Как известно, сейчас Минобрнауки РФ разрабатывает концепцию долгосрочного развития в части образования. И информатизации там отведена ведущая роль. Поэтому есть все основания утверждать, что основные участники проекта ИСО продолжат плодотворное сотрудничество с министерством и далее.
Анализируя результаты проекта, можно объединить их в шесть групп.
1. Созданы региональные команды, которые работали как в школах, так и вузах и учреждениях НПО и СПО, участвующих в проекте. Также сформированы системные представления об информатизации на уровне регионов и вузов (проектных команд).
2. Тысячи школ за эти годы заметно продвинулись в области информатизации (причем каждая пятая из них – инновационная).
3. Сложилась весьма эффективная система повышения квалификации и консультирования учителей. Сети РКЦ и ММЦ – то, чего не было сделано ни в одном другом проекте.
4. Весьма ощутимы сдвиги в плане создания и использования электронных образовательных ресурсов. Из месяца в месяц наблюдается заметный рост количества ЦОР и ЭОР, равно как и посещений данных ресурсов. При этом сама Единая коллекция уже не нуждается в какой-либо рекламе – учителя реально пользуются ею и умеют оценить как преимущества, так и недостатки.
5. Для образовательных учреждений приобретено очень много новой современной техники, в результате чего количество школьников на 1 компьютер снизилось с 48 до 20, а доля школьных учителей, владеющих компьютером, выросла с 31 до 41 процента.
6. Созданы рамочные условия для появления новых стандартов в плане ИКТ-компетентностей.
Насколько изменилась ситуация по отношению к тем временам, когда все только начиналось? На мой взгляд, появилось минимум три новых контекста, исходя из которых следует обсуждать перспективу проекта.
Прежде всего это касается идеи технологических платформ, которая первоначально возникла в бизнесе, а позднее была успешно перенесена в образование. Мы столкнулись с этой проблемой именно сейчас, когда стали создавать сеть федеральных университетов. Согласно современным представлениям отраслевой подход в подготовке кадров нельзя считать правильным, так как отраслей достаточно много, технологии в них быстро меняются, а потому акцент следует делать на пересечении отраслей. Те же нанотехнологии, к примеру, объединяют целый комплекс отраслей, становясь полидисциплинарными. ИКТ – это тоже технологическая платформа, на которой строятся многие другие отрасли и которая объединяет их.
Потребности в области подготовки кадров, определенные работодателями, говорят о том, что количество ИТ-специалистов сопоставимо с общим выпуском из школ. И проблему эту надо решать, разумеется, не ориентированием всех выпускников на рынок ИТ, а подготовкой специалистов широкого профиля, способных работать в других сферах, будучи при этом ИКТ-компетентными.
Помимо этого следует самое пристальное внимание уделять переходу к использованию всевозможных электронно-цифровых устройств хранения, переработки и воспроизведения информации, которые уже сейчас стали просто объектами интерьера. Современные дети относятся к ним уже не как к продуктам технологий, которые нужно специально осваивать, а как к вполне естественным элементам окружающей действительности, доступными по умолчанию.
Теперь о проблемах, в русле которых следует обсуждать перспективы проекта ИСО.
Несмотря на то что мы часто употребляем оборот «ИКТ-компетентность» и даже готовы сравнивать пилотные регионы по этому параметру, у нас до сих пор нет четких позиций по этому статусу, еще не создана онтология нового образовательного процесса. Никто не может с достаточной уверенностью сказать, пронизывает ли она все учебные предметы, связана ли она только с предметами или охватывает еще и внеучебную деятельность. Пока что мы опираемся лишь на отдельный опыт некоторых наиболее продвинутых учреждений.
Бессмысленно передавать чужой опыт – нужно развивать проектные формы работы. С этой проблемой мы сталкиваемся уже не первый раз. И теперь нужно обсудить, каким же образом нам следует организовать разного рода площадки для стажировки кадров, как готовить команды в системе повышения квалификации и так далее.
Все перечисленное напрямую связано с проблемой создания сообщества учителей и формирования позиции обновления норм. На протяжении существования проекта ИСО уже появилось несколько сообществ, созданных и поддерживаемых некоторым искусственным образом. Однако неизвестно, каким образом они влияют на ситуацию в целом, может ли быть проложен мостик от отдельных инициатив к обновлению институтов в целом, могут ли эти и подобные им сообщества способствовать возникновению новых норм в системе образования, разработке проектов и механизмов в системе образования.
