search
main
0

Проблемы «отцов и детей» в прямом эфире

29 сентября – последний день конкурсных испытаний первого тура. Кому-то осталось поговорить с детьми, кому-то – побеседовать с родителями. Конкурсанты уже спокойнее себя чувствуют – коллеги поделились впечатлениями. Ребята стали почти профессиональными участниками открытых занятий – они уже уверенно дискутируют, высказывают свое мнение, делают выводы. Их родители тоже стараются помочь учителям, отвечают подробно на все вопросы финалистов. И все это – под прицелами камер, тут же выдающих в интернет все происходящее.

По наблюдениям межпредметных
жюри, некоторые из конкурсантов, которые дали урок послабее или не слишком
удачно выступили на «Методическом объединении», в полной мере проявили себя во
время разговоров с детьми и бесед с родителями. Оказывается, воспитательная
работа – их конек! И наоборот. Иногда участники, показавшие великолепное
учебное занятие, оказываются менее блестящими воспитателями и собеседниками. Встречается
и сочетание всех составляющих хорошего учителя. Наверное, именно эти педагоги
войдут в состав пятнадцати участников второго тура, который будет объявлен 30
сентября.

Одна из самых популярных тем
для бесед с родителями – «Всегда ли мы понимаем наших детей?».

Татьяне Агуриной, учителю
начальных классов из Брянской области, поговорить на эту тему предложили
родители пятиклассников. А Татьяна Владимировна начала с того, что… погрузила
мам в их детство, задав шуточный вопрос: «Висит груша, нельзя скушать». Потом
родители рассказывали о своих отпрысках – называли имя и качество характера,
сначала положительное, а затем негативное, которое хотелось бы исправить.
Выяснилось, что их дети бывают и непослушные, и медлительные, и ленивые. И все
это огорчает мам. «А что если в негативном попытаться увидеть позитивное?» –
призвала Татьяна Агурина. С одной стороны, непослушный ребенок, а с другой – самостоятельный,
инициативный. С одной стороны, стеснительный, с другой – скромный, воспитанный.
С одной стороны, ленивый, с другой – спокойный, умеющий выжидать. Кстати,
напомнила конкурсантка, по мнению психологов, 80% проблем уходят сами собой,
вне зависимости, решаем мы их или нет. Получается, что ленивым быть даже
выгодно? В конце встречи каждая мама рассказала о своем ребенке, использую
такую модель: «Мой сын рассудительный, а я думала – медлительный». И
почувствовала себя счастливым родителем!

Еще один пятый класс, и опять
проблема понимания. Разговор ведет физик из Республики Татарстан Нияз
Гафиятуллин. Он попытался сосредоточиться на одном конкретном аспекте проблемы
«отцов и детей» – переход ребенка в среднюю школу из младшей. Он как раз
происходит в 5 классе. Трудностей детей ждет немало: увеличилось количество
учителей, предметов, ответственность уже другая. Нужно немало сил и мудрости,
чтобы понять в этой ситуации ребенка и помочь ему. У мам, которые пришли на
беседу, пока особых волнений нет, ведь учебный год только начался. Чтобы они и
не возникли, Нияз Мансурович предложил родителям проанализировать, что может
произойти с ребенком, какие иметь последствия, и как разрешить ситуацию.
Например, если ребенок получил «двойку» у нового учителя, у него занижается
самооценка. Ему расхочется учиться и даже ходить в школу. Надо помочь –
похвалить. Иногда требуется разобраться в ситуации, может быть, двойка получена
за невыполненное домашнее задание, нужно скорректировать детское поведение.
Главное, напомнил учитель, строить общение на доверии, оценивать не самого
ребенка, а его поступки.

Родители одиннадцатиклассников
тоже решили поговорить о том, всегда ли они понимают своих детей. Айшат Картоева,
учитель литературы из Республики Ингушетия, показала мамам изображение кувшина.
В нем лежат негативные эмоции ребят – злоба, агрессия, они разрушают психику
ребенка. Но ведь эти эмоции – только верхний слой в кувшине, он выплескивается
на окружающих. А чтобы понять, почему это происходит, надо искать причины, они
на дне кувшина – боль, обида, страх. Возникают чаще всего по родительской вине,
от отсутствия взаимопонимания. «Мы должны привить нашим детям уверенность, что
они хорошие, добрые», – уверенна Айшат Алиевна. Айшат Картоева посоветовала
мамам замечательную книгу психолога Юлии Гиппенрейтер, посвященную воспитанию
детей. А затем начался разговор по душам с рассказами о родительских проблемах
и советами педагога. И казалось, это не конкурс с жюри и камерами видеосъемки,
а искренняя беседа в рамках родительского собрания.

Последним мероприятием в лицее
№4 стало прощание с гостеприимными хозяевами. Каждая из восьми групп
конкурсантов выступила практически с экспромтом, ведь готовить концертные
номера было некогда. Стихи, песни, шутки – благодарное приношение педагогическому
коллективу лицея и его директору Вере Витальевне Сошневой.

Заместитель главного редактора
«Учительской газеты» Ирина Димова подарила директору лицея №4 фирменную
футболку газеты, 22 года назад придумавшей педагогический конкурс. И еще один,
особый, личный подарок – пятикласснику лицея Алексея Гусева, который создал
проект «Мое космическое путешествие». 50 лет назад, когда Ирина Георгиевна была
ровесницей Алексея, судьба подарила ей встречу с Юрией Гагариным. Осталась
фотография. Это уникальное фото и стало эксклюзивным подарком мальчику.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте