search
main
0

Проблема взаимосвязи личностного и интеллектуального

​Ни для кого не секрет, что одаренные дети демонстрируют не только высокий уровень интеллекта, или творческих способностей, но и в целом отличаются незаурядностью поведения, особой системой ценностей, высокой познавательной потребностью.

Поиск ответа на вопрос, какова взаимосвязь личностного и интеллектуального развития одаренного ребенка, может существенным образом приблизить нас к пониманию роли внеинтеллектуальных факторов в развитии детской одаренности, ведь одаренность формируется в рамках зарождающейся личности. Как же соотносятся между собой одаренность и личность? Известный исследователь в области одаренности личности В.Юркевич писала о том, что характер этого соотношения зависит от особенностей возраста и конкретных условий жизни и деятельности ребенка. Пробуждающаяся одаренность может существенно воздействовать на становление личности, выработку таких личностных качеств, как трудолюбие, любознательность, настойчивость в достижении цели. В учении о высших психических функциях, составляющем ядро культурно-исторической концепции, Л.С.Выготский показал, что самое главное в психическом развитии – изменение межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе между интеллектуальной и эмоциональной. Единство аффекта и интеллекта, согласно идее Л.С.Выготского, обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития. Классик в области психологии одаренности Н.С.Лейтес указывал, что умственные успехи зависят не только от самих умственных способностей, но и от личностной направленности, обусловливающей их актуализацию. «Растущему человеку мало иметь повышенные способности, надо еще уметь управлять ими», – подчеркивал он. С точки зрения автора, незаурядность в умственной сфере сама влияет на формирование черт личности, но и зависит от них, не всегда такое взаимодействие развивается в благоприятном направлении. Несомненно, теоретические изыскания ученых, как и длинный ряд жизненных примеров, подтверждают идею о наличии определенных личностных особенностей, проявляющихся у одаренного ребенка. При этом в противовес им стоит неприступная стена экспериментальных доказательств о наличии весьма шаткой корреляционной связи между этими параметрами. Исследования свидетельствуют о неоднозначности взаимосвязи личностных особенностей и уровня развития интеллекта индивида. (Р.Кеттелл, Д.Л.Робинсон, С.Бранд и В.Иган, Э.А.Голубева). Возникший парадокс заставил ученых задуматься о том, почему очевидно наблюдаемые явления не подтверждают статистические подсчеты. Была выдвинута гипотеза о наличии связующего звена между уровнями личностного и интеллектуального развития индивида, отвечающего за успешность одаренного ребенка в деятельности – социальный интеллект. Исследования Е.Яковлевой свидетельствуют о том, что дети, признанные интеллектуально одаренными и блестяще усваивавшие учебный материал, зачастую оказываются беспомощными перед жизнью и не достигают тех успехов, на которые рассчитывали они сами и их близкие. Высокий уровень достижений во многом определяется не столько высоким уровнем интеллекта, сколько его сочетанием с такими личностными особенностями, которые обеспечивают индивиду эффективное взаимодействие с окружающими людьми. Социальный интеллект, рассматриваемый как способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, проявлять социальную интуицию и умение контролировать собственные эмоции, выступает как предиктор успешности в деятельности одаренных детей. Безусловно, высокий уровень успешности одаренного ребенка благоприятно сказывается на его развитии. Но не стоит забывать, что одаренный ребенок – это прежде всего человек со своими собственными потребностями. Нередки случаи, когда одаренный ребенок, будучи «единичным экземпляром» в массовой школе, по указанию администрации выступает в качестве добытчика медалей и грамот, повышающих рейтинг школы, в силу чего приоритетным считается его умственное развитие. В итоге мы получаем ребенка, не умеющего общаться со сверстниками, награжденного стереотипным прозвищем «книжный червь» или «ботаник». Поэтому необходимо способствовать не только умственному развитию, но и личностному. Проблема заключается еще и в том, что многие родители не стремятся выявить способности своих детей, а особенности их личностного развития воспринимают чаще как неадекватное поведение, раздражающее своей непохожестью на сверстников. История знает массу примеров о том, как трудно уживаются между собой высокие умственные способности, особенности личности и окружающая реальность начиная с классического «горя от ума» и заканчивая нежеланием современных молодых людей попадать в разряд одаренных. Несмотря на это, именно одаренные, а затем и выдающиеся личности делают историю, творят и изобретают то, что использует далее все та же окружающая действительность. В силах науки помочь подрастающему способному ребенку лучше понимать свои особенности и использовать их для развития потенциала одаренности и становления успешной личности.Наталья МЯКИШЕВА, доцент кафедры психологии образования МПГУ, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте