Она не верит в случайности, считая, что это не более чем слагаемые закономерностей. В свое время она собиралась поступать в другой вуз, не педагогический, но выбрала почему-то именно Хабаровский госпединститут. Потом, уже на педпрактике, почему-то согласилась поехать в село поработать. А еще позже по стечению обстоятельств стала самым классным классным, еще через три года – победителем ПНПО. И даже тот факт, что именно ее, занявшую второе место на конкурсе «Учитель года Еврейской автономной области-2012», в итоге направили защищать честь региона на всероссийском испытании, можно считать хоть и случайной, но все же закономерностью. Впрочем, уверена учитель истории и обществознания, завуч по воспитательной работе средней школы села Бабстово Ленинского района ЕАО Светлана БОЙКО, каждый человек сам выстраивает свою судьбу из череды случайностей. Надо просто знать, что ты собираешься построить. Но и не возмущаться, а принять как должное, если вдруг получается что-то отличное от проекта.
Светлане Давыдовне с самого начала повезло со школой. Согласитесь, это огромная удача для молодого педагога – попасть в коллектив, где тебя примут, поймут и помогут. Рядом работали учителя старой доброй закалки, трудоголики, готовые трудиться не ради денег и карьеры, а во имя идеи, которые учили детей, потому что им это нравилось и у них это получалось очень хорошо. Уже тогда, четверть века назад, она поняла главное: если на детей смотришь с раздражением, лучше написать заявление и уйти, так будет лучше всем. И, что очень важно, не надо зацикливаться на ответной благодарности за свой труд. – У нас есть учителя-страдальцы, которые сетуют, что их никто не благодарит, ни дети, ни родители, ни государство, – рассказывает Бойко. – А за что? Я вот не считаю, что меня должны благодарить. Моя работа такая же, как и многие другие. Люди спорят, педагогика – это все-таки ремесло или искусство, надо ли педагогом родиться или им можно стать. Если взять за основу такие термины, как «мастер», «шедевр», то педагога можно считать добротным ремесленником, и в этом нет ничего зазорного. С другой стороны, если у него нет призвания, он вряд ли сможет сотворить не только шедевр, но и просто добротную вещь, скорее всего она получится скучной и примитивной. В этом смысле те, кто не любит детей, наверное, могут вложить в них знания, научить чему-то, однако знания – далеко не самое главное в жизни, гораздо важнее вселить уверенность, вдохновить, зарядить оптимизмом. Впрочем, для этого надо сначала самому стать оптимистом. А вот это дается очень непросто. Когда-то давно, когда не платили зарплату, я поняла, что домой приношу школьные проблемы, а в школу – домашние, а так быть не должно! И когда начала срываться на собственных детях, поняла – надо меняться! С тех пор стараюсь приносить с собой только позитив, а проблемы оставляю за порогом. По ее мнению, отношение учителя к жизни самым прямым образом отражается на его преподавательской деятельности. Невозможно на уроке быть оптимистом-энтузиастом, а после работы превращаться в унылого скептика-пессимиста. Дети всегда видят, кто ты на самом деле, поэтому от педагога зависит, кого он воспитает – инициативных и жизнерадостных граждан или вечно недовольных нигилистов. – Некоторые учителя считают, что критическое мышление основано именно на критике всего и вся, – говорит Светлана Давыдовна. – А для меня оно выражено в умении анализировать, искать причинно-следственные связи, выяснять, откуда происходят корни проблем. Правда, у некоторых педагогов, что бы и как бы они ни анализировали, в итоге всегда получается мрачная безысходность. И я вижу в этом очень серьезную опасность, потому что такой сценарий развивает в детях склонность к отрицанию всего, даже положительного, делает из них брюзжащих негативистов. Сама я, например, охотно практикую на уроках политминутки, которые детям очень нравятся. Они слушают новости из экономики и политики, заодно пополняют словарный запас, учатся говорить. Однако в самом начале, когда дети приносили одни лишь плохие новости, я решила установить мораторий на информацию о преступлениях и трагедиях. Нельзя, чтобы дети смотрели на мир через черные очки. Учитель имеет полное право чего-либо не знать, пусть даже и по своему предметному профилю, убеждена Светлана Бойко. Просто нужно четко понимать, чего именно ты не знаешь, где можно найти ответ и, главное, зачем тебе это нужно. Поэтому когда у детей возникает тот или иной вопрос, ответ на него она ищет вместе с ними. Но при этом всегда важно иметь какие-то ориентиры, иначе простой поиск истины может завести в такие дебри, что выбраться оттуда будет крайне сложно. – Некоторые мои коллеги считают, что главное – научить детей рассуждать, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, – говорит она. – Однако само по себе это умение при отсутствии целей может способствовать воспитанию хорошо подкованного демагога. Сейчас, например, дети, начитавшись исторической беллетристики, нередко заявляют: мол, и татаро-монгольского нашествия не было, и Рюрик – личность вымышленная. Но я уверена, что при изучении нашего предмета необходимо придерживаться классической линии и, только усвоив стандартный объем знаний, можно отходить от этой линии в ту или иную сторону, изучая спорные теории. Невозможно присоединить что-то ни к чему, невежество растет из-за отсутствия знаний. К сожалению, те или иные научные факты дети сегодня узнают только на уроке, а в остальное время их пичкают ложной информацией, историческими мифами. Отсюда и результат: на простейший вопрос, кто был прав в Гражданскую войну – белые или красные, – можно услышать такие ответы, что волосы дыбом. И вообще в последние годы я все меньше встречаю тех, кто бы интересовался историей как предметом и наукой. Многие ребята любят исторические компьютерные игры, они думают, что если прошли игру, то знают все. Но ведь создатели игры могут запрограммировать и возможность победы французов в 1812 году, и немцев в 1941 году…С одними учителями все просто – они приходят в школу, вспыхивают нестерпимо ярким светом, их тут же замечают, выдвигают, награждают, поощряют. Другим же приходится долгие годы трудиться, чтобы в какой-то момент их старания оценили по достоинству и обратили на них внимание. Светлана Давыдовна, например, шла к всероссийскому конкурсу долгие четверть века, создавая тот багаж знаний и умений, с которым она потом выступила в Липецке. Но и здесь все вышло иначе, чем могло быть. – От нашего региона должен был ехать другой представитель, победитель конкурса «Учитель года ЕАО-2012» Екатерина Мартынюк, преподаватель английского языка средней школы № 1 Биробиджана. Однако она в силу обстоятельств не смогла поехать, и тогда предложили мне. Для меня это было просто шоком, ведь если бы я знала, то начала бы готовиться к конкурсу с сентября. К тому же у меня тогда была очень непростая ситуация в семье с детьми, но я все же согласилась. Конечно, мы все понимали, что вряд ли можно рассчитывать на победу. Однако и заранее проигрывать тоже как-то глупо. Поэтому готовили меня всем миром как со стороны школы, так и от Комитета образования ЕАО. И вы знаете, нет худа без добра: в Липецке я чувствовала себя более спокойно, чем даже у себя дома. Может, просто потому, что знала – какое бы место я ни заняла, пусть даже самое последнее, никто из своих меня не осудит. А вот моим коллегам из других регионов в этом плане было куда сложнее, многих отправляли только за победой, намекая: дескать, «мы в тебя столько вложили, попробуй не выиграй!». Неудивительно, что до первого этапа конкурса все были такими дружными и добрыми, но как только определились аутсайдеры, сразу же начались конфронтация, обиды, претензии. Ведь люди знали, что регион им не простит поражения. И это, мне кажется, ужасно.Как известно, учителя делятся на конкурсных и неконкурсных. К тому же на этом испытании педагоги обычно пытаются всех удивить. Тем более что жюри, как правило, само очень хочет, чтобы его удивили. Ведь редко кому удается показать блистательный урок, используя классические подходы, безо всяких шоу с фейерверками. Однако Светлана Давыдовна решила, что лучше оставаться верной себе и делать то, что лучше всего получается. Правда, для этого понадобилось немало времени, чтобы понять, к чему же все-таки следует готовиться. – Перед конкурсом мы много разговаривали с победителями прошлых лет, они рассказывали про всякие нюансы и тонкости, – вспоминает она. – Впрочем, следует отдать должное, нас и непосредственно на месте, в Липецке, очень хорошо проинструктировали, рассказав о типичных ошибках прошлых лет, предупредив, чего не следует делать. Я решила не мудрить и делать все так, как всегда делаю у себя в школе. И по-моему, получилось совсем неплохо! Мне вообще ближе активные методы обучения, и, несмотря на то что предмет «История» располагает к тому, чтобы учитель рассказывал детям всякие истории, убеждена: если не я им, а они мне будут что-либо рассказывать или же мы будем это делать вместе, по очереди, материал будет усвоен гораздо более прочно. Подготовка к конкурсу в авральном режиме потребовала от нее приложить максимум усилий к тому, чтобы в кратчайший период выполнить все необходимое. Ей, гуманитарию, далекому от информатики, было очень сложно, например, создать собственный сайт. Зато теперь она активно осваивает интернет-пространство и благодарна за то, что обстоятельства заставили ее выйти на новый уровень общения с коллегами и учениками.- Правда, разговаривая с конкурсантами, я узнала, что в ряде регионов поступают довольно просто – заказывают разработку и создание сайта профессионалам, а готовый продукт выставляют как свой собственный, – делится слухами Бойко. – Причем этот подход одобрен региональным руководством, заинтересованным в получении педагогом максимума баллов по данному пункту. Но у нас в области люди привыкли к делу относиться ответственно, и если это надо именно мне, я буду это делать сама и не стану перекладывать работу на других. Хотя, конечно, ряд положений конкурса я бы изменила. Скажем, сейчас требуется, чтобы участник непременно был победителем ПНПО. Ну вот я, скажем, победитель, хорошо, а разве мало у нас педагогов ничуть не менее опытных и творческих, которые не приняли участия в проекте или участвовали, но недобрали всего полбалла? И разве можно из-за этого лишать их права выставлять свою кандидатуру на конкурс «Учитель года»? Нет, конечно же! Наоборот, следует сделать все, чтобы привлечь к участию в нем как можно больше людей. Ведь конкурс – это замечательный стимул к саморазвитию, а полученного в этот период заряда энергии хватает надолго! Впрочем, на вопрос о перспективах своего развития и вообще о будущем Светлана Давыдовна отвечает философски, с позиций все той же теории закономерных случайностей. – Я как-то особо не задумываюсь о будущем, просто работаю в полную силу, а события сами собой складываются, – откровенничает она. – Вполне допускаю, что обстоятельства могут вынудить меня уехать куда-нибудь в другой регион, но не мечтаю об этом, а всего лишь допускаю. И вообще в последние годы события обрушиваются на меня вне моего желания, я просто воспринимаю их, как они есть. Взять тот же конкурс – я понимала, что это внезапно свалившееся «счастье» потребует от меня нескольких недель сумасшедшей подготовки, тем не менее приняла его как должное. Кстати, даже сама от себя не ожидала такого авантюризма. В целом, думаю, и в моем селе, и в любом другом населенном пункте, где бы он ни находился, хоть в России, хоть в Австралии, примерно одни и те же проблемы, учителя, ученики. А если так, то не все ли равно, где заниматься любимым делом?с. Бабстово, Еврейская автономная область, фото автора
Комментарии