search
main
0

Проблема создания единого образовательного пространства важна и в физическом воспитании

​«Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. Общие цели государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы – обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны» (из государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295).

С внедрением нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» изменились требования к образовательному процессу, повысились требования к качеству образовательных программ, изменились подходы к методам их реализации. По инициативе Президента России Владимира Путина было выдвинуто предложение включить предметную область «Физическая культура» в число основных учебных предметов общего образования как дисциплину, оказывающую непосредственное влияние на формирование гармоничного развития детей и молодежи, их готовность к эффективному освоению знаний, умений и навыков в области физической культуры, спорта, здорового и безопасного образа жизни.Принимая во внимание сохранившиеся в российском спорте успешные практики физического воспитания детей, Министерство образования и науки Российской Федерации провело большую работу по привлечению федераций по различным видам спорта к практической работе по разработке рабочих образовательных программ физического воспитания, поскольку в спорте успешно используют методики общефизической подготовки.В настоящее время Экспертный совет Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации рассмотрел и рекомендовал для использования в общем и дополнительном образовании более 30 авторских образовательных программ общего, дополнительного образования и программ дополнительного профессионального образования (программы курсов повышения квалификации руководителей и педагогов).Вместе с тем важной остается проблема создания единого образовательного пространства, единообразия в подходах к учебному процессу, это важно в физическом воспитании, где ошибки могут обернуться большими проблемами со здоровьем подрастающего поколения.Инициативы Президента России Владимира Путина по увеличению количества учебных часов в неделю предмета «Физическая культура», по возвращению в практику оценки показателей физического здоровья норм ГТО – государственная позиция по созданию мер оздоровления населения страны и оценка роли физической культуры в воспитании эффективного, здорового и гармонично развитого поколения нашей страны. Вместе с тем в Федеральных государственных образовательных стандартах не в полной мере учтены инициативы, выдвинутые президентом страны, например, в ФГОС общего основного образования раздел «Физическая культура» объединен с разделом «Основы жизнедеятельности», а задачи «достижения положительной динамики в развитии основных физических качеств» стоят на предпоследнем месте, в ФГОС среднего общего образования раздел «Физическая культура» объединен с разделами «Экология» и «Основы жизнедеятельности», задача физического воспитания представлена в редакции «сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира».Исходя из этого, педагогу трудно понять, что физическое развитие, физическое совершенствование обучающихся – основная задача физической культуры, которая способствует успешности всего образовательного процесса и поддержания физического здоровья.ФГОС начального общего образования в разделе «Физическая культура» ставит не задачи обучить детей правильному выполнению здоровьесберегающих/здоровьеформирующих упражнений физической культуры, а задачи наблюдения детей за своим физическим состоянием, показателями физических качеств; в тексте есть научно-педагогические ошибки, среди которых, например, есть рекомендации «развивать силу и выносливость», то есть те физические качества, которые, по мнению ученых, начинают развиваться в более позднем возрасте. Таким образом, педагоги могут сделать ложные выводы, что обучение детей основам физического воспитания – методикам выполнения упражнений не задача образования ни на одной ступени обучения.Часто есть недопонимание роли физической культуры в успешном освоении обучающимися программ общего образования у руководителей образовательных организаций, а отсюда слабая информированность родителей (законных представителей) обучающихся в области организации процесса физического воспитания и требований к предмету «Физическая культура».В критериях оценки эффективности работы образовательных организаций отсутствуют показатели, связанные с организацией работы в области физического воспитания и зависимость этой оценки от личных результатов обучающихся по динамике развития личных физических качеств или спортивных достижений, в практике физического воспитания в образовании – инструменты объективной оценки динамики развития физических качеств обучающихся. При подборе и применении программ по физическому воспитанию, методов, форм и средств физической культуры образовательными организациями не учитывают сенситивные периоды развития детей. В учебных программах школ, как правило, отсутствуют имена авторов применяемых программ, а следовательно, сложно проконтролировать их эффективность, наличие необходимого учебно-методического материала. Между тем решение проблем с гармоничным развитием и физическим здоровьем лежит на поверхности.Сегодня партийный проект «Единой России» «Модернизация образования» предлагает простой и надежный механизм создания условий для развития здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования, направленного на решение общих задач образования.Суть проста: физическую культуру в школе нужно строить на базе научно обоснованного подхода, с тем чтобы заложить основы правильного формирования организма ребенка в дошкольном возрасте (дошкольное образование), создать условия для физического совершенствования в начальной школе и раскрыть возможности использования полученных навыков и умений в средней и старшей школе.Принимая во внимание, что физические качества (гибкость, координация, быстрота, сила, выносливость) человека развиваются не все сразу, а в соответствии с сенситивными периодами развития, а также учитывая период формирования костной системы организма ребенка, преемственный учебный план по дисциплине «Физическая культура» должен строиться на основе фундаментальных знаний о развитии человека.Проект концепции формулирует принципиальный подход к созданию преемственного учебного плана:- дошкольный возраст и младший школьный возраст (от 3 до 10-11 лет) – возраст, когда начинает формироваться организм, закладываются здоровые привычки, основа физического воспитания – обучение методикам выполнения упражнений, развивающих гибкость, координацию, быстроту, укрепляющих мышцы и формирующих осанку, опорно-двигательный аппарат; постепенное (в соответствии с нормами и правилами) вовлечение в массовый спорт в рамках дополнительного образования;- возраст средней школы (от 11-12 до 15-16 лет) – включение обучения методикам упражнений, развивающих силу; включение различных инструментов спорта; ознакомление с правилами различных видов спорта, обеспечивающих поддержание интереса к занятиям спортом в дополнительном образовании; физическое совершенствование;- возраст старшей школы (от 15 и старше) – включение обучения методикам упражнений, развивающих выносливость, и продолжение знакомства с различными видами спорта, обеспечивающими поддержание интереса к занятиям спортом в дополнительном образовании; физическое совершенствование.Предлагаемая модель позволит в короткие сроки создать систему преемственного научно обоснованного физического развития, направленного на оздоровление обучающихся, то есть, по сути, создать здоровьеформирующее и здоровьесберегающее образование, которое позволит укрепить нацию физически, даст возможность создать условия для лучшей успеваемости учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте