search
main
0

Прочный базис и «мягкая» настройка

Учимся действовать в нестандартных ситуациях и творить новое

14 января в рамках традиционного Гайдаровского форума состоялась дискуссия на тему «Профессиональная и социальная успешность. Школа и вуз – чей вклад больше?». От чего зависит успешность в XXI веке? Должна ли поменяться система итоговой аттестации в школах? Какие педагоги нужны современной школе? На эти вопросы отвечали министр просвещения Сергей Кравцов и министр образования и науки Валерий Фальков, а в качестве модератора выступил инвестор, венчурный филантроп и предприниматель Рубен Варданян.

Отвечая на вопрос о том, какими качествами должен обладать школьник, чтобы стать успешным и счастливым во взрослой жизни, Сергей Кравцов на первое место поставил нравственные принципы.
«Сегодня – и это подтверждается в ходе обсуждения на конференциях по образованию стран ОЭСР – востребованы такие качества, как доброта, способность не навредить природе и окружающим, толерантность. Важно, чтобы система школьного и высшего образования давала не только знания, но и формировала те нравственные качества, которые позволят миру сохраниться, странам – развиваться и позволят человеку быть не только успешным, но и счастливым», – подчеркнул министр просвещения.

Но поскольку мы живем в непредсказуемом, постоянно меняющемся мире, то, по мнению Валерия Фалькова, необходимо формировать у детей «волевые качества, готовность творить новое, рисковать и идти вперед». Он отметил, что во многом это задача семейного воспитания, а цель школы и вуза – сохранить мотивацию к учебе и применять такие подходы, чтобы человек не боялся творить новое. Этот навык впоследствии пригодится в разных сферах деятельности, таких как предпринимательство, государственное управление, искусство, наука.

«Для достижения этой цели потребуется изменить модели обучения, в том числе за счет погружения в реальные проекты, и это большой вызов для всей системы образования», – считает Валерий Фальков.
«Система образования уже меняется в соответствии с запросами экономики, – убежден Сергей Кравцов. – Но при этом нельзя отказаться от базовых знаний – без них нельзя приобрести мягкие навыки, столь необходимые в современном мире».

С его точки зрения, школа способна внести свой вклад в формирование этих компетенций путем модернизации системы профессиональной ориентации: введения профессиональных проб, учета опыта успешных людей, расширения круга общения школьников, в том числе за счет информационных технологий.

Валерий Фальков считает, что профессиональные пробы не только дают возможность делать выбор и нести за него ответственность, но и воспитывают способность принимать решение в условиях неопределенности.

Перестройки требуют и учебный процесс, и система оценивания, которая помимо знаний должна уметь проверять и умение применять их на практике, включая способность работать в команде и действовать в нестандартных ситуациях.

«Мы в этом направлении будем двигаться. В свое время мы отрабатывали устный экзамен, позволяющий оценить креативные навыки школьника, и такие наработки у нас есть. Но здесь мы не должны ошибиться, потому что система оценивания задает вектор развития системы образования», – сказал Сергей Кравцов. Он также подчеркнул, что экзамены в школах сохранятся в ближайшей перспективе, поскольку «без системы контроля очень сложно принимать решения».

И все-таки отправной точкой, стартом всех образовательных реформ должна стать подготовка педагогов, и ситуацию в этой сфере министр просвещения оценивает весьма оптимистично. Так, по его словам, снизился средний возраст учителя (теперь он составляет 45‑47 лет), впервые в прошлом году вырос средний балл поступающих в педвузы.

Кроме того, Министерство просвещения планирует изменить систему отбора учителей, начиная с предпрофильной подготовки в старшей школе – в ближайшее время планируется создать 5000 педагогических классов.

Что касается подготовки педагогов в системе высшего образования, то, по мнению Валерия Фалькова, «должно быть больше науки в вузах, потому что ученые всегда готовы рисковать и учат студентов выходить за рамки своей профессии».

В то же время наравне с учеными в профессорско-преподавательском коллективе должны работать и практики. Эту позицию разделяет и Сергей Кравцов, по словам которого «система школьного образования не должна быть закрытой: сюда должны приходить интересные люди – и ученые, и успешные бизнесмены, и политики, которые своим примером покажут школьникам, как достигать результатов в жизни»./

Комментарии

Образование должно помочь нам сформировать будущее нашей страны

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования:

– Мы живем в обществе, где знание – не оборудование, не здания, не драгоценности, а именно знание – стало главной стоимостью и главной ценностью, и мы все чаще говорим о знаниевом обществе. Поэтому в цепочке «найти – сохранить – применить информацию» принципиально важное значение приобретает создание новой информации, нового знания.

Кроме того, креативность, критическое мышление, лидерские качества, умение работать в команде с распределением ролей становятся главными ценностями, определяющими успешность человека в стремительно меняющемся мире. Соответственно, система образования должна быть нацелена на формирование личностных качеств ребенка, на проектную, исследовательскую деятельность, позволяющую человеку адаптироваться к ситуации неопределенности.

На это указывают и те изменения, которые происходят в национальных системах образования за рубежом. Личностным результатам уделяется большое внимание в действующих российских ФГОС, на этом акцентировано внимание и в международном сравнительном исследовании PISA. Кстати, в стандартах старшей школы, повсеместное введение которых началось в этом учебном году, ведущими являются исследовательская и проектная деятельность, индивидуальные учебные планы, индивидуальные проекты, призванные продемонстрировать сформированность личностных качеств выпускников.

Поручение президента обеспечить вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству образования направлено на то, чтобы наши дети прежде всего имели те ценностные ориентиры, нравственные и личностные качества, которые позволяют им успешно взаимодействовать, управлять собственными эмоциями, быть активными и эффективными членами общества. Все это мы называем мягкими навыками, компетенциями XXI века.

Образование должно помочь нам сформировать будущее нашей страны.

Поэтому если Министерство просвещения поставило такую задачу, то в ближайшие сроки оно должно разработать федеральные государственные образовательные стандарты, обеспечивающие достижение этих результатов.

Сегодня идти в ногу со временем – значит отставать

Владимир ПРОСВИРКИН, директор школы №1679 Москвы, заслуженный учитель РФ, лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования:

– Если человек успешен в своем личном развитии, значит, он найдет себя в профессии и создаст семью. А нравственные качества составляют основу не только личностного, но и профессионального развития. В то же время даже самое лучшее образование не гарантирует жизненного успеха, очень многое зависит от способности человека ставить цели и достигать их.

В книге «Будущее не за горами» я написал о трех ключевых составляющих развития человека: это внимание, воображение и воля. Внимание позволяет сконцентрироваться на желаемой цели, составить план и тайм-менеджмент на определенный отрезок времени. Воображение предоставляет возможность увидеть то, чего ты хочешь добиться. И самое главное качество – это воля, которая помогает добиться результата, несмотря на все препятствия.

Эту технологию под названием «Развитие человека в будущем» мы активно применяем на практике в рамках Федеральной инновационной площадки с участием 262 образовательных организаций из 27 регионов 8 федеральных округов. Мы учим школьников планировать свою жизнь на долгосрочную перспективу с учетом тенденций развития общества и экономики.
Многие профессии скоро уйдут в прошлое, вот наш форсайт:

– 6‑7% рабочих мест придется на руководителей муниципальных, региональных и федеральных структур, руководителей крупных корпораций;
– плюс 3‑4% вакансий займут прикладники (химики, физики, математики и программисты), и все они будут интегрироваться до тех пор, пока искусственный интеллект их не заменит;
– 20% – это специалисты региональных нужд (латание дыр на рынке труда);
– оставшиеся 70% будут предпринимателями или работать на предпринимателя.

Для адаптации к новым условиям необходимы так называемые универсальные способности, которые позволят человеку стать хозяином своей судьбы и динамически реагировать на происходящие вокруг изменения.

Сегодня идти в ногу со временем – значит отставать. Его надо опережать. Попробуйте увидеть себя в будущем. А если увидели, постройте его.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте