search
main
0

«Проблемы здоровья детей нельзя сваливать только на педагогов и врачей». Борис ХОХРЯКОВ, глава Нижневартовского района

Однажды в какой-то статье мне попалась на глаза великолепная мысль: «Государство, которое не заботится о своих стариках и детях, обречено». Тогда я подумал, что сказано это кем-то из наших современников. Оказалось, что это цитата из древнерусской книги тринадцатого века.

В самом деле, если мы хотим, чтобы у нашей страны было достойное будущее, мощная крепкая экономика и мы стали по-настоящему развитой державой, нам всем нужно как можно чаще вспоминать эти мудрые древние слова. И не просто вспоминать, а заниматься делом.

Образование для нас действительно приоритет. Мы много строим в районе. Последние 12 лет ежегодно почти по 2 образовательных учреждения справляют новоселье. Я искренне горжусь культурно-досуговым центром и школой №2 в Излучинске, вспомогательной школой в Ларьяке, общеобразовательными школами в Охтеурье и Зайцевой Речке. Они прекрасно оснащены. Многие школы Нижневартовска могут позавидовать учебным заведениям нашего района. У нас на один компьютер приходится около 16 учащихся. Это один из самых высоких показателей по округу. В районе внедряется система единого адаптивного пространства. У ребят есть реальная возможность выбирать программы, профили, курсы индивидуального уровня знаний. Мы стараемся выстроить свою работу так, чтобы у детей за годы учебы в школе не только не ухудшилось здоровье, не только сохранилось, но и значительно улучшилось. При этом для меня здоровье – это не только физическое состояние, но и моральное, психологическое, социальное состояние, способность спокойно себя чувствовать в сообществе себе подобных, умение реализовать себя как личность.

Что для этого нужно? В первую очередь ребенку должно быть комфортно, тепло, сытно, интересно. Не только в школе, но и дома. Если у родителей есть работа, если они зарабатывают нормальные деньги, если у них есть комфортное жилье, то и опасностей меньше, что у ребенка будут проблемы со здоровьем. Поэтому мы и стараемся создавать в районе новые рабочие места, поддерживаем малый и средний бизнес, активно строим жилье. За последние 10 лет возвели 216 новых жилых домов и капитально отремонтировали 440 квартир.

Очень важно знать реальное состояние детского здоровья. В 2001 году в первой группе здоровья у нас было около 60% детей, во второй – 27%, на диспансерном учете состояло 12% ребят. Не такие уж и плохие показатели! Можно радоваться. Но на следующий год вместо обычных осмотров мы провели в рамках Всероссийской диспансеризации углубленное обследование, и цифры оказались совершенно иными: в первой группе только 18,7% детей, зато во второй аж 71,1%, а в группе «Д» практически столько же, сколько и раньше было, – 10%. Вот это и была реальная картина состояния здоровья наших детей. Исходя из полученных показателей мы и начали строить новую стратегию здоровьесбережения учащихся.

Инновационные методики, программы, технологии здоровьесбережения – это дело педагогов, профессионального сообщества. Им вместе с медиками решать, какие из существующих программ наиболее эффективны для работы с определенными категориями детей.

Задача же органов власти – позаботиться о том, чтобы обеспечить учащихся нормальным питанием, организовать эффективную оздоровительную кампанию, создать надлежащую материальную базу для занятий физкультурой. Так, в нынешнем году мы довели стоимость одного детодня в дошкольных учебных заведениях до 45 рублей, в школах – до 44,7 рубля, в том числе во вспомогательной школе-интернате и детском доме – до 87 рублей. Строго следим за качеством питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм. Еще одна наша цель – охватить летним отдыхом всех детей. Пока что мы не совсем довольны этим показателем. Так, прошлым летом организованно отдохнули и были оздоровлены только 93,7% школьников.

Отдельная больная тема – дети-инвалиды. К сожалению, число их в нашем районе растет. Сейчас на учете состоит 134 ребенка. Это в два с лишним раза больше, чем восемь лет назад. Мы создали для этих детей специальные подразделения в Излучинском центре социального обслуживания населения и в центре реабилитации, где им оказывают помощь в усвоении учебных программ и где они проходят реабилитацию.

На мой взгляд, здоровье детей напрямую связано с типом школы. Сейчас я говорю о духовном, социальном здоровье детей коренных народов. Их нельзя отрывать от родной почвы, разрушать родовой уклад, лишать возможности изучать родные корни, ремесло своих отцов и дедов. Вот почему мы активно поддерживаем создание у себя в районе национальных школ. Коренное население составляет около 6,3% жителей района. Для детей ханты, ненцев и манси созданы 5 средних школ, две начальные, одна основная и одна коррекционная, а также комплекс «школа – сад» и детский дом. Везде есть учебно-производственная база с прилегающими угодьями. Юрий Вэлла однажды написал:

У меня на ладони просыпается солнце,

У меня на ладони птицы поют,

У меня на ладони дождик пляшет, смеется,

Журавли за деревню на болото зовут…

Научишь ребенка так тонко чувствовать мир, свое единство с окружающей природой – убережешь его от многих напастей, хворей и бед. На мой взгляд, новым шагом в этом направлении являются стойбищные школы, созданные по инициативе писателя. Их теперь у нас две. Может, со временем станет и больше. Ведь на территории нашего района расположены 134 родовых угодья, на которых живут 448 семей.

Очень многое также зависит от учителя. От того, как он ведет урок, как относится к ребятам, чувствует ли в них равного себе. Я до сих пор помню свою уфимскую учительницу физики, нашего классного руководителя Нину Константиновну, которая не давала нам ни минуты покоя: таскала нас в походы, на соревнования, водила в кино, организовывала конкурсы и состязания. Ей было интересно с нами. А нам с ней. Поэтому я ее и помню.

Никому по отдельности – ни органам власти, ни школе, ни медикам, ни семье – не решить проблемы сохранения здоровья наших детей. Их будущее – это наша консолидированная ответственность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте