search
main
0

Проблема – тема – актуальность – цель – задачи – методы – исследовательская часть – литературный обзор – результат – выводы – защита

Большинство десятиклас­сников, приступая к проектной деятельности, не имеют правильного представления о ее особенностях, часто путая ее с реферативной работой. Поэтому на первых вводных уроках учитель знакомит учащихся со спецификой этого метода познания, демонстрирует уже завершенные проекты, предлагает подумать о личных познавательных интересах и предметных предпочтениях.

Десятиклассникам предлагается ознакомиться с планом-шаблоном написания научных работ, который лежит в основе написания курсовых, дипломных, диссертационных работ. Навыки, приобретенные в ходе проектной деятельности, оказываются очень полезными в дальнейшем профессиональном обучении, что уверенно подтверждают наши выпускники – нынешние студенты.

Следует ознакомить учеников с видами проектно-исследовательских работ:

1. Проект. Результатом такой работы должен быть продукт, который можно увидеть и протестировать. Например, «Создание экзоскелета руки», выполненный при помощи набора Lego Mindstorms Education EV3, или «Создание аналога геля-венотоника». Отмечу, что первый проект был полностью реализован на базе школы, а для выполнения второго обращались на кафедру органической химии Сеченовского университета. Авторы этих проектов стали призерами Открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину».

2. Исследовательская работа. Результатом такой работы является решение проблемы, которая требует осмысления, анализа и сопоставления фактов, проверки альтернативных гипотез. Приведу в качестве примера такого исследования «Модель клещевого боррелиоза (болезнь Лайма)».

3. Исследовательский проект. В такой работе ведущим методом исследования является эксперимент, в ходе которого исследуются вещества, материалы, явления и пр. Эти требования успешно реализовались в работе выпускницы нашей школы «Применение фантомов биотканей в ультразвуковых исследованиях тела человека». Исследовательский проект стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».

4. Социальный проект. С 2018 года в нашей школе стартовал проект «Детский сад – школа», в рамках которого ученики медицинских классов разрабатывали и проводили циклы занятий в игровой форме для дошкольников по анатомии человека, знакомили их с медицинскими профессиями, проводили мини-лабораторные работы. Об опыте работы и результатах этого проекта мы уже писали в статье «Доктор Пилюлькин спешит на помощь» («Учительская газета-Москва» №6 за 2019 г.). Дошкольники выросли, стали учениками младшей школы, и наш проект изменил свое название. Теперь он называется «Детский сад – младшая школа – медицинский класс». Ученики 10‑го медицинского класса продолжают занятия с детьми. В качестве примера приведу названия уже подготовленных циклов: «Спешим на помощь», «Правила личной гигиены». Выполнение социального проекта предполагает групповую работу.

Итак, первый этап подготовки к проектно-исследовательской деятельности завершен. Для его реализации необходимы 6‑8 уроков.

Самый ответственный этап подготовки – выбор темы и цели работы. На этом этапе очень важна роль учителя – руководителя проекта, который, не ограничивая право самостоятельного выбора, должен помочь ученику определить и сформулировать проблему, повернуть исследование в нужном направлении, опираясь на свои знания и опыт.

При выборе темы важно придерживаться следующих принципов:

1. Наличие социально, научно или личностно значимой проблемы. Здесь все просто: нет проблемы – нет проекта.

2. Актуальность темы. Ученику предлагается ответить на вопрос: «Почему эта тема может быть кому-то интересна, кроме тебя?»

3. Самостоятельный характер работы. Лучше всего, на мой взгляд, этот принцип отражен в словах китайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать – и я пойму».

4. Проект должен быть надпредметным, то есть не ограничивающимся рамками одного предмета. Кроме исследований в предметных областях химии и биологии ребята успешно изучают и реализуют свои знания по психологии, физике, истории, литературе, иностранному языку и пр. Например, в этом году учащиеся осваивают новое для нас направление в проектной деятельности «История медицины на английском языке». Учителя-предметники выступают в роли консультантов индивидуальных проектов.

Главное, что объединяет все направления исследований, – медицинская направленность выбранных тем, поскольку курс «Индивидуальный учебный проект» выполняет задачу предпрофессиональной ориентации учащихся медицинских классов.

Авторы проектов защищают свои работы на школьной конференции, где приобретают бесценный опыт публичного выступления. Лучшие исследовательские проекты участвуют в открытых городских научно-практических конференциях «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни», Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы».

Проект (лат. рrojectus – «брошенный вперед») – это метод обучения. Он формирует опыт и поэтому незаменим. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и поэтому уникален. Он формирует огромное количество знаний, умений, навыков и поэтому эффективен. И главное проект – это действительно интересно!

Виктория МАКАРОВА, учитель биологии школы №1861 «Загорье»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте