Все понимают актуальность и необходимость ведения работы в школе по профилактике возникновения вредных привычек и социально обусловленных заболеваний. И все также понимают, что одну из ведущих ролей в профилактике возникновения вредных привычек занимает школа. К сожалению, современное состояние антинаркотического просвещения в школах нельзя считать успешным.
Если обратиться к результатам обследования 2001 года, проведенного в нескольких регионах Российской Федерации, то видно, что около 74% опрошенных родителей учащихся считают: о пагубном воздействии на организм человека наркотических и психотропных веществ ребенок узнает из двух источников, первым из которых является телевидение, радио, а вторым – рассказы семьи. Усилия школы в этом направлении носят эпизодический характер, на что указали 56,5% учащихся. Лишь 15% опрошенных учащихся указали на то, что в школе регулярно проводятся подобного рода разъяснения, а 25,9% ответили, что такие мероприятия пока не проводились.
Если посмотреть планы работы школ – то это несколько тематических классных часов и распространенные акции: конкурсы плакатов и т.д.
Если говорить о качестве профилактической работы, то чаще всего лично педагоги не контролируют и не предупреждают развитие отрицательных тенденций наркоситуации несовершеннолетних, а лишь отслеживают и ищут решение для многочисленных и уже во многом запущенных ее последствий. Видимо, не сформирована еще четкая стратегия школы в данной сфере.
В этой связи очень значимо, что на Брянщине начала осуществляться Федеральная образовательно-воспитательная программа профилактики социальных отклонений среди учащихся, т.е. предполагается авторами и разработчиками программы функционирование единой системы, предусматривающей совокупность действий субъектов профессиональной деятельности, в процессе чего должен реализоваться единый комплекс учебно-методических материалов. Фактически мы уже сегодня на этой конференции можем говорить о первых результатах и опыте работы по воплощению в жизнь этой программы.
Учебное пособие «Наш выбор: без наркотиков» для учащихся 7-9-х классов, их родителей и учителей – компонент программы, можно назвать стержневым компонентом.
Мне бы хотелось поднять некоторые проблемы и расставить акценты в связи с преподаванием курса:
1. Благодаря задумке авторов необходимо кардинально изменить содержание ранней профилактики наркотического поведения – переходить от установок по информированию детей о негативных последствиях наркотизации (чаще это медицинские сведения о патологии отдельных органов и систем) к психолого-педагогическим технологиям формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью. Должны отсутствовать попытки воздействия «в лоб» с применением простейшего запугивания.
Да, в пособии специально отобранный материал, и он несет образовательную и информационную функции – они развивают информационную базу сознания, влияющую на поведение личности.
Воспитательный аспект заключается в развитии мотивов и потребностей быть здоровым, образованным, быть профессионалом – происходит развитие мотивов к ведению здорового образа жизни. Не секрет, что одной из ведущих ценностей молодежной субкультуры является свободное времяпровождение в сочетании с употреблением алкоголя и наркотиков как стиль жизни – отсюда задача по нейтрализации распространения в подростковой среде представлений о престижности ложных ценностей, разрушение устойчиво действующих мифов.
2. Высокая степень профилактической направленности занятий достигается за счет применения интерактивных методов и эмоциональной вовлеченности подростков. Думаю, все согласятся, что это пособие дает возможность учителю реализовать современные технологии личностно-ориентированного образования, побуждает задуматься и оценить свои и чужие мысли, чувства, желания, поступки, ставит в ситуацию противоречия – в этом помогают проблемные ситуации, системы вопросов, тесты на самопознание, т.е. помогают учителю не вещать истины, а включать подростков в обсуждение. Методически оснащен очень сильно, хотя можно и дополнительные материалы подключать.
3. Сложности в том, что во время такого урока позиция учителя меняется: большая часть времени на уроке должна отводиться для того, чтобы говорили, спорили, доказывали дети, а не учитель. Его задача – направлять, расставлять акценты, дирижировать.
Этот модуль нужен для дополнительной специальной подготовки студентов в педвузах. Во время учебной практики у студентов истфака 4-го курса основные трудности возникают с единой классической структурой комбинированного урока, теми же критериями учителя. Нужно думать об этом. Сами студенты: преподавание этого курса требует постоянного самообразования, работы над расширением своего кругозора, самостоятельного сбора фактического материала, совершенствования методики. В рамках эксперимента: вместе с моими коллегами, и на истфаке в том числе, ведется уже 2 года спецкурс «Проблемы гражданского воспитания в современной школе», малое количество часов – но пытаемся заразить воздухом и атмосферой граждановедения. Проблема профессионализма.
4. Помнить о том, что уроки по пособию должны перерасти в систему внеклассной и внешкольной работы, что это часть большой стержневой программы для разработки педагогической системы.
Ирина ЯКИМОВИЧ, Брянск
Комментарии