search
main
0

Прочный фундамент

«Окружающий мир» становится ближе и понятнее

В наши дни в российском образовании организован постепенный планомерный переход на обучение согласно новому ФГОС. Претерпели изменения и программы, и учебно-методические комплекты. От буйной вариативности вектор сместился в сторону формирования единого образовательного пространства.

Анна ИГНАТЕНКО

 

Предлагаю сегодня подробнее рассмотреть такой важный учебный предмет, как окружающий мир. На начальной ступени образования его изучение является фундаментом значительной части предметов основной школы – физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Необходимость кратко и логично изложить предлагаемый для усвоения детьми материал напоминает попытку объять необъятное, что, как известно, практически невозможно.

Авторы учебников по этой дисциплине делали различные акценты при рассмотрении тем курса, по-разному объединяли темы в смысловые блоки, предлагали собственную последовательность изучения материала, руководствуясь той или иной методической концепцией. Дети, обучавшиеся по учебникам «Окружающий мир» разных авторов, к концу начальной школы получали по данному предмету далеко не идентичный набор знаний. В итоге в новый Федеральный перечень учебников от 21.09.2022 года (приказ №858) по данной учебной дисциплине вошел один учебник за авторством А.А.Плешакова. После частичной переработки он был признан соответствующим новому стандарту и рекомендован к использованию. В 2023 году издательство «Просвещение» уже выпустило такие учебники по окружающему миру для 1‑х и 2‑х классов.

Шагая в ногу со временем, издательство «Экзамен» также выпустило рабочие тетради (автор Н.А.Соколова) и тесты (автор Е.М.Тихомирова) для 1‑х и 2‑х классов специально к новым версиям учебников, в которых учтены все изменения. Предлагаю более подробно ознакомиться с изменениями в рабочих тетрадях и тестах издательства «Экзамен».

В рабочей тетради для первого класса (часть 1) теперь не рассматриваются вопросы «Что окружает нас дома?» и «Как путешествует письмо?», так как их нет в обновленной версии учебника. Зато там появилась тема «Что относится к природе?», которая нашла свое отражение в рабочей тетради.

Еще одна новая тема – «Как измеряют температуру?» – также встречается в рабочей тетради (1‑й класс, 1‑я часть). На страницах 31, 32 мы находим задания для практической работы: «опусти термометр в воду», «отметь на рисунке деление, на котором остановилась жидкость в термометре»… (см. рис. 1). Напомню, что в требованиях к результатам освоения курса «Окружающий мир» как раз обозначены умения измерять температуру воды, воздуха и собственного тела. И давайте не забывать о том, что систематическая организация и сопровождение практических работ и экспериментов, умение наблюдать и делать соответствующие выводы являются хорошей пропедевтикой для успешного выполнения задания с экспериментом во Всероссийской проверочной работе по окружающему миру.

Рис. 1. Рабочая тетрадь. 1‑й класс. Часть 1. Стр. 31

 

В рабочей тетради ко второй части учебника для первого класса теперь не рассматриваются такие вопросы, как «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», «Зачем мы спим ночью?», «Зачем нам телефон и телевизор?», ибо их в обновленном учебнике нет. Зато появилась тема «Зачем нужно соблюдать правила безопасности поведения в природе?».

На странице 24 (1‑й класс, 1‑я часть) находятся задания, способствующие становлению важных личностных характеристик младшего школьника: любви и уважения к родной природе, соблюдения правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. «Зачем нужна вежливость?», «Зачем нужен режим дня?» – также новые темы, появившиеся в учебнике А.А.Плешакова и повлекшие изменения в рабочих тетрадях (1‑й класс, 2‑я часть). Задания на страницах 25 и 26 направлены на формирование культуры общения или здорового образа жизни, стимулируют ребенка к свободным высказываниям на предложенную тему, учат формулировать и выражать собственное мнение, фиксировать продолжительность и анализировать последовательность собственных действий. Иными словами, предлагаемые на страницах рабочей тетради задания помогают закрепить изученный материал, влияют на развитие коммуникативных и регулятивных УУД ребенка.

Учебники для 2‑го класса также имеют изменения. Например, раздел «Звездное небо» в первой части учебника расширился и стал называться «Звездное небо. Планеты». В рабочей тетради на странице 19 (2‑й класс, 1‑я часть) мы видим такие формулировки: «Соедини созвездия с их названиями», «Выпиши из учебника названия планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца», «Подчеркни синим цветом самую маленькую планету». Задания краткие, но методически емкие. Призывая ребенка к внимательному чтению текста из учебника, они способствуют формированию у него не только естественно-научной, но и читательской грамотности. Здесь присутствуют такие приемы, как маркировка текста, занесение информации в таблицу согласно условию («по мере их удаления от Солнца»). (См. рис. 2.)

