом российские вузы были связаны с 19 сентября 2003 года. В отличие от Европы в нашей стране существует специалитет, который предусматривает обучение в вузе в течение 5–6 лет.

Разговоры о том, что Болонская система мало соотносится с реалиями российского высшего образования и традицией подготовки высококвалифицированных специалистов, которая сложилась в нашей стране, велись давно. Озвучивали это мнение в том числе и на самом высоком уровне – в частности, депутаты Государственной думы говорили о том, что Болонская система устарела и не может отвечать на вызовы времени.

Прожитый этап
Точку в этой дискуссии поставил министр образования и науки РФ Валерий Фальков. Он прямо заявил, что к Болонскому образовательному процессу надо относиться как к прожитому этапу. Альтернативой, пообещал глава ведомства, станет российская система высшего образования, которая будет разработана с учетом интересов национальной экономики. Кроме того, авторы концепции при создании новой системы примут во внимание необходимость создать максимальное пространство возможностей для каждого студента.

В этот момент все вздохнули с облегчением: многие хорошо помнят свою учебу в университетах и институтах в советское время, и тогда высшее образование, по известному устоявшемуся мнению, было действительно высшим. Вот и специалисты, которые начали обсуждать будущую модель, высказались предельно ясно.

В частности, ректор МГУ Виктор Садовничий сказал, что будущая российская система должна опираться на лучшие традиции отечественного образования и позитивный опыт, который был наработан за последние 20 лет. Он добавил, что необходимо расширять программы специалитета для обучения кадров по тем отраслям экономики, которые имеют государственное значение.

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов призвал не беспокоиться по поводу выхода из Болонской системы. Он напомнил, что это прежде всего декларация, документ необязательный. Более того, Торкунов напомнил: речь не идет о восстановлении национальной системы, поскольку она никогда не разрушалась.

Это она из нас вышла
Когда замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что Россию исключили из Болонского процесса, расстраиваться повода не было именно потому, что Болонская декларация не является договором, который необходимо строго исполнять. Дмитрий Афанасьев сказал предельно четко:  «Это Болонская система из нас вышла, а не мы из нее».

Непосредственным поводом к исключению России из Болонского движения стало то, что ректоры вузов нашей страны поставили свои подписи под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента РФ в связи со специальной операцией. Тем самым фактически все образовательные организации страны исключены из Болонского процесса, сообщил Афанасьев на расширенном заседании Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации.

По результатам опроса, проведенного исследовательским центром портала SuperJob, больше половины жителей нашей страны – 66% – считают, что мы можем обойтись и без европейской системы высшего образования. Объяснение простое: обучение по таким стандартам (бакалавриат – магистратура) не приносит большой пользы, студенты не получают систематических, фундаментальных знаний, которые необходимы профессионалу. Кстати, ректор МГУ Виктор Садовничий, говоря о будущей российской системе обучения в вузах, особенно отметил важность фундаментального знания.

Что дальше?
На перестройку всей системы уйдет несколько лет, сообщил министр образования и науки Валерий Фальков. Понятно одно, полностью отказываться от двухуровневого высшего образования не планируется: по отдельным направлениям сохранится и бакалавриат, и магистратура, для иностранных студентов прежде всего.

Глава комитета по науке и высшему образованию Государственной думы Сергей Кабышев отметил, что при разработке новой формы российского образования будут учтены положительные стороны как советской образовательной системы, так и Болонской. А в Минпросвещения России рассказали, что высшая педагогическая школа в нашей стране долгие годы опиралась на специалитет как на традиционный и проверенный формат. Поэтому переход на программы специалитета усилит качество подготовки педагогов по всей стране, считают в ведомстве, поскольку специалитет, с одной стороны, всегда давал будущим учителям полноту предметных знаний, а с другой – наполнял программу актуальными навыками.

Есть ли будущее у ЕГЭ?
Это очень важный вопрос, потому что Единый государственный экзамен едва ли не все почему-то считали порождением именно Болонской системы. Это не так, никакого отношения к ней ЕГЭ не имеет, сказал глава Рособрнадзора Анзор Мусаев.

По его словам, Единый госэкзамен выстраивался на российских образовательных стандартах и учитывал традиции отечественного образования. Так что ЕГЭ останется, несмотря на отказ от Болонского процесса и переход к отечественной системе высшего образования. Отказываться от ЕГЭ не будут еще и потому, что экзамен «выполняет важнейшие социальные задачи». Например, он поддерживает единое образовательное пространство страны при наличии огромного числа образовательных программ, учебников и учебных пособий. А кроме того, благодаря ЕГЭ любой школьник, независимо от региона проживания, может поступить в любой вуз.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте