Ваш ребенок грызет ногти и сосет палец. Вы обеспокоены таким его поведением и задаетесь вопросом: почему он так делает? Как отучить ребенка от вредных привычек и на что следует обращать особое внимание, рассказывает кандидат медицинских наук, врач высшей категории, доцент кафедры детской подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Николай ЗАХАРОВ.
– Давайте сначала назовем эти явления. Называются они инстинктивными автоматизированными действиями и присущи человеку от природы: это и сосание пальца, и обкусывание ногтей, и актация (раскачивание телом или головой). Сюда относится и кручение, и выдергивание волос, мастурбация. Есть еще такое отклонение, называется оно дерматоплазия. Это растирание, разминание, покручивание, пощипывание кожи губ, ковыряние в носу. Чаще всего эти явления появляются у детей в возрасте до трех лет, потом они постепенно исчезают. Однако у некоторых взрослых эти явления могут возвращаться и усиливаться и даже становиться патологическими действиями.
– Чем это вызвано? Считается, что дети делают так из-за напряженной обстановки в семье.
– Тут несколько причин. Одна из них может быть связана с поведением окружающих или самого ребенка. Что в поведении окружающих может способствовать этому? Ну например, эмоциональная дегревация, когда ребенок не получает положительных эмоций. К нему плохо относятся родители, грубы с ним или просто равнодушны. Здесь имеет значение даже невербальное поведение.
– Что это такое?
– Такое поведение, связанное не с общением, а с количеством прикосновений, которые ребенок получает от родителей. Кроме того, важен и качественный момент общения, например, какие интонации проскальзывают в голосе у родителей. Также очень важен ритм. Например, если ребенка никогда не укачивают, естественно, у него появляется потребность в ритмической деятельности. Кстати, ритмический компонент он и в сосании присутствует.
Все эти действия имеют компенсаторный характер. Они компенсируют, например, эмоциональный дефицит. Когда ребенку не хватает удовольствия, приятных эмоций, связанных с общением с родителями, то он начинает сосать палец. Сосание – это стимулятор оральных рецепторов удовольствий, так ребенок компенсирует недополученную радость.
Все, о чем я сейчас рассказал, – это внешние явления, но есть еще и внутренние. Например, избыточная природная чувствительность ребенка. Некоторые дети рождаются очень чувствительными, тревожными, беспокойными, это называется нервопатией. У некоторых детей есть гипертонус, гиперподвижность, гиперактивность, им нужно куда-то направлять эту излишнюю активность. Органическое поражение мозга, связанное с патологией беременности, патологией родов, инфекцией, может способствовать внутренним явлениям.
– А когда же нужно бить тревогу?
– Родителям стоит волноваться, когда ребенок упрямится, например, они вытаскивают палец, а он снова засовывает в рот, ограничивают обкусывание ногтей, он снова их обкусывает. Когда это мешает другой деятельности малыша. Например, вместо того чтобы играть, он сосет палец. Или когда возникают сочетания этих действий, например, обкусывание ногтей и выдергивание волос. Надо тревожиться, когда возникают последствия: из-за сосания пальца изменяется кожа. Когда палец, который сосет ребенок, деформируется, или деформируются зубы. Ну и когда ребенок начинает сосать не только палец, но и многое другое. Родителям нужно насторожиться, ведь их малыш получает от вредных привычек заметное удовольствие и это становится уже патологическим влечением. Однако до исполнения малышу года родители могут не беспокоиться. Кроме того, эти действия носят защитный характер, и ребенок оказывается абсолютно беззащитным, его психика еще больше может от этого пострадать. Поэтому надо начинать с наведения порядка в семье.
– То есть вы считаете, что не стоит резко отучать ребенка от вредных привычек?
– Надо, повторяю, разобраться с тем, что происходит вокруг ребенка, а потом уже браться за него самого. Необходимо выяснить, не приобрело ли это патологический характер. Если это нормальные действия, то родителям можно не волноваться. Например, выдергивание волос может сохраняться до 20 – 30 лет, это может и не мешать человеку. Но бывают случаи, когда выдергивают сразу много волос.
– Некоторые родители, чтобы отучить ребенка от вредных привычек, намазывают ему руки горчицей…
– Не очень эффективно смазывать пальцы чем-то горьким. Полезно использовать переключающие способы. Нужно заменить нездоровое действие, которое мешает жить в обществе здоровым. Например, сосание пальца – сосанием леденца. При обкусывании ногтей занять пальцы так, чтобы обе руки включались, подойдут, например, лепка, рисование, гимнастика для пальцев, массаж. Эти действия удобны тем, что ребенок может одновременно слушать сказку и гулять. Нужно акцентировать внимание на взрослении ребенка, подчеркивать привлекательность взросления. Полезно говорить, что большие девочки и мальчики перестают это делать, что это делают только самые маленькие.
– Можно ли критиковать детей, говорить, например, вот Вова не грызет ногти, а ты грызешь?
– Сравнение можно использовать, но только если это не усиливает общего беспокойства ребенка. Еще полезно делать разные косметические процедуры. Можно держать пальцы в мисочке с растительным маслом – успокаивающе действует на ребенка, кроме того, это укрепляет ногти и кожу пальцев. Тело и мозг очень связаны, и тело влияет на мозг, и мозг влияет на тело, сосание пальца – это влияние мозга на тело. Нужно заняться расслаблением, например, можно давать игрушки, приятные на ощупь, это компенсирует дефицит положительных эмоций. Не хватает их в общении с родственниками, будет хватать в общении с игрушками. Более взрослых детей можно уговорить вести дневник, это позволяет осознать происходящее и потому преодолеть.
Есть такой способ, называют его парадоксальной индекцией: нарочно усиливают какие-то действия, например, не запрещают кусать ногти. Когда нет запрета, появляется больше шансов отучить ребенка от вредных привычек. Можно использовать фотографии в момент обкусывания. Родители могут использовать разные травы, например, пустырник, валерьянку, душицу.
– А когда следует прибегать к помощи психиатра?
– Сегодня появилось несколько видов неврозов. Называются они прифекционизм – стремление к слишком высоким уровням. Положим, родители стремятся рано развивать ребенка, учить языкам. Он родной-то язык не до конца знает, а ему прививают чужой. Требования к ребенку высоки, его возможности обычно им не соответствуют. Родители беспокоятся, становятся грубее, и ребенок напрягается, переутомляется и обкусывает ногти. Это касается и порядка в доме, и аккуратности, поведения. У детей есть период взросления, когда они начинают упрямиться. Если пытаться в этот период быть с ними строгим, то это может способствовать подобным действиям. Вредные привычки появляются у копуш. Из-за того, что их подгоняют, они начинают тревожиться и вынуждены компенсировать эту тревожность.
Очень важно, повторяю, чтобы ребенок получал определенную порцию контактов. Нужно, чтобы он осваивал ритм, музыку, танцы, занимался спортом, чтобы его любознательность удовлетворялась. Некоторым родителям нравится, когда ребенок вообще ничего не делает и сидит у них на глазах. Они не беспокоятся, но ребенку трудно себя так вести. Важно, чтобы маленький человек получал должный процент удовольствий. Мы нуждаемся в определенном объеме приятного, кто-то больше, кто-то меньше. Если ребенок не получает этот объем, то он может компенсировать его тем же сосанием пальца. Какие удовольствия могут быть? Удовольствие от общения, от еды. Например, если родители кормят ребенка 5-6 раз в день и каждый раз насильно, то удовольствие пропадает. Удовольствие также связано и с самореализацией. Ребенок должен удовлетворять свои потребности, как и любой взрослый. Если вообще жизнь человека протекает в процессе антигедонизма – запрета получать удовольствие, то от этого могут быть разные отклонения. У подростков может возникнуть и наркотическая зависимость, они начинаю курить или употреблять алкоголь.
Ребенок должен чувствовать защищенность, иначе он будет защищаться вредными привычками.
Комментарии