Рис. 2. Рабочая тетрадь. 2‑й класс. Часть 1. Стр. 19

 

Во второй части учебника для 2‑го класса теперь нет раздела «Правила вежливости», зато появился раздел «Правила безопасного поведения в школе». Его же мы видим на стр. 8 рабочей тетради (2‑й класс, 2‑я часть). Появление такой темы объясняется тем, что новый ФГОС НОО ориентирован в первую очередь на становление личностных характеристик младшего школьника. Так, портрет выпускника начальной школы предполагает наличие у него готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, знание и выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Материал со страниц рабочей тетради отвечает запросам нового стандарта.

Обратим также внимание на изменения в тестах издательства «Экзамен» к учебнику А.А.Плешакова. Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет учителю значительно сократить время на проверку домашнего задания, охватывая при этом всю аудиторию класса. Также возможно использование тестов на этапе изучения нового материала при организации поискового чтения учебного текста. Тесты помогают педагогу выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка в рамках отдельно взятого урока. Так, например, излишне темпераментные или академически одаренные ученики начальной школы быстро справляются с заданиями и порой начинают отвлекать одноклассников. Чтобы избежать подобной ситуации на уроке, в качестве дополнительного задания можно использовать тесты. Новые тесты издательства «Экзамен» соответствуют возрастным особенностям первоклассников и второклассников, поскольку имеют большое количество иллюстративного материала, простые формулировки, предполагают вариативность подачи заданий. Как и прежде, тесты содержат материал к каждой теме учебника, стопроцентно охватывая его содержание.

Ориентируясь на изменения в учебниках «Окружающий мир» для 1‑го и 2‑го классов автора А.А.Плешакова, из учебного пособия убрали тесты по разделам, которых больше нет, и добавили новые. Так, на стр. 10‑11 тестов (1‑й класс, 1‑я часть) мы видим задания к разделу «Что относится к природе?». Здесь первоклассникам предлагается выбрать и отметить букву правильного ответа. Заметим, что большинство заданий сопровождаются изображениями природных объектов, что облегчает восприятие и помогает формированию зрительных образов. Между тем предлагаются и словесные формулировки понятий, например, в пятом задании, где требуется выбрать корректное название для группы животных. Это важно для учеников, ведь на период обучения в начальной школе приходится возрастной переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому (см. рис. 3).

Рис. 3. Тесты. 1‑й класс. Часть 1. Стр. 10

 

Также в тестах для первого класса (1‑я часть) теперь можно увидеть темы «Как измерять температуру?» (стр. 46‑47), «Зачем соблюдать правила безопасного поведения в природе?», «Зачем нужна вежливость?», «Зачем нужен режим дня?» (стр. 34‑39, 1‑й класс, 2‑я часть). Во второй части тестов для 1‑го класса встречаем задания, основанные на работе с небольшим текстом: «Утром к двери класса одновременно подошли первоклассник Семен, его одноклассница Соня и их учительница Валентина Александровна. В каком порядке они должны войти в класс?» (стр. 36). Ребенку следует разобраться в ситуации и выбрать правильный ответ, основываясь на тех знаниях, которые он получил на уроке, или на собственном жизненном опыте. А вот задания «Рассмотри фотографии. Определи, какой поступок нельзя назвать вежливым», «Кто из детей ведет себя невежливо?» (стр. 37) стимулируют ученика выразить собственное оценочное суждение.

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что изменения, которые были сделаны в обновленном издании учебника «Окружающий мир» для 1‑го и 2‑го классов автора А.А.Плешакова, повлекли за собой незамедлительную корректировку соответствующих учебных пособий издательства «Экзамен» (рабочие тетради, тесты). Задания к новым разделам соответствуют современным требованиям дидактики и возрастной психологии, а также новому ФГОС НОО. Они разнообразны, содержат большое количество иллюстративного материала, совпадают по тематике с основным учебником и, конечно же, будут полезны педагогу для оптимальной организации урока. Учебные пособия издательства «Экзамен», как мы знаем по опыту, особенно полюбились детям и родителям. Ведь они помогают посмотреть на тему урока с другой стороны, лучше понять, усвоить ее, проявить свою индивидуальность, творчество, а иногда даже чувство юмора и смекалку.

Анна ИГНАТЕНКО, учитель начальных классов средней школы №29, Смоленск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте