search
main
0

Проблемы гуманитарной кафедры

О необходимости объединения усилий в воспитании подрастающего поколения говорили участники XV Всероссийской общественно-педагогической конференции «Отечественные традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания в кадетских школах, школах-интернатах; суворовских и нахимовских училищах».

По мнению начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирского высшего военного командного училища (военного института) доктора исторических наук полковника Сергея Лютова, говорить сегодня о какой-либо системе гуманитарного знания в образовательном процессе военных вузов можно лишь с большой долей условности.

Парадоксальность сегодняшней ситуации очевидна. С одной стороны, все понимают, что без системного подхода к формированию гуманитарной составляющей обучения курсантов нельзя подготовить всесторонне грамотного, интеллектуально развитого офицера, как того требует время, характер задач национальной обороны. А с другой – вынуждены признавать, что существовавшая до начала 1990-х гг. система гуманитарного образования в военных вузах разрушена, а новой не создано.

Еще одна сложная проблема связана с качеством профессорско-преподавательского состава. Мы привыкли говорить о педагогах, как о носителях традиций и опыта. К сожалению, таких преподавателей на кафедрах гуманитарных дисциплин становится все меньше. Реальная ситуация на кафедре Новосибирского ВВКУ такова. Из 11 человек 6 – офицеры запаса, возраст которых более 55 лет, в том числе три бывших начальника кафедры, один бывший заместитель начальника кафедры, обладающие и научно-педагогическим потенциалом, и значительным опытом. Моложе 40 лет один преподаватель, до 45 – 2, в возрасте 46 – 50 – нет. Подобная ситуация грозит тем, что в течение ближайших полутора-двух лет те преподаватели, которых с полным основанием называют носителями опыта, уйдут. И есть опасность, что достойной замены им не будет. Ведь последний выпускник офицеров-педагогов из Военного университета Министерства обороны РФ на кафедру гуманитарных дисциплин прибыл в 1999 г., а из войск удалось взять одного офицера в 2004-м.

Практика показывает, что комплектованием кафедры офицерами из войск проблему преемственности педагогического опыта не решить. Войска неохотно отдают хорошо подготовленных офицеров, а мотивация тех, кто рвется из войск в училище далека от должного настроя на педагогическую деятельность. Двухмесячная переподготовка при Военном университете проблему воспитания и обучения педагогических кадров кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин военных вузов в полном объеме не решает.

Кафедра Новосибирского высшего военного командного училища не расписывается в собственном бессилии, а старается поддерживать свой научно-педагогический потенциал на должном уровне. Только за последние три года преподаватели гуманитарных дисциплин защитили 5 кандидатских диссертаций. Но работа над диссертационным исследованием не может заменить целенаправленной подготовки педагога-предметника, что для гуманитарных дисциплин очень важно.

Полковник Лютов считает, что наиболее рациональным для кафедр гуманитарных дисциплин является сочетание преподавателей-выпускников педагогического факультета, которых остается все меньше, с офицерами из войск, обладающими хорошим войсковым опытом и склонностью к преподавательской работе. Проблемы возрождения системы подготовки специалистов для кафедр гуманитарных дисциплин по аналогии и с использованием опыта педагогического факультета Военно-политической академии, преемником которой ныне выступает Военный университет Министерства обороны, все более злободневны. И решать их надо в ближайшие годы, чтобы преемственность педагогических кадров кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин военных вузов сохранилась не на словах, а на деле.

Актуальна и проблема содержания учебных дисциплин гуманитарного цикла, а также методики их преподавания. Здесь весьма сложно переплетаются и вопросы распределения учебного времени (сколько учить?), и кадровые вопросы (кому учить?), и качество абитуриентов (кого учить?). Противоречие между здравым смыслом и предпринятыми в последнее десятилетие мерами очевидно. Ведь сокращать количество времени на гуманитарные дисциплины и отказываться от подготовки специалистов-педагогов можно тогда, когда возрастет качество подготовки абитуриентов или изменятся, упростятся квалификационные требования к выпускникам. Пока же на занятиях по гуманитарным дисциплинам приходится считаться с малограмотностью выпускников школ, восполнять пробелы школьного образования, а подчас преодолевать элементарный нигилизм. И все это требует не только дополнительных усилий, но и дополнительного времени.

В таких условиях перед преподавателем всегда стоит вопрос: «гнать» программу по сокращенному варианту, или попытаться что-то вложить в голову курсанта, как-то скорректировать его сознание, повлиять на сформирование мировоззрения, жизненной позиции?

К превеликому сожалению, все больше преподавателей, устав сопротивляться и выслушивать замечания о том, что не укладываются в программу, следуют первым путем, создавая иллюзию внешнего благополучия. Так проще, легче и спокойнее. Тем более форма итогового контроля по большинству предметов гуманитарного цикла – зачет с оценкой или экзамен на 1 – 2-м курсе, который перед выпуском можно формально пересдать.

Для улучшения ситуации нужны кардинальные меры. В их числе – разработка системных требований к гуманитарной составляющей военного образования, включение гуманитарных дисциплин в какой-либо форме в итоговую государственную аттестацию, возрождение подготовки в Военном университете Минобороны подготовки преподавателей гуманитарных дисциплин для военных вузов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте