Дурак набитый, уйму разных книг
Он проглотил, но ни в одну не вник.
Александр Поуп
Однажды нескольким представителям африканского племени бушменов показали фильм. В полнометражной ленте был один небольшой, длиной буквально в несколько секунд, эпизод, где крупным планом демонстрировалась курица. И поскольку именно курица была единственным знакомым бушменам элементом, они все как один потом сказали: «Кино было про курицу».
Как так вышло, что многие из нас сейчас регулярно оказываются в роли тех самых бушменов, что непонимающе смотрят на неясный им кусочек информации и пытаются уцепиться за единственный знакомый символ? Что теперь означает быть грамотным? Умеем ли мы читать?
Ответы на эти вопросы далеко не так очевидны, как нам кажется на первый взгляд. Долгое время считалось, что грамотность – это умение писать без ошибок и соединять слова в осмысленные фразы. Умение же читать воспринималось как исключительно механический навык восприятия и воспроизведения текста. Но, к сожалению, существует разница между умением читать и умением читать. Эта разница настолько же ощутима, как различие между понятиями «смотреть» и «видеть».
Приведу простой пример. Перед нами на стене висит голландский натюрморт XVII века. Глядя на эту картину, неподготовленный ребенок сможет увидеть лишь реалистично изображенные цветы, фрукты и посуду. Ученик художественной школы сможет оценить технику исполнения картины и даже композицию (если это достаточно прилежный ученик). Человек, непрофессионально интересующийся живописью, сможет указать на иные примечательные детали, искусствовед широкого профиля сможет даже рассмотреть эту картину в контексте иных полотен, а специалист по голландской живописи XVII века сможет не только опознать автора и конкретизировать эпоху, но еще и объяснить, что именно означает каждый элемент картины: на голландских натюрмортах не было лишних деталей, все служило замыслу художника. Все эти люди смотрят на одну и ту же картину, но видят совершенно разные вещи.
Так же мы смотрим на текст. Каждый из нас видит перед собой одни и те же черные буквы на белом фоне (в большинстве случаев), но, прочитав текст, выносит из него нечто свое. Свою собственную курицу.
Нам посчастливилось (посчастливилось ли?) жить в эпоху, когда количество создаваемых текстов постоянно увеличивается в геометрической прогрессии. Семь миллиардов человек за несколько месяцев создают больший объем текстовой информации, чем создавалось за целый год несколько веков назад. Просто попробуйте однажды хотя бы приблизительно посчитать, как много мы на самом деле читаем за один день, и речь не только о книгах и статьях, но и о сообщениях в мессенджерах и даже рекламных растяжках. Мы живем в мире текста. И нам нужно уметь его правильно читать.
Именно это имеется в виду, когда речь заходит о функциональной грамотности. Это не умение озвучить без подготовки незнакомый текст (хотя сейчас некоторые и с подобным испытывают затруднения). Это умение осознать текст, осмыслить его и пропустить через себя. Не отвечать на вопросы по тексту с помощью заученных наизусть формулировок, а демонстрировать понимание написанного. Не просто смотреть на полотно с нарисованными фруктами, а видеть замысел художника, автора.
Вот что значит уметь читать. Для современного человека, живущего в эру информации, окруженного текстами и символами, навык осознанного чтения является одним из ключевых навыков в целом. Чтение книг и объемных статей – это универсальный способ учиться чему-то новому, узнавать неизвестное. Книга – это единственный способ прочитать мысли другого человека, и при этом не важно, где жил этот человек, когда он жил, на каком языке говорил.
Проведите эксперимент. Возьмите любую из недавно прочитанных книг и попробуйте рассказать о ней вашему хорошему знакомому. Не пересказать фабулу, не зачитать краткое содержание, а рассказать о самой книге. Что вы поняли, что заинтересовало вас, что может заинтересовать вашего знакомого. Получилось? Теперь попробуйте сделать то же самое, но уже для двенадцатилетнего ребенка. Снова справились? Расскажите об этой книге жителю XIX века. Поупражняйтесь, посмотрите на полотно с натюрмортом с разных сторон, найдите курицу, книга откроется перед вами с неожиданных ракурсов.
Нельзя научиться читать, поглощая исключительно низкопробную беллетристику, заметки из таблоидов и зачастую полуграмотные посты в соцсетях. Как и в любом другом упражнении, нагрузку необходимо увеличивать. Научиться читать можно, только читая качественные книги. Грамотность функциональная стимулирует развитие грамотности житейской. В конце концов, интеллектуальное саморазвитие даже в XXI веке невообразимо без работы с книгами и статьями.
Поэтому сейчас перед школой стоит задача не просто научить детей читать буквы и слова. Какой толк от грамотного подростка, который может без запинки прочитать вслух Тургенева, вызубрить наизусть Пушкина и не сумеет объяснить, о чем писал Тургенев, что вложил в стихи Пушкин? Да, книга перестала сейчас быть настольной вещью, но эта проблема касается далеко не только детей и подростков. Как часто вы сами брали в руки книгу по велению сердца? Когда вы последний раз проводили вечер за чтением?
Когда в последний раз обсуждали с ребенком что-то из прочитанного вами обоими (домашние задания по литературе не считаются)?
Функциональная грамотность и умение читать – это не привилегия и не особенный талант. Это базовый навык любого современного человека. Постиндустриальная экономика уже не рассматривает граждан как бессловесных придатков к станкам. Мы купаемся в потоках самой разной информации, и если мы не научимся плавать, то рискуем захлебнуться и утонуть. И если у нас ничего не выйдет, то в скором времени мы можем растерять и те навыки, которыми уже обладаем.
Ведь… О чем была эта статья? О голландских натюрмортах XVII века? О важности умения плавать?
Или про курицу?
Никита САВЧУК, учитель русского языка и литературы школы №1206
Комментарии