Конечно же, линия на создание и использование электронных ресурсов продолжится. Но теперь нам нужно понять – в какой структуре следует вести их разработку? Что является предметом государственного заказа? Где следует продолжать закупать их централизованно, а где имеет смысл положиться на социальные сети и частные компании? Это достаточно нетривиальная задача, поэтому обсуждение того, как должен выглядеть социальный заказ, – весьма важная тема.
Также скажу несколько слов насчет тех проблем, над которыми мы работаем в плане долгосрочного развития и которые имеют отношение к информатизации образования. Попробуем разложить направления работ по уровням образования.
Итак, начнем с дошкольного образования. Здесь, на мой взгляд, базой является опора на систему внешних сервисов. Если в школе эта система достаточно развита, в ДОУ нам предстоит над этим очень много работать, учитывая то, что сейчас опять вовсю спорят – сделать образование дошкольников обязательным с 6 лет или же оставить ситуацию на откуп родителей. Видимо, победит образование по выбору, однако внешние сервисы все равно будут развиваться, и, полагаю, одной из социальных сетей здесь может стать поддержка матерей, имеющих детей до 3 лет. Учитывая то, что рождаемость растет, а подобных сервисов крайне мало, эта проблема в дальнейшем будет лишь обостряться. Думаю, тут нужны специальные государственные вложения по созданию специализированных ресурсов для дошкольников, их родителей и воспитателей*.
Теперь что касается общего образования. Здесь главная проблема связана с втягиванием существующих сервисов в обыденную школьную практику, в заочные и очные школы, создание условий, позволяющих среднему образованию использовать ИКТ. В соответствии с этим необходима диверсификация сети учреждений общего образования, возможность зачета знаний, полученных в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, при электронном репетиторстве и так далее.
Массовое производство ЭОР на школьном уровне пока что не особо развито. Количество ресурсов, разработанных отдельными учителями и коллективами школ, достаточно мало и составляет около 10-15 процентов. Важно развивать данное направление, потому что когда вся школа работает над единой задачей, это помогает всему коллективу, а также стимулирует межшкольное общение.
Совершенно иная ситуация в системе профессионального образования. Ему нужны интеллектуально емкие образовательные ресурсы, тренажеры, имитационные системы, виртуальные среды. Здесь не обойтись без большой доли государственного заказа, который поддерживает такие разработки, помогает выйти на новый уровень исследовательских работ, достаточно быстро обновлять образовательные программы. Надо сказать, что в новой структуре стандарта профессионального образования мы вводим требование – не реже одного раза в год обновлять программы с учетом того огромного потока новых знаний, в русле которого действует каждое конкретное образовательное учреждение. Эти позиции мы обязательно ввели также и в положение о лицензировании образовательного учреждения.
Пару слов о непрерывном образовании. На рисунке хорошо видно участие населения в этом процессе. Согласно проведенному по итогам 2006 года опросу, в разных странах население по-разному стремится повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень посредством самообучения или приобретения специальностей в учреждениях образования. Что касается России, у нас приблизительно каждый пятый житель страны раз в год где-нибудь да учился. При этом в странах ЕС этот показатель достигает едва ли не 50 процентов. И нам есть куда расти. А если учесть подобную тенденцию, можно сделать вывод, что информационные технологии будут только способствовать этому. Каким образом?
У разных организаций появится возможность реализовывать программы дополнительного образования, в том числе с использованием ИКТ. Некоторые законодательные инициативы в этом направлении мы уже готовим.
Электронная система сертификации квалификаций касается тех, кто получает образование самостоятельно и хочет, чтобы его уровень был официально признан той или иной организацией. Здесь необходимо разработать систему тестирования, которая позволила бы сопоставить требования, предъявляемые к кандидату на ту или иную должность в компании, с его знаниями и умениями.
В связи с этим возникает необходимость в появлении электронных образовательных сред, всеобщей доступностью абсолютного большинства образовательных ресурсов, созданием общенациональных библиотек и так далее. Ведь без этих условий невозможно всерьез говорить о массовом повышении ИКТ-компетенции, самообразовании.
Наконец, когда речь идет об общесистемных требованиях, независимо от уровня образования, на первое место выходят автоматизация процессов управления на школьном уровне (электронные журналы, базы данных и прочее). При этом очень важно, чтобы новые технологии шли не в добавление к старым, а постепенно замещали бы их.
Расширение коммуникационных каналов ведет к возникновению «дистанционной контактной педагогики». И в перспективе, полагаю, в какой-то момент различия между контактной и бесконтактной педагогикой, то есть очной и дистанционной, будут сведены к минимуму.
Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России
Комментарии