Нынешней осенью фестиваль «Киношок», до сей поры объединявший национальные кинематографии республик бывшего Советского Союза, примерял в Анапе новый формат. Прежнее пространное название, как и прежняя география, сократились до короткого – «Открытый российский кинофестиваль».
Молодость и география
Можно сколь угодно говорить о совпадениях, но этот «Киношок» был 26-м по счету, а, значит, фактически открывал следующую четверть века своей биографии. Так что смена формата и все, что за этим последовало, показалось естественным и кстати. И воплощение в жизнь счастливой, давно витавшей мысли не постольку поскольку, а всерьез обратить внимание на отечественное кино, которое снимается не только в Москве и Питере, но и на региональных студиях. И приглашение сразу в несколько конкурсных программ тех, кто пока лишь осваивается в профессии. Словом, на этот раз «Киношок» не только отправился в путешествие по большой (и часто незнакомой) родной стране, но и в некотором роде стал фестивалем молодого российского кино. Превратился в подобие телевизионного «Голоса», каким он видится нестоличному участнику – теперь или никогда. Последнее обстоятельство было сродни предвкушению – молодые, они ведь дерзкие, молодость – сама по себе вызов. Разумеется, сравнение уважаемого фестиваля с телевизионным шоу, где вчера еще никому не известный самородок сегодня становится кумиром миллионов – это фигура речи, но подобный поворот (почему бы и нет?) тоже предполагался, хотя встреча с дерзостью и вызовом по-настоящему случилась, на мой взгляд, только однажды.
Непровинциальная провинция
Для начала удивило жанровое разнообразие игрового конкурса. Открыли его и закрыли романтические комедии: первая из Башкортостана, вторая – из Карелии. А дальше пошло-поехало: драма, хоррор, бесшабашная комедия, где на экране «отрывались по полной», а в зале с разной степенью успеха пытались в происходящее «въехать». Был фильм вроде про спорт, но больше про жизнь. Была, наконец, музыкальная мелодрама, где, как поется в одной давней песне про кино, «красиво смотрят и красиво говорят», что, впрочем, не помешало картине получить «Золотую лозу». Нет, скучно точно не было. Как и не было, к счастью, повода снисходительно похлопывать авторов, зачастую дебютантов, по плечу: мол, все у вас впереди, вот оглядитесь как следует, наберетесь опыта – что там еще говорят в подобных случаях? А вышло так, что их, образованных и знающих, чего хотят, подбадривать, судя по всему, особо не надо – они свой выбор сделали давно. Но вот помочь не мешало бы, желательно материально. Потому что виденное в Анапе кино нередко снималось на собственные нежирные деньги, что было видно по картинке. Снималось, впрочем, оптимистами и достаточно умело. Розданные по делу актерские призы, примеры классной операторской работы – тут автор разошелся с жюри в предпочтениях, но, главное, было из чего выбирать. Та же история с призом за музыку. Так что, господа, если мы о профессии, то на минувшем «Киношоке» все было чаще по-взрослому. И очевидно, что и в сравнении со столицами провинция категорически не соглашается считать себя таковой. И в чем уж точно дает фору привыкшим всегда чувствовать себя главными, так это в умении признаться в любви родному, отчему.
Уфа, я люблю тебя
Айдар Акманов, сценарист «Из Уфы с любовью», коренной уфимец. Здесь родился, вырос, разве что сценаристом стал в московском ВГИКе. Так что поведать миру о малой родине ему было на роду написано. И когда режиссер Айнур Аскаров предложил подобный проект, он совпал с мыслями, которые, по собственному признанию Айдара, «давно крутились в голове». Позже в который раз убедился, с каким замечательным местом связала его судьба: смотрел первую сборку фильма и влюблялся в свой город заново, открывал его, будто впервые. Уфа, главная героиня картины, получилась персонажем с характером – капризным, непростым, но сердечным. Поначалу лента задумывалась как «наш ответ» создателям знаменитых сборников «Париж, я люблю тебя» или «Нью-Йорк, я люблю тебя», состоящих из разных лирических новелл. Но потом от микросюжетов решили отказаться и придумали историю одного героя, попадающего из деревни в мегаполис. И тут выяснилось, что молодые жители больших городов и их провинциальные сверстники по сути мало чем отличаются. И те и другие стремятся открывать мир, найти в нем себя, и, как же без этого, любить и быть любимыми.
Хотели, как лучше, и вот опять
Пожалуй, главные вопросы к большинству фильмов игрового конкурса «Киношока» начинались со сценариев. Но это вообще хроническая проблема отечественного игрового кино, когда история – привет от отечественных же сериалов – на скорую руку подменяется неким сюжетом. Скажем, в карельском «Ананасе» герой знакомится с нами, сидя в инвалидной коляске. Буквально через минуту он ее благополучно покидает, чтобы на глазах изумленного зрителя на крепких ногах разрешить неприятную ситуацию и уже в следующем кадре снова оказаться в коляске, оглоушив свидетелей сего чуда вопросом: во сне то было или наяву? Оказывается, наяву, потому как подобное происходит и раз, и второй, и энный, так что, в конце концов, перед нами предстает вполне заурядный мошенник, только по недоразумению до сих пор не схваченный за руку. А все ведь могло повернуться иначе, замути авторы по-настоящему авантюрный и ироничный рассказ о человеке, который пытается жить под разными личинами. В другом фильме создатели по ходу дела постоянно отсылают зрителя к неким персонажам и событиям, находящимся на периферии повествования. В итоге внимание отвлекается, нить действия теряется, возникают неопределенность и невнятность, картина останавливается, и то, что могло бы стать историей, превращается в предсказуемый, уже не способный захватить сюжет.
Из пункта А в пункт Б
В этом смысле в конкурсе выгодно отличалась студенческая работа троих (немногим за 20) учеников Владимира Хотиненко, получивших один на всех приз «Киношока» за лучшую режиссуру в фильме «Странник». Итак, знакомьтесь: Денис Колонтай (он же автор сценария и исполнитель одной из ролей), Иван Качалин (так же исполнивший одну из главных ролей) и Дмитрий Глазовский (оператор и актер по совместительству). Эту картину трудно назвать манифестом поколения, но то, что перед нами честное и искреннее высказывание о мире и о себе в нем, уже само по себе вызывает уважение. Молодые режиссеры при всей своей индивидуальной несхожести снимают в полном творческом согласии, отчего лента кажется сделанной одним человеком. Они не скрывают, что смотрят «со своей колокольни», размышляя о жизни и смерти, о дороге из пункта А в пункт Б и о том, что встречают между означенными пунктами. Они не боятся быть непонятыми, не стесняются прямых отсылок к великим цитатам прошлого и, увы, не всегда радующим образцам настоящего. Для них важнее, чтобы человек, ведущий сегодня жизнь муравья, перестал себя чувствовать таковым, и в этой наивной и вечной иллюзии для них кроется столько надежды. И на себя, и на всех нас тоже…
Носовые платки и обаяние юности
Среднестатистическое наше представление о Якутии – это морозы, олени, меховые малицы, одним словом – далеко и холодно. В фильме Ильи Портнягина и Валентина Макарова «Кэрэл. Невидимая красота», удостоенном главной награды «Киношока», все ровно наоборот. Тут много лета, солнца, тепла и хорошей погоды, песен у летнего костра над небыстрой водой и сменяющих друг друга нарядов, которые, если и не от Сен-Лорана, то все равно от крутого модельного дома. И все это роскошество – фон рассказа о городской барышне и сельском парне, который пишет незатейливые песни и, разумеется, никому их не показывает. При первой встрече между молодыми людьми, как и положено, случится недоразумение, но в финале все устроится лучшим образом, потому что Айтал приедет в город на песенный конкурс, на котором ничего не подозревающая Кэрэл будет петь его песню.
На самом деле рассказывать про эту картину, беззащитную перед тьмой образцов разного качества, отнюдь не просто. Не потому, что тут чистой воды мелодрама, мягко говоря, ничем сверхъестественным не поражающая, а оттого, что герой в ней незрячий молодой человек, со всем прилагаемым к этому сюжету комплектом носовых платков. Но и незрячесть, и калейдоскоп нарядов, и непременная разлучница, оставшаяся ни с чем, в этом фильме странным образом не мешают, отходят на задний план перед обаянием молодости героев, перед их экранной и жизненной одаренностью, перед историей про чудо жизни, счастья, узнавания. А наряды все эти – кому ж неохота, спрашивается, если уж выглядеть – так, простите, выглядеть?
Фото: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, yakutmovie.ru
Комментарии