search
main
0

Проблемы перехода на многоуровневую подготовку в сфере профессионального педагогического образования Москвы. Сергей АТАНАСЯН, проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета, член Московской городской общественной палаты по образованию

Как известно, в соответствии с Федеральным законом о высшем и послевузовском образовании и изменениями, внесенными в него, начиная с 2010 года прием в высшие учебные заведения по образовательным программам, обучение по которым дает квалификацию «Специалист», будет прекращен. В соответствии с Болонской декларацией, подписанной нашей страной, все вузы России будут готовить студентов по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Нас, как членов Общественной палаты по образованию, интересует вопрос, как педагогические вузы столицы готовятся к переходу на такую подготовку будущих педагогов, какие стоят перед ними проблемы и как улучшить качество обучения будущих учителей и педагогических работников.

Подготовка студентов в высших учебных заведениях ведется на основе Федеральных образовательных стандартов. Вуз обязан выполнить их требования, они составляют основу организации учебно-воспитательной деятельности. Следует констатировать, что в настоящее время не утверждены стандарты четвертого поколения по направлениям высшего педагогического образования, на основании которых будет осуществляться подготовка педагогических работников с высшим образованием в 2010 году. Ныне действующие образовательные стандарты по подготовке бакалавров и магистров по направлениям педагогического образования не удовлетворяют требованиям подготовки учителей и других педагогических работников. Их основу составляют стандарты, разработанные в 1994 году, они были нацелены на подготовку специалистов в области научной педагогической деятельности, а не на подготовку практических работников. Поэтому бакалавры и магистры, обучающиеся по этим стандартам, имеют слабую подготовку для работы в современных образовательных учреждениях. Времени для подготовки к качественному обучению студентов, будущих педагогов, в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми школой, практически не осталось. Следует предпринять все необходимые шаги для исправления сложившейся ситуации. Надеемся, что она будет исправлена и московские педагогические вузы смогут приступить к этой работе.

В соответствии с принятой концепцией структуры стандартов четвертого поколения высшим учебным заведениям будет предоставлена возможность во многом самостоятельно определять структуру подготовки учеников. Около 60% дисциплин образовательной программы будут вводить сами вузы. При этом основным критерием станет требование освоения студентами профессиональных компетенций. Я считаю, что при этом активную позицию при разработке образовательной программы должен занимать учредитель вуза, отстаивающий позицию работодателей. Для системы высшего столичного педагогического образования это Департамент образования. Поэтому необходима четкая и планомерная совместная работа управленческих структур столичной системы образования и московских высших педагогических учебных заведений по разработке образовательных программ подготовки педагогических работников.

Основная задача, стоящая перед системой высшего педагогического образования, – качество образовательного процесса и в конечном итоге качество знаний студентов. Следует констатировать, что неразумное увлечение тестированием как основной формой проверки знаний студентов и школьников, а также оценка труда педагога в зависимости от его результатов не приводит к улучшению качества образовательного процесса. Следует определить разумную пропорцию в сочетании традиционных и новых форм оценки как знаний учеников, так и труда педагога.

В 2009-2010 учебном году все вузы России будут принимать абитуриентов, поступающих на первый курс, по результатам единого государственного экзамена. Закончен эксперимент по его введению, принят закон о реализации ЕГЭ. При этом сама реализация закона, проводимая Министерством образования и науки Российской Федерации, не выдерживает никакой критики. Вместо того чтобы в начале учебного года четко определить порядок поступления в вузы, министерство смогло подготовить и согласовать все необходимые документы только к февралю 2009 года. Выпускники школ, их родители, приемные комиссии вузов находились в полном непонимании как относительно перечня вступительных испытаний, так и организации приема в вузы. Подготовка к поступлению была нарушена, что, несомненно, отрицательно скажется на результатах приема и на выполнении плана приема в вузы. Резко снижено значение олимпиад, большинство вузов России, практически все высшие педагогические учебные заведения лишены возможности на основании олимпиад принимать талантливых, профессионально ориентированных абитуриентов. Такое положение дел вызывает полное недоумение, особенно если учесть настоящую демографическую ситуацию в Москве. На настоящий момент также непонятны правила приема в вузы выпускников средних специальных учебных заведений, в том числе и педагогических, поступающих на сокращенные образовательные программы. Как известно, большинство дошкольных работников и учителей начальных классов окончили педагогические колледжи, а затем по сокращенным программам получили высшее образование в университетах. Мы надеемся, что эта проблема будет решена, но до сих пор она нервирует студентов – выпускников колледжей, их родителей и педагогов.

Таким образом, в будущем году перед системой профессионального образования Москвы стоит задача эффективного перехода на многоуровневую подготовку студентов, решения всех вопросов, которые с ней связаны, и устранения возникающих при этом недостатков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте