search
main
0

Проблема

Будем здоровы,

или Почему урок физкультуры не впрок?

Известно, что современный спорт с его функциями условно можно разделить на три направления: базовый (школьный и профессионально-прикладной); оздоровительно-рекреационный; спорт высших достижений. Рассмотрим первое и третье направления.

В среднем двигательная активность школьника на уроке физкультуры составляет 15-20 минут. Интенсивность физических нагрузок, как правило, низкая, что не дает тренировочного воздействия, поэтому задача развития на уроке физкультуры не реализуется.

Если даже удастся повысить интенсивность урока физкультуры, то учащиеся будут испытывать трудности возвращения после него к академическому уроку, выйти из возбужденного состояния, вызванного эмоциями и физическим напряжением. В связи с этим урок физкультуры остается лишь обучающим и воспитывающим, и рассматривать его следует с позиции разрядки, как средство для снятия умственного и психического напряжения от перегруженности учебными предметами. К тому же в одном классе обьединены учащиеся с различной (до 3-4 лет) степенью биологической зрелости, уровнем состояния здоровья (4 группы) и разного уровня физической подготовленности. Одни из них посещают только уроки физкультуры, другие занимаются в спортшколах или самостоятельно, третьи нигде не занимаются и не проявляют интереса к физической культуре. С таким разношерстным контингентом учащихся провести полноценный урок физкультуры просто нереально. К тому же отмечается неприятие учениками урока физкультуры. Из увлечений школьников в свободное время физкультура и спорт находятся на 9-м месте. В связи с этим сегодня требуется разработка оптимальной двигательной деятельности для учащихся разного возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности к 8-часовым физкультурно-спортивным занятиям в неделю (2 часа – уроки физкультуры, 6 часов – спортивной подготовки), нужны новые формы работы – несоревновательные виды физической активности, где нет разделения на победителей и побежденных, такие формы занятий, которые обеспечивают не только профилактику и лечение, физическое совершенствование, но и улучшение психического состояния, духовное и нравственное совершенствование.

Для сравнения, обьем часов при 2-разовых в неделю уроках физкультуры за 11 лет обучения в школе и 5 лет в вузе равен годовому обьему для занимающихся в спортивных школах на этапе спортивного совершенствования.

Кроме техникумов и ПТУ, возникло большое количество профильных образовательных учреждений – гимназии, лицеи, колледжи, ориентированные на будущее профессиональной деятельности. Для них необходима программа по физическому воспитанию с учетом профессиональной направленности.

Не менее важная проблема сложилась в студенческом спорте. Ежегодно в вузы бывшего СССР поступало около 3 тыс. мастеров спорта, которые через год обучения в вузе как спортсмены деградировали. Хотя в их подготовку были вложены немалые государственные средства. Для студентов интерес к физической культуре, с одной стороны, проявляется через спорт высших достижений, с другой – через установку на здоровый образ жизни, занятия по интересам и потребностям.

В связи с этим следует стимулировать спортивные увлечения студентов, определить опорные виды спорта в вузах с учетом традиций, наличия тренерских кадров и материальной базы. Открыть школы высшего спортивного мастерства. Условия для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере студенческого спорта предусмотрены законодательными актами, осталось действовать.

Спортивные школы играют основополагающую роль в развитии массового спорта и подготовке спортивного резерва. Недельная физическая нагрузка для учащихся спортивных школ колеблется с 6 до 32 часов в зависимости от стажа спортивных занятий и уровня мастерства спортсменов. В настоящее время спортшколами охвачено около 11% школьников, а в спорте высших достижений задействовано 2% занимающихся и около 10% тренеров-преподавателей.

Среди занимающихся в спортивных школах различного типа проходят подготовку более 90% кандидатов в сборную России, мастеров спорта и мастеров международного класса. В среднем расходы на одного занимающегося обошлись в 118 тыс.рублей в год. Вместе с тем в последние годы происходит значительное разрушение спортивных школ. Прекратилось финансирование спортшкол ФСО “Динамо”, которые охватывали более 20 тыс. детей, подростков и молодежи; клубов “Юный динамовец”, в которых занимались 79 тыс. учащихся подшефных детских домов, школ-интернатов, спецучреждений для несовершеннолетних осужденных, деятельность которых была направлена на решение задач профессиональной ориентации и профилактики детской преступности средствами спорта. В два раза сократилось количество спортшкол ФСО профсоюзов России, финансируемых Фондом социального страхования. Эти школы являлись основными поставщиками резерва сборной России. В три раза сократилось количество спортивно-технических школ (РОСТО). На содержание 44 спортшкол Министерства обороны России бюджетные средства не предусматриваются. На содержание 57 спортшкол ФСО “Юность России” выделяются госбюджетные средства только на зарплату и аренду, а 35 спортшколам Министерства путей сообщения России – только на зарплату и коммунальные расходы. Предложения о их спасении внесены в правительство.

В целом же 74% спортшкол России содержатся за счет средств госбюджета. Увеличился до 1 тысячи переход спортшкол общественных организаций под госбюджетную опеку, потому что общественные организации не могут создать инфраструктуру и пока что не имеют возможности строить свое будущее.

Наше время – век ускоренного психоэмоционального темпа жизни, острая экологическая обстановка, гиподинамия, использование химиотерапевтических средств для лечения, вредные привычки (курение, алкоголь, переедание). Анализ причин смертности населения показывает, что 70% приходится на хронические неинфекционные заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, онкологические заболевания. Недостаточное состояние здоровья, физического развития и подготовленности усугубляется снижением возможности полноценного питания, нерациональным построением режима дня, отсутствием профилактики медицинского обслуживания. Нами еще не освоен принципиально новый подход к питанию, в основе которого правильное сочетание продуктов. Спортивный диетолог США доктор Роберт Хаас отрицает все постулаты спортивного питания, миф о белках, соли, спортивных напитках, голодании, пиве, калорийности, гипокликемии, сбалансированной диете, высокоэнергетических продуктах, минеральных веществах, витаминах, как сбросить вес, о диетах и т.д. Его позиции убедительны.

Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи определена Федеральной программой развития физической культуры и спорта.

Уровни реализации цели в системе непрерывного физического образования:

1. Начального практического приобщения – дошкольники

2. Начальной грамотности в физической культуре – 1-4 классы

3. Базовой образованности – 5-9 классы

4. Углубленной образованности – 10-11 классы, ПТУ, ССУЗы

5. Зрелой творческой образованности – вузы

В этих целях первоочередными задачами являются:

– ввести в практику дошкольного образования ежегодное тестирование уровня физической подготовленности детей;

– внедрить “паспорт здоровья”, систему ежегодной диспансеризации учащихся;

– обеспечить трехразовые по 2 час. в неделю занятия, их качество и конечный результат;

– поднять престиж учителя физкультуры и тренера-преподавателя;

– обеспечить проведение соревнований всех возрастных групп по тестам. Внедрить международную спортивно-оздоровительную программу “Президентские состязания”;

– формировать общественное мнение о повышении грамотности (физкультурно-оздоровительного минимума);

– развивать положительные мотивации у учащихся к физкультурным занятиям и спортивным тренировкам.

Владимир БАУЭР, заместитель начальника Управления подготовки резерва и спортшкол ГКФТ РФ, к.п.н, заслуженный тренер СССР

Здоровые дети рождаются от здоровых родителей – это аксиома. Вместе с тем 23,5% новорожденных имеют отклонения в состоянии здоровья;

67% учащихся имеют ниже среднего уровня развитие физических качеств.

Футболист, переводчик и просто отличник

Футболист, переводчик и просто отличник

Разве такое бывает? Бывает. В международном отделе еще Госкомспорта СССР замечательными английским и итальянским отличaлся прекрасный в прошлом футболист Геннадий Логофет.

А в Ижевском спортивно-педагогическом колледже такая лингвистическая подготовка учеников не редкость.

В 1990 году на базе детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (СДЮШОР) по футболу была создана средняя экспериментальная учебно-спортивная школа #82. А в 1993 году школа получила статус спортивно-педагогического колледжа.

Эта школа отличается от всех остальных даже внешне: выполненная по специальному проекту, она не навевает уныния, как типовые коробки. Идеальная чистота – явление для любой школы недостижимое, и тем не менее в заведении, где учатся одновременно 200 мальчишек-футболистов, не удалось отыскать ни одной исписанной парты или исцарапанной стены, хотя к приезду корреспондента никто специально не готовился.

Несмотря на то, что ученики этой школы находятся в постоянных разьездах, никакого изменения базисный учебный план не претерпел. Ребята занимаются по обычному расписанию, в которое благодаря виртуозности завуча включены еще две тренировки.

Такие нагрузки не каждому под силу, поэтому прямо в школе работает медико-восстановительный центр, который постоянно контролирует здоровье учеников, проводит компьютерную диагностику, собирает банк данных на каждого спортсмена, дает рекомендации тренерам. В штатном расписании центра имеются квалифицированные врачи и массажисты, которые при необходимости могут тут же оказать квалифицированную помощь.

Воспитанники этой школы играют за юношескую и молодежную сборную России, составляют костяк ижевской команды “Зенит”, недавно вошедшей во вторую лигу. Но при этом учеба не отходит на второй план.

Ежегодно несколько выпускников получают золотые и серебряные медали. Об уровне их подготовки можно судить по высказыванию одного из выпускников школы Сергея Красноперова: “В юношеской сборной, за которую я играю уже третий год, на играх за границей мне всех труднее приходится. Ребята после игры отдыхают, а я почти все время нахожусь при тренере, поскольку помогаю ему общаться с иностранцами, являюсь как бы еще и переводчиком у российской команды”. Так же отлично владеют английским Алексей Степанов, Тимур Худяков, Бяков Алексей.

А можете ли вы представить себе футбольную команду, выступающую как мужской хор? В 82-й школе дело обстоит именно таким образом. До последнего времени существовал еще и духовой оркестр.

Не случаен и факт присвоения школе статуса колледжа. С 1993 года желающие вместо положенных 11 лет могут задержаться в родных стенах еще на два года. Изучение специальных предметов, таких, как теория и методика преподавания различных видов спорта, педагогика, музыкально-ритмическое воспитание, история физической культуры, позволяет им получить диплом профессионального тренера. Молодые, но сообразительные футболисты охотно пользуются такой возможностью. Многие потом продолжают свое образование в Удмуртском университете, других вузах. Недавно педагогический коллектив школы по итогам своей работы подготовил к печати тезисы под заголовком “Спортивно-педагогический колледж – школа гармоничного развития юношества”. Точнее не скажешь.

Юлия ПРЫТКОВА

Ижевск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте