Не ищите на Большом Харитоньевском таблички «Лицей НИУ ВШЭ». Предуниверсарий этого молодого, но популярного вуза пока живет в чужом здании. Но, кажется, это не важно: преподаватели и студенты (язык не поворачивается назвать их школьниками, настолько они много знают) интересны друг другу. Даже самое оснащенное здание не сможет в один миг сотворить из ничего лицей. Это могут лишь искренний интерес и общее дело.
– Наш предуниверсарий – лицей – гуманитарный проект. Мы сразу говорили и родителям, и детям, что будем строить его вместе. Это не та ситуация, когда мы сделали красивую коробку и, условно говоря, разложили всех по правильным ячейкам. Мы вместе будем создавать лицей, и то, каким он станет, – наша общая забота, – эти слова директора-организатора Лицея НИУ ВШЭ Наталии Любомирской звучат не как извинение за то, что не все еще готово, а как хороший призыв к действию.Действительно, лицей пока что расположился в школе №310 на Чистых прудах. Как говорит директор, их по-дружески приютили. Кстати, город передал лицею здание, которое раньше тоже относилось к этой школе, но пустовало уже с 2009 года, просто нет в 310-й большого количества детей. Его передали, но в таком состоянии, что учиться там было нельзя. Вышка всерьез взялась за дело – ремонт в официальной резиденции лицея закончится к новому учебному году. Адрес – Потаповский переулок. Это даже ближе к главному зданию НИУ ВШЭ, чем сейчас. Одна из основных особенностей предуниверсария состоит в том, что это не просто школа при университете, а настоящее равноправное структурное подразделение вуза, так что, конечно же, у лицея все будет. Но это, пожалуй, не главное, здание с добротным ремонтом будет красивой оболочкой хорошего содержания во всех смыслах. Оно уже сейчас активно творится силами всех и вся: от директора до учеников.Особенно активно за дело взялись новоиспеченные лицеисты. Им некогда ждать, ничто не остается для этих 58 посторонним делом. Когда выбирали лицейский стиль, как сейчас принято называть «корпоративную айдентику», именно они были главными «представителями заказчика». К сожалению, пока учебное заведение вынуждено жить по правилам той школы, где они гостят, а так хотелось бы придумать собственную музыку для школьного звонка…Когда к директору с предложением разработать внешнюю атрибутику лицея обратилась лаборатория дизайна НИУ ВШЭ, Наталия Вениаминовна сразу сказала, что это вопрос скорее к ребятам. Взрослые опытные дизайнеры поначалу не поняли, но когда все-таки встретились с инициативной группой, пришли в восторг. Дети работали серьезно, с полной отдачей, в итоге вместе подготовили три концепции стиля. Интернет-голосованием выбрали яркую, сочную, но достаточно лаконичную, без излишеств. Все в лицее замешено на живом интересе друг к другу и своему делу. Но незаметно, исподволь ведется и тонкая воспитательная работа, которая помогает лицеистам ВШЭ взрослеть, становиться ответственнее. Это не преждевременно. Они должны прийти в университет и уже понимать, как организовать себя, как помочь другим, как в командной работе организовать других. Это крайне необходимо.В отличие от принятой в НИУ ВШЭ десятибалльной системы в предуниверсарии оценки выставляют сразу по пятибалльной, но педагоги говорят, что им приходится ставить мало оценок. Здесь такая система тестов, которая позволяет избежать субъективных факторов при проверке знаний. Есть, конечно, дополнительные баллы за работу, за посещаемость, но оценка не главное. Главное, чтобы ребята взаимодействовали на уроке. Пусть даже попутно поговорят о чем-то постороннем. Если им интересно, они все равно вернутся к теме урока. Впрочем, тех, кто собрался в лицее, трудно упрекнуть в легкомысленном отношении к учебе. Они, несмотря на свой юный возраст, знают, чему и когда стоит уделить время. Они знают, что такое самостоятельность. Кстати, недавно ребята смогли сами найти себе учителя испанского языка. Когда набирали предуниверсарий, директор сказала, что если не будет группы из 6 человек, курс не откроют. Тогда желающих учить испанский было всего три человека, сейчас нашлись целых двадцать начинающих и 5 продолжающих, причем для многих это уже третий язык. Они сами обо всем договорились, выбрали удобное время: начинающие могут заниматься в субботу, остальных устраивает «окно» во вторник. Изложили все Наталии Вениаминовне, она пообещала найти педагога, но не успела даже начать: на следующий день ребята сообщили, что претендент уже есть. Буквально за несколько часов до нашего интервью директор беседовала с их потенциальным учителем испанского.По сути, вышкинские лицеисты уже все могут сами, учителям и директору остается лишь направлять их, подсказывая, что можно, а что нельзя.«Наша задача – выполнить те функции, которые они не могут реализовать, например, попросить вуз о финансировании каких-то проектов. Все остальное – их прерогатива. Мы стараемся поддерживать все инициативы. Думаю, вскоре они всему научатся, и мы будем им не нужны», – предположила Наталия Вениаминовна. Даже сайт лицея уже ведет одна из учениц. Вначале он был довольно скромным – там была только необходимая информация о поступлении, а теперь начал жить полной лицейской жизнью: новость за новостью Женя Фоменко освещает все, что происходит в лицее. Появилась и инициативная группа, которая интересуется правом и хочет ни много ни мало писать конституцию лицея. Конечно, директора известили о грядущих нормативно-правовых новациях, а она поинтересовалась, точно ли выбран тип документа. Обещали подумать и все сделать правильно. В том, что все удастся, сомнений нет. Группу правоведов в лицее ведет декан факультета права НИУ ВШЭ Евгений Салыгин. Когда его в числе прочих педагогов представляли взволнованным родителям на первом собрании, они были в восторге: их детей-школьников будет учить вузовский преподаватель такого высокого уровня, так что скорее всего в новом учебном году, когда появится больше учеников, в предуниверсарии НИУ ВШЭ состоится первый референдум по вопросу принятия первой в его истории конституции.Занятия начинаются в 8.30. Хотя в лицей принимают только москвичей, живут все в разных районах, кому-то приходится сквозь утренние пробки добираться из Пушкино, из Химок. Это непросто, поэтому расписание составляется так, чтобы у каждого было два-три дня, когда можно спокойно, выспавшись, приехать к третьему уроку. Расписание действительно объемное и сложное, тем не менее оно не выходит за рамки положенных часов, все строго по новому образовательному стандарту. Суббота – самый загруженный день, хотя из обязательных предметов туда вынесена лишь физкультура. Но вся кружковая деятельность здесь.Идет 21-я учебная неделя. Вторник. Сегодня предметы по выбору: МХК, биология, экономика. Мы беседуем с Наталией Любомирской в импровизированной учительской, которая расположилась в бывшем кабинете иностранного языка. На перемене, конечно же, не без стука, но весьма порывисто в учительскую вбежал молодой человек. Оказывается, он сегодня ответственный за доставку техники на урок.- Это ты, Никита, не хочешь рассказывать Марине Вячеславовне стихи Тютчева? – обращается к нему директор. – Почему?Оказывается, вчера преподаватель литературы поделилась с ней наблюдением: один из учеников предложил в целях эффективности учебного процесса не ждать очередного урока, а на следующий же день рассказать заданное стихотворение директору или заместителю директора. Они же тоже могут оценить его труд.- Сегодня ее не было, – отвечает юный оптимизатор, – а я хотел уже к сегодняшнему дню все выучить полностью. Ну ладно, придется потом.Что это? Конечно же, свобода. Ведь в предуниверсарии НИУ ВШЭ можно почти все. Учеников сразу поставили на одну планку с взрослыми. Это было знаком уважения и большого доверия.- Мы отменили такую формальность, как вставание при входе учителя в класс, – рассказала Наталия Вениаминовна. – Если преподаватель или директор заходит в класс и дети каждый раз встают, то это мешает учебному процессу. Это скорее внешний ритуальный атрибут, чем знак уважения. Настоящее уважение можно проявить совсем другим способом.Звонят с поста охраны: родители просятся на прием к директору по поводу поступления. Слава о предуниверсарии уже ходит по городу, желающих отдать свое чадо в чуткие руки здешних преподавателей становится все больше. Правда, в предуниверсарии пока еще до конца не знают, сколько будут набирать на следующий год. Готовы взять много детей. Ведь перспективная цель в том, чтобы все это не стало каплей в море, которая бесследно растворится.- Передайте, пожалуйста, что в начале февраля вся информация появится на сайте, – просит Наталия Вениаминовна.Все хотят поступить, но все ли смогут здесь учиться? К сожалению, недавно одна ученица ушла: испугалась нагрузок, необычности учебного процесса. Впрочем, место недолго пустовало, даже в середине года нашелся желающий поступить.Если уж детей может взволновать какая-то новизна, то во многом консервативных родителей тем более. Они хотят досконально знать, как учатся их дети. Кстати, скоро в лицее очередное родительское собрание. Они здесь тоже проходят в эффективном ключе. Сегодня время – самый дорогой ресурс, и поэтому здесь не ведут общую часть собрания, каждый родитель приходит на 10-минутную консультацию с нужными ему педагогами. Директор даже заранее просит готовить вопросы – мам и пап здесь тоже приучают к дисциплине. Звонки и просьбы не прекращаются, поэтому директор вынуждена прервать беседу и вернуться к своим делам. Что ж, сверяемся с расписанием и отправляемся на уроки.На МХК пять человек. Рассуждают об эффективных способах проверки знаний. Это и тестовые задачи, и слепая проверка. Ученики отыскивают в тексте предложенной статьи ответы. Да, еще и технические средства. На парте у каждого лежит собственный нетбук или планшет, и никто не ругает, если записи делаются в виртуальном блокноте, а не в бумажном.- У вас в классе всегда пять человек?- Нет, обычно их больше, сначала на МХК записалось семеро, но в течение года количество желающих посещать этот предмет выросло до 11 человек. Просто сейчас остальные на олимпиаде, – отвечает преподаватель МХК Мария Румянцева, аспирант факультета философии НИУ ВШЭ.Ребята разбились на две группы, у них 10 минут на обсуждение наработанного материала и тезисы. На прошлом занятии сидели не за партой, а в Макдоналдсе. Ну а как еще обсуждать научную статью, если автор говорит в ней именно об этой структуре? Так что собрались и пошли исследовать: фотографировали, спрашивали посетителей – в общем, было настоящее полевое исследование. Казалось бы, каждый из них бывает там не так уж редко, но представить, что обычный поход в кафе может стать исследовательской ситуацией… – МХК – дополнительный предмет, группы могут набираться небольшие, – рассказала Мария Владимировна. – Так что я учу тех, кто его выбрал. С течением времени это количество может меняться, потому что у ребят есть шанс за два месяца понять, что происходит на курсе, решить, будут ли они заниматься дальше. Та же ситуация и у ее коллеги Александра Челеховского. Правда, у него на занятии учеников в четыре раза больше. Наверное, это естественно, ведь он ведет экономику.- У меня тоже были ребята, которые начинали ходить, а потом понимали, что здесь много математики и они не тянут, – с сожалением отметил Александр Николаевич. – Но было и наоборот. Так что получается такой внутренний фильтр: дети обсуждают предметы друг с другом и понимают, кому и куда стоит ходить. В итоге у меня сейчас занимаются те, кто в дальнейшем хочет поступать на экономические специальности. Кстати, вы пришли именно на лекционную часть, чаще у меня выступают ребята.Параллельно идут занятия по биологии. У доски преподаватель Андрей Белов. В лицее он еще и заместитель директора. Андрей Валерьевич чертит схему жизненного цикла цветковых растений. Важная тема, а в классе вновь немноголюдно: за первой партой всего две девушки.- Биология – это предмет по выбору, в основном идет заочно, – объяснил Андрей Белов. – Я веду ее для тех, кому это интересно, кто собирается поступать на факультет психологии. С ними мне не надо думать ни о методике, ни о дисциплине, только о содержании. Я транслирую содержание, а они все ловят и просят еще. Это большое профессиональное удовольствие – работать с такими детьми.Действительно, одна из студенток постоянно и точно отвечает на вопросы педагога, вторая методично конспектирует и советуется с одноклассницей.На английском класс вновь гораздо многочисленнее. Языки в лицее учат охотно и активно. Только что прошла контрольная, и чтобы сменить поле деятельности, преподаватель Мария Умерова приглашает к беседе. Тема важная – как влияют материальные ценности на жизнь человека? Это самое главное или нет? Вопрос сложный, он трансформируется, обрастает уточнениями, условиями, перетекает от одного ученика к другому. Дискуссия не прерывается даже со звонком.«IQ helps to get a job, EQ helps to get promotion», – справедливо говорят британцы. То есть знания помогают получить работу, но именно эмоциональная сфера, умение взаимодействовать с другими людьми поможет в продвижении. В лицее с этим согласны на сто процентов.- У нас замечательный коллектив, – рассказала лицеистка Евгения Еремина. – Это разносторонне развитые ребята, со всеми очень интересно. Интересно и с преподавателями, потому что это настоящие профессионалы, которые любят свой предмет. Это, безусловно, очень здорово.Евгения говорит, что пришла в лицей по собственной воле и получила новых замечательных друзей и талантливых учителей. С предыдущей школой, где она училась, нет смысла сравнивать, очень уж они разные. Правда, не уточняет, одинаково хорошие или в лицее нравится больше. Согласен с ней и ее одноклассник Алексей Кашуба, правда, говорит, что его прежняя школа не устраивала – давали мало знаний. В лицее и дают больше, и спрашивают строже.- Учиться здесь сложнее, – уверен Алексей. – Это заметно, хотя моя успеваемость не понизилась. Но некоторые ребята поняли, что стали получать не совсем те оценки, которые хотелось бы, и через полгода скорректировали свой учебный план. Я поступил в предуниверсарий НИУ ВШЭ, потому что здесь можно выбирать предметы. Например, информатика – это то, чем я увлекаюсь. Мне нравится, что учителя много говорят и об университетской жизни, готовят нас к будущей учебе. Мне это кажется очень полезным, потому что я все же ориентирован на поступление в Высшую школу экономики.Как уже не раз говорилось, это, конечно, не самое главное, к чему стремятся преподаватели преуниверсария, – увлечь Высшей школой экономики и поголовно принять в студенты. После окончания учебы поступать ребята могут куда угодно, тем более с таким высоким уровнем подготовки. Но если они уже сейчас задумались о будущем высшем образовании, значит, предуниверсарий НИУ ВШЭ движется в правильном направлении.
Комментарии