search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Проблема интерпретации и личного выбора в современном историческом образовании

​Многие наши споры и противоречия о соотношении исторической науки и исторического образования, как мне представляется, во многом результат какого-то недоразумения, непонимания различия в их предметах.

Очевидно, что совершенно неправильным было бы придерживаться достаточно распространенного когда-то взгляда на образование как на зеркальное отражение науки, как ее «учебную модель». Но вот то, что действительно принципиально и для науки, и для образования, то, что действительно их сближает сегодня, – это осознание ценности многомерного и широкого взгляда, наличие и уважение различных методологических подходов и теоретических концепций и в исследовании, и в преподавании истории. То, что в науке определяется как свободный поиск истины, признание возможности различных интерпретаций и оценок, а в образовании связано с вариативностью в самом широком плане – от дидактических приемов до содержания учебного процесса.Многозначность и неоднозначность в истории не означает отказа от точного и ясного видения прошлого, скорее, это очень важная особенность нашего познавательного инструментария, специфика исторической оптики, возможность ее настройки в самых разных спектрах. Учиться способности улавливать отдаленные оттенки и звуки прошедших времен, умение органично передать все это в некой картине или мелодии, создать целостный образ эпохи и вместе с тем обнаружить в нем только часть недописанного полотна, неоконченной симфонии исторической жизни народа – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки учителя истории.При всей сложности выполнения такой задачи нужно также быть готовым к тому, чтобы объяснить нашим ученикам, что предложенный им образ времени следует рассматривать как один из возможных, что существуют и другие и что, наконец, они сами могут попытаться составить собственный образ в своем сознании, что, пожалуй, самое трудное. Говоря профессиональным языком, как в условиях существующего многообразия и вариативности сделать осознанным личностный выбор в пользу того или иного учебника, той или иной версии исторического события, оценки того или иного персонажа? Этот вопрос в равной степени относится и к учителю, и к ученику, особенно такому, который пытается не механически, а творчески подойти к усвоению пройденного материала, любит историю, не ограничивает себя только текстами учебников и учебных пособий, а самостоятельно выходит во внешкольное пространство информации, знаний, значений, ценностей и смыслов.С другой стороны, обладает ли современный учитель возможностью повлиять на выбор своего ученика, задать хотя бы вектор его поисков?Ведь именно этот выбор и есть момент истины и для ученика, и для педагога. Именно этот момент очень важен, на мой взгляд, с точки зрения всего последующего процесса становления национальной, культурной и гражданской идентичности молодого человека. Этот момент выбора сравним с серьезным поступком в жизни ребенка, в его духовном и нравственном становлении и развитии. Этот сознательный акт должен быть эмоционально пережит и остаться в душе.Здесь определенные надежды в профессиональном сообществе в последнее время возлагают на когнитивные (познавательные) технологии. Их применение в гуманитарных дисциплинах потребует серьезных принципиальных изменений и в подготовке учебников, учебных книг и материалов (в том числе и КИМов), и, разумеется, в подготовке и переподготовке учителей. Необходимо отметить, что серьезным тормозом на пути их широкого внедрения в образовательный процесс остается описательный характер существующих учебников и учебных пособий. Новых, исследовательских учебных книг по истории, рассчитанных на формирование креативного мышления у учащихся, активизацию их познавательных способностей, несмотря на общее огромное количество рекомендованной литературы, практически нет.Другая причина, препятствующая переходу в инновационный режим, связана, на мой взгляд, с тем, что мы продолжаем проводить образовательный процесс исключительно на вербальном уровне. Как мы все хорошо помним, недостатка в правильных словах у нас никогда не было. Вопрос не только в том, что очень часто наши слова расходились с делами, а в том, что современная молодежь не менее восприимчива не только к слову, но и к различным формам невербальной коммуникации. Визуальное мышление и способность ориентироваться в знаково-символическом поле у нашего молодого поколения во многом превосходят возможности их предшественников.Все эти причины следует иметь в виду, когда мы стремимся найти путь к внутреннему миру молодого человека, в то пространство, в котором происходит его встреча с историей и делается выбор в сопричастности или в отторжении с ней.В этой связи, с моей точки зрения, следует обратить внимание на одну существенную проблему, обсуждение которой уже некоторое время ведется в научной философской и психологической литературе. Речь идет о границах применения в образовании так называемого деятельностного или смыслодеятельностного подхода, особенно в тех случаях, когда речь идет о некоторых тонких вопросах индивидуального сознания ребенка, его внутреннего психического развития и бытия. С формулой, которую так часто повторяют разработчики новых школьных стандартов, о том, что личность формируется в результате взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, в общем и целом следует согласиться, но только именно в самом общем виде. Как считают видные российские ученые академики В.Лекторский и В.Зинченко, при всей перспективности деятельностного подхода он далеко не всегда применим к феноменам сознания человека, для понимания и описания которого следует обратиться к другим направлениям современной науки – философской антропологии, феноменологии, структурализму, аксиологии, герменевтики.Исходя из этого, мы должны выстраивать наш диалог с учениками и студентами, используя различные виды интерпретации исторического материала – герменевтической (обращенной к психике отдельного человека), структурной (анализ социальных нормативов и ценностей жизни), семиотической (системно-знаковое или культурно-значимое исследование). Развитие образного пространства истории невозможно без обращения к фотографии, кинофильмам, музыке, без попыток реконструкции аудиовизуального ряда прошлых эпох, а это, согласитесь, вносит особые задачи в само содержание исторического образования как в школе, так и в вузе. Умению понимать художественное произведение учат на уроках литературы, где дают первичные представления о структуре текста, о соотношении понятий текст – контекст – подтекст – метатекст. Но и в обучении истории следует раскрывать такие сущностные исторические понятия, как исторический образ, структура факта-события, хронотопа, показывать нелинейность исторического процесса, относительность социального и индивидуального человеческого времени и бытия. Следует избегать упрощения, механицизма, схематизма в изложении исторического материала в старших, профильных классах и в особенности в вузах. Попытаемся помочь нашей молодежи стать не только успешными, но и счастливыми людьми, поможем понять им себя и других, свою страну и весь мир в контексте времени, истории и культуры.Алексей ЛУБКОВ, проректор МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте