search
main
0

Про фтор, азот и извержение вулкана. «Химическая» сказка для взрослых

Увы, мне не повезло. С химией. Вернее, с учителем химии. Единственное, что я помню из школьного курса, – это формула воды. Поэтому, отправляясь на встречу с учителем химии школы № 5 города Тихвина Мариной Геннадьевной Ткаченко, завоевавшей титул победительницы областного конкурса «Учитель года», я слегка трепетала. Не очень-то хотелось попадать впросак, переспрашивая названия химических соединений. Впрочем, без этого не обошлось, и мне пришлось признаться, что химия и я – две параллельные прямые. – А жаль, – спокойно констатировала моя собеседница, – химия – одна из самых интересных и загадочных наук. На мой взгляд, она – объединяющее начало гуманитарной и естественно-научной областей. С одной стороны, химия – это высшая математика, биология, физика, а с другой – в химии есть душа. Увлечь и увлечься ею совсем несложно: достаточно взять две пробирки и слить вещества. При этом вы получите эффект, способный заинтриговать и очаровать. Разве неудивительно, когда из ничего появляется что-то и вы можете данное явление объяснить? Я робко согласилась и подумала: «Мне бы такого учителя двадцать лет назад, быть может, наши дороги с химией не только пересеклись, но и потекли бы в одном направлении».

В отличие от меня, Марину Геннадьевну судьба в свое время свела с замечательными учителями, благодаря которым она и выбрала педагогическую профессию. Мартишева Екатерина Прокопьевна, Васильева Вера Ивановна, Беликова Галина Александровна – учителя высшей пробы. Им хотелось подражать, их хотелось слушать. Марина Геннадьевна, сколько себя помнит, всегда играла в учительницу. Рассадит кукол в «классе» и на каждый новый «урок» старается одеться, как любимая учительница, скопировать ее манеру общения, манеру поведения. Родители, кстати, тоже не возражали против раннего и уверенного выбора дочери, тем более что учительская профессия в те годы ценилась гораздо больше, нежели сейчас. Единственные, кто в старших классах советовал девочке сменить приоритеты, так это…сами учителя. Однако юная Марина окончила школу с серебряной медалью и без тени сомнения поступила на химический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Причем химию сразу сдала на «пять».

Учиться ей было нетрудно, поскольку тогда программы средней школы и вуза совпадали, и школа давала ту базу, на которой легко строилось новое знание. Сложности возникали в другом: Тихвин – городок маленький, куда ни пойдешь, везде знакомые лица. Петербург, а в то время Ленинград, поражал масштабами и угнетал безразличием. В конце концов ко всему пришлось привыкнуть, но домой, как признается Марина Геннадьевна, тянуло всегда.

И она вернулась. И вот уже одиннадцатый год преподает в школе любимую химию. Причем у Марины Геннадьевны, помимо основного, есть разработанный начальный курс химии для пятого класса.

– Не очень-то просто, наверное, малышам дается знакомство с этой сложной наукой?

– Напротив, – возражает Марина Геннадьевна, – как раз маленькие с большим удовольствием изучают химию. Почему? Потому что верят в чудеса. При том, что у нас на занятиях много наглядности, красочности, мы еще сочиняем сказки. Хотите пример?

Я киваю: кто же откажется послушать сказку? Тем более «химическую». Тем более что, кажется, у меня с химией намечается точка пересечения – литература.

Марина Геннадьевна устраивается поудобнее и говорит: есть, оказывается, на свете фтор – самый электроотрицательный элемент, который может отнять электроны практически у каждого, кто подвернется под руку. Злым волшебником его назвать нельзя, а вот Жадным Фтором можно. Таким образом, и рождается сказка про непобедимый Фтор, противостоять которому не может никто. Даже красавица Вода.

– Но в сказке должен быть счастливый конец! – восклицаю я.

– Он и будет, поскольку мы должны разобраться, для чего Фтор это делает.

– А для чего?

– Чтобы образовать какие-то новые соединения. Другими словами, жадность его вполне оправданная. Или возьмем азот. Он необходим растениям. Как питательное вещество он должен содержаться в составе удобрений, люди его используют для производства аммиака и т.д. Однако азот при обычных условиях не вступает ни в какие химические реакции. А ведь это самое дешевое сырье, поскольку находится в атмосфере. Как его заставить служить людям? Сюжетная завязка есть, и мы с ребятами начинаем сочинять сказку про благородного, надменного юношу Азота.

– Я представляю, как у вас на уроках живо!

– Да, дети очень любят сочинять сказки. Иногда я прошу их нарисовать какой-нибудь элемент, вещество, соединение. Допустим, интересно, как они представляют себе молекулу? Как выглядит атом? Никто не знает. Мы рисуем его в виде кружочка, но истины не знает никто.

– А каким его изображают дети?

– Разным, но в основном это кружочки с палочками, со спиральками. Наверное, потому что форма круга – совершенна.

– Марина Геннадьевна, а у вас есть любимый химический опыт?

Моя собеседница улыбается.

– Пожалуй, самый любимый у меня и у ребят – это «вулкан». Когда можно сымитировать извержение вулкана. Нужно взять дихромат аммония и опустить в него нагретую стеклянную палочку. Вещество начинает разлагаться, и этот процесс напоминает выброс лавы.

Несмотря на любовь к своему предмету, Марина Геннадьевна дома не экспериментирует, чем, конечно, очень огорчает собственную дочку. Та ждет не дождется, когда подрастет и будет проводить опыты на маминых уроках. Жаль только, что реактивы для кабинета химии не обновляются и приходится довольствоваться тем, что сохранилось еще с давних времен. Разумеется, ни о каких виртуальных лабораторных работах не может идти и речи, поскольку тихвинская школа, так же, как и всякая провинциальная, переживает не лучшие времена. Впрочем, не все так безнадежно, если мама – учитель химии. Можно получить от нее множество практических советов. К примеру, выяснить, чем обусловлена жесткость воды, и смягчить эту самую жесткость путем добавления в воду обычной соды.

А еще Марина Геннадьевна умеет – чудодействовать. Не потому что направление, то бишь химия, обязывает, а потому, что любой волшебник знает: чтобы ребенок чего-то добился, нужно создать ему ситуацию маленького успеха. Ведь для победы всего-то и надо: понять, что ты – справился. Для этого Марина Геннадьевна ищет в своих запасниках специальные волшебные задания, выполнив которые, слабенькие в учебе дети начинают обретать веру в себя. А заодно и проникаются к химии неподдельным интересом.

– Марина Геннадьевна, какое качество вы считаете главным в общении с детьми?

– Наверное, искренность. Пусть это будет гнев, но гнев искренний. Дети чувствуют фальшь и редко ее прощают.

Тихвин, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте