«Учитель не профессия, а призвание» – сколько раз мы слышали эту фразу? А если призвание передается из поколение в поколение, часто ли удается слышать такое? Ганна Самвеловна Овсепян, куратор проекта «Медиакласс в московской школе» и педагог в третьем поколении, поделилась со мной историей своего профессионального пути, рассказала о буднях учителя и семейной педагогической династии.
– Нашу династию преподавателей начала моя бабушка Анна Саркисовна, – рассказывает учитель, – она родилась в 1925 году. Во время Великой Отечественной войны ей пришлось бросить учебу в школе, чтобы работать в госпитале. После войны Анна Саркисовна окончила школу и поступила в педагогический университет, на биохимический факультет. Заниматься лечебным делом не стала, но очень хотела передавать свои знания. Всю жизнь Анна Саркисовна проработала учителем. Общий стаж ее работы составил более 40 лет. Муж Анны Саркисовны Сед Минасович из-за войны тоже не сразу окончил школу. Во время Великой Отечественной он работал на военном заводе. После капитуляции фашистской Германии дедушка решил доучиться в школе, а затем поступил в вуз, на экономический факультет. Позже Сед Минасович защитил кандидатскую диссертацию и начал преподавать в университете. Много лет проработав по специальности, он полностью посвятил себя преподаванию в вузе.
Мама Нелли Седовна стала первым преподавателем во втором поколении в нашей семье. По образованию она медик, много лет проработала врачом, а уже потом ее пригласили преподавать в институте.
Ганна Самвеловна окончила обычную и художественную школы. Поступила в университет, а затем в аспирантуру, защитилась и стала кандидатом технических наук. Кроме того, окончила магистратуру педагогического университета, факультет «Управление персоналом в образовании». Стаж преподавания в вузе – 11 лет.
– Работала я в двух вузах: в Московском государственном университете дизайна и технологий и в НИУ ВШЭ, – отмечает учитель. – После выхода из декрета мне предложили работу в школе, работаю здесь уже 7 лет. Сначала стала руководителем школьного медиацентра, а затем – после запуска проекта «Медиакласс в московской школе» – его куратором в нашей школе №2065 и веду у ребят элективные курсы.
Ее младший брат Давид Самвелович не так давно тоже решил продолжить профессиональную династию. По образованию он финансист, банковский работник. Как и Ганна Самвеловна, окончил аспирантуру, защитился и стал кандидатом экономических наук. А на данный момент по совместительству является преподавателем МГИМО.
– На выборе мной профессии не настаивали ни бабушка с дедушкой, ни мама, – размышляет Ганна Самвеловна. – Мне и брату они всегда говорили, что необходимо найти себя в жизни, что работа должна быть полноценной ее частью и приносить удовольствие. Родные поддерживали нас во всех начинаниях. Единственный, кто действительно очень хотел, чтобы династия продолжилась, – это дедушка. У него было трое внуков, и он мечтал, чтобы хотя бы один из нас пошел работать в сферу образования. Не настаивал, не давил, но говорил, что был бы счастлив, если бы это случилось. Рада, что я и брат оправдали его ожидания.
Она всегда любила детей, еще в детском саду стала помощником воспитателя, а в школьные годы – октябренком, пионером и даже вожатой.
– Дети для взрослого – это новый, неизведанный мир, – говорит учитель. – Они мыслят иначе, не так, как взрослые люди. Работая с детьми, общаясь с ними, ты можешь посмотреть на мир через призму их восприятия. Эта возможность, считаю, есть у всех педагогов. Учителю важно не только делать вещи правильно, но еще и объяснять ученикам, как и почему он поступает так, а не иначе. Для этого пишутся программы, создаются методики преподавания, но вопрос о том, как же подать эту информацию, все равно остается открытым. Важно ее отсортировать, правильно структурировать, чтобы она стала более понятной.
– Как ты это будешь делать, зависит от разных факторов: возраста и индивидуальных качеств учеников, твоего личного опыта. На тебе лежит ответственность научить детей именно понимать, а не зазубривать материал. К тому же никогда не знаешь, какая именно информация и в какой момент пригодится. Вполне возможно, выучив что-либо, вы не найдете применения этим знаниям сразу же. Определенные умения порой становятся востребованными лишь через много лет в самый необходимый и в то же время неожиданный момент. «Учитесь как можно больше, ведь никто из вас не знает, когда те или иные навыки и знания могут понадобиться в жизни» – так я говорю ребятам, – добавляет учительница.
Наталья АБАБКОВА, ученица 11‑го медиакласса школы №2065
Комментарии